Миротворческий потенциал Китая: от слов к действиям

Дата:
Автор: Владимир Нежданов
Приход к власти в КПК и КНР пятого поколения руководителей во главе с Си Цзиньпином в 2012–2013 годах совпал с переломным моментом в представлениях о дальнейшем развитии Китая. К 2012 году формуле Дэн Сяопина «хладнокровно наблюдать, крепко стоять на ногах, спокойно решать проблемы, выжидать в тени, вести себя скромно, никогда не претендовать на лидерство» потребовалось обновление. После проведения XVIII съезда КПК (ноябрь 2012 года) в идеологии Компартии начали происходить значительные изменения. Происходящие на протяжении последних десяти лет перемены привели не только к рождению новых концепций, но и к формированию новой роли Пекина – медиатора-миротворца. Подробнее – в материале Ia-centr.ru.
Миротворческий потенциал Китая: от слов к действиям

КНР как гарант международного мира: политические основания

Роль Китая как гаранта международного мира опирается на признание ведущей роли и значения Организации Объединенных Наций в международных отношениях. Эта позиция основывается на ряде положений международного позиционирования КНР.

Материалы по теме: 

Китай и США в Центральной Азии – в поисках подходов

Во-первых, несмотря на то, что Китайская Народная Республика была основана после учреждения ООН, Пекин указывает на участие в конференции в Сан-Франциско высокопоставленного члена КПК Дун Биу, видного деятеля Гоминьдан Сун Цзывэнь, а одним из авторов Всеобщей декларации прав человека 1948 года является Чжан Пэнчунь.

Китай также активно продвигает собственное видение истории Второй Мировой войны, подчеркивая свое значение как одной из стран-победительниц.

Во-вторых, ООН занимает центральное место в международном видении Китая. В 2021 году на конференции, посвященной 50-летию восстановления законного места КНР в ООН, председатель Си Цзиньпин заявил, что благодаря Организации мир продолжает сохранять стабильность.

Определенные Си Цзиньпином задачи были закреплены в «Позиции КНР по взаимодействию с Организацией Объединенных Наций», где Китай позиционирует себя в качестве страны, способствующей укреплению международного мира, не стремящейся к гегемонии.

Одновременно происходят изменения в идеологической системе КПК. Современный этап развития партийно-государственной идеологической системы связан с «Идеями Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи» (кратко - «Идеями Си Цзиньпина». - Прим. Ia-centr.ru).

В «Идеи Си Цзиньпина» входят концепции, отражающие особенности китайского видения системы международных отношений. Все концепции «Идей Си Цзиньпина» находятся в постоянном взаимодействии, дополняя и уточняя друг друга.

«Правильный взгляд на роль Китая» (正确角色观) подразумевает, что дальнейшее развитие КНР оказывается возможным исключительно в мирной международной обстановке и стабильном международном порядке.

Как следствие, интерес Пекина к миротворчеству - попытка обеспечить собственные интересы.

«Международная ответственность и обязательства Китая» (中国的国际责任和义务) понимается как взаимозависимость роста китайской экономики от ситуации в мире. При этом Пекин готов активизировать участие в международном управлении и делать все возможное для предоставления международных общественных благ.

Важным элементом системы выступает концепция «Новая модель международных отношений» (新型国际关系), акцентирующая внимание на приверженности целям и принципам Устава ООН, примате сотрудничества стран мира. «Новая модель» - ответ Китая на решение общезначимых вопросов мирового развития. Ценностным наполнением модели выступает представление о мире, развитии, сотрудничестве и взаимной выгоде как о принципиальных характеристиках текущего этапа развития человечества.

Развитию «Новой модели международных отношений» способствуют подходы Китая относительно возможности обменов и взаимного обучения цивилизаций (交流互鉴的文明观), а также права народов на выбор их собственного пути развития (尊重各国人民自主选择发展道路的权利).

Наконец, инициатива «Пояса и Пути» включает в себя «Мирный Шелковый путь» (和平丝绸之路), предполагающий расширение сотрудничества стран инициативы в сфере безопасности для нейтрализации угроз терроризма, сепаратизма и экстремизма и нивелирования межгосударственных противоречий.

«Мирный Шелковый путь» опирается на два столпа: формирование среды относительной стабильности для развития и процветания инициативы, а также согласование усилий по созданию международной торговой сети, способствующей поддержанию регионального мира.

Кроме того, Китай выдвинул три глобальные инициативы, обобщающие и конкретизирующие видение Пекина относительно перспектив развития международной системы. В 2021 году была предложена «Глобальная инициатива развития», в феврале 2023 года - «Глобальная инициатива безопасности», а в марте - «Глобальная цивилизационная инициатива». Три инициативы формируют запрос на нивелирование международных конфликтов и поиск механизмов развития, отвечающих китайскому видению развития человечества.

Читайте также:

Развитие «Пояса и Пути» – окно возможностей для Центральной Азии и Каспия

В феврале 2023 года в Гонконге был открыт офис Международной посреднической организации - первой в мире структуры, специализирующейся на урегулировании межгосударственных споров мирным путем.

Таким образом, миротворческий потенциал КНР не ad hoc (по случаю. - Прим.Ia-centr.ru) характеристика китайской политической системы, столкнувшейся с ростом нестабильности и конфликтности в международной системе.

Напротив, миротворчество выступает ключевой характеристикой китайского внешнеполитического видения на современном этапе, преследуя цель обеспечить условия для дальнейшего развития Китая и его социалистической модернизации.

Саудовская Аравия и Иран: первый успех

10 марта 2023 года Китай объявил, что Саудовская Аравия и Иран достигли соглашения о возобновлении дипломатических отношений. Важным аспектом заявления стало то, что именно Пекин выступил посредником для достижения эпохального соглашения Эр-Рияда и Тегерана, способствующего деэскалации напряженности на Ближнем Востоке.

Успех не прошел незамеченным, ведь Китаю удалось примирить давних соперников, продемонстрировав, что разрабатываемая им дипломатическая философия весьма привлекательна.

Соглашение приветствовали Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, ОАЭ, Ирак, Алжир, Египет, Пакистан, Судан, Турция, Франция, а также Евросоюз и ООН.

Успех Китая в примирении Саудовской Аравии и Ирана имеет глубокие корни. Пекин видит в Эр-Рияде и Тегеране одинаково важных партнеров, имеющих решающее значение для интересов КНР в регионе. В этой связи Пекин представлял предложения по безопасности и стабильности в регионе Персидского залива еще осенью 2020 года. Пекин стал приемлемым медиатором для сторон: как Иран, так и Саудовская Аравия - всеобъемлющие стратегические партнеры (全面战略伙伴关系) Китая - оба государства заинтересованы в развитии торгово-экономических отношений с КНР, переживая быстрый рост торгового сотрудничества в последние годы.

Читайте также:

Сирия может вернуться в арабский мир благодаря России

Таким образом, достигнутое соглашение способствовало укреплению позиций Китая как гаранта международной и региональной безопасности, тогда как глобальная конкуренция США и КНР в этой связи приобрела новое измерение, выражающееся в способности крупной страны выступить миротворцем.


Дальше - больше?

Успех Китая в примирении Саудовской Аравии и Ирана моментально оказал влияние на ожидания мирового сообщества в отношении роли КНР в урегулировании российско-украинских противоречий и способствовании стабилизации прочих региональных конфликтов.

Следует заметить, что Пекин склонен к повторению универсальных формул, призывающих стороны к дипломатическому разрешению противоречий и поиску взаимовыгодного решения.

КНР не видит в себе гегемона, продвигающего свою волю, позиционируя себя прежде всего как равный партнер равных сторон.

Немаловажной характеристикой выступает принципиальная позиция КНР относительно собственных интересов, особенно связанных с территориальной целостностью. Прозвучавшее заявление депутата Верховной рады Украины Мережко о том, что «Китай не имеет прав на Тайвань», ведет к снижению возможности привлечь КНР в качестве посредника в Восточной Европе.

Материалы по теме:

Визит Си Цзиньпина в Москву позволит ему подключиться к урегулированию украинского кризиса

Тем не менее отсутствие реакции Китая на подобное заявление говорит о том, что Пекин потенциально видит себя в качестве медиатора украинского конфликта, не отказываясь от позиции «не выбирать между друзьями».

Действия Китая нацелены не на борьбу за место гегемона, а на формирование в международной системе такого состояния, которое бы продолжало способствовать экономическому развитию КНР. В итоге можно ожидать, что Пекин продолжит посредническую деятельность с применением не только полученного опыта, но и с апробацией нового института - Международной посреднической организации, постепенно интегрируя его в систему ООН.


Читайте другие материалы по теме:

Почему арабские страны стремятся в ШОС?

Как США втянули НАТО в борьбу с Китаем

Поделиться: