Как США втянули НАТО в борьбу с Китаем
Автор: Владимир Нежданов
В НАТО определились с главной угрозой своей безопасности
Идея увеличения вовлеченности союзников США в дела Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) начала витать в воздухе после окончания Второй мировой войны. Одновременно Вашингтон стремился избежать «перенапряжения», сосредотачиваясь прежде всего на конкуренции с СССР. Активизироваться в АТР США смогли только во второй половине 1980-х – начале 1990-х годов.
Вслед за США в АТР потянулось НАТО. Взаимоотношения Североатлантического альянса и стран региона получили развитие сразу после окончания холодной войны. Однако реальный прогресс произошел только в начале 2000-х годов, когда Австралия и Новая Зеландия приступили к оперативному сотрудничеству с НАТО в рамках Международных сил содействия безопасности в Афганистане (International Security Assistance Force; ISAF). Затем, в 2006–2007 годах Япония заявила об активизации партнерства с альянсом с целью создания каналов осведомления мирового сообщества о ситуации в области азиатской безопасности.
Партнерами НАТО становились старые союзники США, участвующие в системе коллективной безопасности, получившей в научной литературе название «оси и спиц» (hub-and-spoke system), где «осью» выступают США, а «спицами» – остальные участники.
Активизация конкуренции Китая и США в 2010-е годы повлекла за собой стремление Вашингтона воспользоваться возможностями НАТО для давления на КНР и формирования глобального антикитайского блока.
Материалы по теме: Политика НАТО демонстрирует ее слабость
В 2019 году стало известно, что администрация Дональда Трампа настаивала, чтобы НАТО приступило к устранению потенциальных угроз со стороны Китая, убеждая ЕС отказаться от китайских инвестиций в критически важную инфраструктуру и телекоммуникационные сети. Саммит НАТО в Лондоне (3-4 декабря 2019 года) продемонстрировал - Вашингтон добился своего. В итоговой декларации прозвучало заявление, что растущее влияние Китая оказывает двойственный эффект, принося как возможности, так и угрозы. Вашингтону удалось убедить союзников включить китайскую проблематику в повестку дня альянса, хотя и с оговоркой относительно позитивных, прежде всего экономических возможностей.
Успех продвижения антикитайской позиции позволил США продолжить формировать нарратив о глобальном значении противостояния с КНР, вплетая его в дискурс о «борьбе демократии и авторитаризма». Уже к концу 2020 года НАТО стало привлекать партнеров по АТР к обсуждению вызовов со стороны Китая.
Показательно, что 25 ноября 2020 года был представлен экспертный доклад «НАТО 2030: объединены для новой эры», где проблематике КНР посвящен отдельный раздел.
Доклад называл укрепление позиций Китая проблемой для открытых и демократических обществ. Пекин упоминался в качестве экономического конкурента стран НАТО.
К концу 2020 года в НАТО сформировалось представление о необходимости совместно бороться с Китаем. В мае 2022 года США назвали Китай наиболее серьезным вызовом международному порядку, указав, что стратегия Вашингтона по сдерживаю Пекина подразумевает б о льшую согласованность действий с союзниками и партнерами.
К этому времени полностью сложилось идеологическое восприятие конкуренции США, их союзников и оппонентов как противостояния «демократии» и «авторитаризма». Это подтверждалось не только проведением «Саммитов за демократию» (The Summit for Democracy), но и формированием Коалиции за Сообщество международной безопасности демократических наций.
Наконец, в июне 2022 года на саммит НАТО в Мадриде были приглашены союзники альянса в АТР и принята Стратегическая концепция, рассматривающая КНР как один из вызовов безопасности альянса.
На этом фоне прозвучали призывы создать в том числе «экономическое НАТО» с целью повысить конкурентоспособность стран альянса. Однако между членами организации нет единства: ряд стран хотят сохранить торгово-экономическое сотрудничество с КНР.
Чьей поддержкой удалось заручиться?
На сегодняшний день Североатлантический альянс заявляет о развитии отношений в АТР с Австралией, Японией, Республикой Корея и Новой Зеландией. Повестка, принятая НАТО в 2021 году, предполагает укрепление всестороннего сотрудничества альянса со «странами–единомышленницами», активизацию политического диалога и практического сотрудничества в ряде областей, включая киберпространство, новые технологии, противодействие дезинформации, а также сотрудничество в обеспечении морской безопасности.
Интересно, что подход к развитию взаимоотношений НАТО и АТР перекликается со спецификой взаимодействия стран–членов внутри AUKUS (Соединенное Королевство, Австралия, США). Вместе с тем звучат заявления официальных лиц США о необходимости нормализации QUAD (Австралия, Индия, Япония и США) для большей координации действий в регионе. Пересечение региональных повесток американоцентричных альянсов и групп демонстрирует использование их ресурсов со стороны Вашингтона для обеспечения собственных конкурентных преимуществ в противостоянии с Пекином.
Чрезмерное внимание НАТО к АТР приведет к дестабилизации региона, а не к большей безопасности. Вовлечение НАТО в дела АТР подразумевает повторение подходов США в системе «оси и спиц» (hub-and-spoke system), за тем исключением, что новой «осью» теперь становится НАТО.
При этом НАТО в регионе получает дополнительные возможности через взаимодействие с другими американоцентричными структурами – AUKUS и QUAD.
Читайте также: США используют AUKUS для противостояния Китаю
Азиатские единомышленники: одна цель, разные роли
Партнеров НАТО в АТР можно условно разделить на две группы. Первая группа включает в себя Австралию и Новую Зеландию, которые вовлечены во взаимодействие с США через альянсы AUKUS и АНЗЮС («Тихоокеанский пакт безопасности»).
НАТО и Австралия развивают сотрудничество с 2005 года. В июне 2012 года стороны подписали Совместную декларацию, в которой обозначили растущее политическое и экономическое значение АТР и намерение совместно принимать участие в формировании архитектуры региональной безопасности. С 2013 года стороны развивают индивидуальную программу сотрудничества.
С Новой Зеландией НАТО комплексно сотрудничает с 2001 года, включая участие в операциях, учениях, обучении, обмене информацией и персоналом, а также совместную разработку стандартов и научно-техническое сотрудничество.
Другая группа единомышленников в АТР представлена Японией и Республикой Корея, особенностью которых выступает многолетнее военно-политическое сотрудничество с США и географическая близость к КНР и России.
Япония развивает диалог с НАТО начиная с 1990-х годов. В апреле 2013 года стороны подписали Совместную декларацию, одной из целей которой выступает формирование постоянного партнерства. Япония участвует в платформе эксплуатационной совместимости, заинтересована в совместном обучении военного и гражданского персонала. Эскадрилья Морских сил самообороны Японии обучалась на кораблях НАТО у побережья Испании и в Балтийском море. Японией назначен офицер связи с Морским командованием НАТО.
Токио обладает практическим опытом взаимодействия с НАТО. В 1990-е годы Япония была вовлечена в деятельность НАТО на Балканах, позже оказывала поддержку Международным силам содействия безопасности (ISAF), поддерживала усилия по разоружению, демобилизации и общественной реинтеграции бывших комбатантов, а также по реинтеграции повстанцев в рамках Программы мира и реинтеграции в Афганистане. Более того, японские эксперты принимали участие в работе Центра НАТО по сотрудничеству в сфере киберобороны в Таллине.
Во время своего визита в Японию в конце января 2023 года Столтенберг охарактеризовал Токио как «наиболее близкого и наиболее способного» партнера НАТО.
В начале января 2023 года США и Япония договорились к 2025 году реорганизовать развернутый на острове Окинава 12-й артиллерийский полк Корпуса морской пехоты США, который будет заниматься сбором разведданных, координировать противокорабельные вооружения, отвечая потребностям обстановки и укрепляя региональное сдерживание.
Взаимодействие НАТО и Республики Корея отсчитывается с 2005 года. Партнерство сторон реализуется в сферах ядерного нераспространения, кибербезопасности, борьбы с терроризмом, химической, биологической, радиологической и ядерной обороны. В 2010–2013 годах в рамках возглавляемых НАТО Международных сил содействия безопасности корейские специалисты принимали участие в гражданско-военной группе по восстановлению. Стороны сотрудничали в борьбе с угрозой пиратства.
НАТО стремится добиться большего вовлечения Сеула в противостояние вокруг Украины.
Генеральный секретарь НАТО отмечал, что Южная Корея должна пересмотреть подходы в вопросе передачи вооружений и увеличить военную поддержку Украины. Более того, НАТО заинтересовано в вовлечении Сеула в региональное сдерживание России и КНР, противодействуя их дальнейшему сближению.
Читайте также: Южная Корея наращивает активность на рынке вооружения
НАТО и КНР: ожидать ли новой холодной войны?
Формирование условий комплексного противостояния НАТО и его региональных партнеров с КНР не говорит о скором наступлении новой холодной войны и нового блокового противостояния.
Несмотря на политические заявления, продолжается укрепление торговых связей КНР и Европейского союза, годовой товарооборот которых стабильно превышает $500 млрд. Китай и Австралия видят возможности для восстановления и наращивания торгово-экономического сотрудничества.
Текущий этап взаимоотношений в треугольнике КНР – НАТО – страны – единомышленники НАТО будет характеризоваться борьбой внешнеполитических дискурсов Пекина и Вашингтона, нацеленных на убеждение международной общественности в правоте собственной позиции.
США продолжат говорить о «борьбе демократии и авторитаризма», стремясь мобилизовать общественность для сдерживания и изоляции КНР, купируя возможности технологического и экономического развития Китая.
КНР также включилась в дискурсивную борьбу, выдвинув Инициативу по глобальной безопасности, предполагающую создание в международной системе условий, при которых безопасность одного участника не будет достигаться за счет безопасности другого.
Таким образом, в краткосрочной перспективе конкуренция КНР и США (шире – КНР и НАТО) будет предполагать усиление позиций НАТО в АТР, бóльшую координацию действий альянса с ключевыми региональными союзниками, что, однако, не будет оказывать сильного влияния на торгово-экономический потенциал сотрудничества сторон. Однако в среднесрочной перспективе конкуренция сторон будет формироваться под влиянием американского и китайского дискурсов на третьи страны, что приведет к росту регионального конфликтного потенциала.
Читайте другие материалы по теме:
ОДКБ наращивает активность в Центральной Азии – США против
Китай не заинтересован в затяжном конфликте России и Запада
С кем выгоднее дружить Центральной Азии: с Россией, Китаем или США?
Поделиться: