Китай не заинтересован в затяжном конфликте России и Запада

Дата:
Автор: Владимир Нежданов
Пекин, заявивший о своем нейтралитете после начала СВО, сразу оказался в центре внимания мировых СМИ. Запад рассматривал украинский кризис как «репетицию» операции КНР по присоединению Тайваня, а санкции в отношении России — как апробацию методов будущего сдерживания Китая. При этом в международном дискурсе Пекин оставался в числе возможных посредников на переговорах Москвы и Киева и сторонником скорейшего завершения конфликта.
Китай не заинтересован в затяжном конфликте России и Запада

КНР и СВО: нейтралитет как суперпозиция

Позиция Китая относительно СВО сформировалась под воздействием ряда факторов. Во-первых, начало 2022 года ознаменовалось заявлением Москвы и Пекина об укреплении сотрудничества, получившего характеристику «дружба, не имеющая границ». Оно продемонстрировало единство России и КНР в противостоянии с США, однако не наделяло стороны союзническими обязательствами.

Во-вторых, кризис отношений Китая и США достиг новой точки. Пекин стали еще чаще обвинять в нарушении прав человека, страны Запада пробойкотировали зимние Олимпийские игры. Множились ожидания, что КНР начнет военную операцию на Тайване. Кроме того, в 2022 году проводился ХХ съезд Коммунистической партии Китая, что требовало от руководства КПК и КНР демонстрации успехов во внутренней и внешней политике, укрепления роли Пекина в международных отношениях.

КНР приняла решение балансировать между сторонами конфликта. 24 февраля 2022 года пресс-секретарь МИД КНР Хуа Чуньин заявила о намерении Пекина продолжать торгово-экономическое взаимодействие как с Москвой, так и с Киевом.

Уже 25 февраля Китай сформулировал официальную позицию по украинскому вопросу, которая остается неизменной в своих базовых характеристиках.

Она предполагает: 

1) уважение суверенитета и территориальной целостности стран при неукоснительном соблюдении Устава ООН; 2) поддержку всеобъемлющей и устойчивой безопасности; 3) призыв сторон конфликта к сдержанности; 4) поощрение любых усилий, способствующих урегулированию кризиса; 5) поощрение конструктивной роли Совета Безопасности ООН в решении вопроса.

Уточнение позиции последовало в сентябре, когда были сформулированы приоритеты Китая в урегулировании украинского кризиса: 

1) поддержка переговорного процесса; 2) призыв к деэскалации; 3) урегулирование гуманитарных вопросов; 4) борьба с «побочными эффектами» вооруженного конфликта.

Однако китайские дипломаты демонстрировали и определенное дистанцирование от России. Посол КНР в США Цинь Ган (с 30 декабря 2022 года занимает пост министра иностранных дел КНР) в статье для журнала National Interest подчеркивал, что российско-китайские отношения нельзя назвать союзом. Позже, в декабре 2022 года, посол КНР в Европейском союзе Фу Цун говорил, что украинский кризис поставил Пекин в трудное положение и нанес ущерб отношениям Китая и ЕС. Более того, в январе 2023 года стали появляться сообщения о раздраженности китайских чиновников в контексте продолжающегося восточноевропейского кризиса безопасности.

Материалы по теме: 

Украинский кризис обострил отношения Китая с Западом

Пекин и Вашингтон используют украинский конфликт с целью оказания давления друг на друга.

В марте 2022 года советник по национальной безопасности США Дж. Салливан подчеркивал, что Китай столкнется с серьезными последствиями в случае поддержки России. На переговорах председателя КНР и президента США Джо Байден также концентрировал внимание на возможных последствиях для КНР.

Есть вероятность, что в ближайшее время США увеличат дипломатическое давление на КНР. Если в марте 2022 года в Вашингтоне говорили об отсутствии признаков помощи России в обходе западных санкций со стороны КНР, то в феврале 2023 года последовали обвинения Пекина в оказании помощи Москве поставками продукции военного и двойного назначения.

Председатель КНР Си Цзиньпин, в свою очередь, неоднократно заявлял, что расширение военных альянсов (прямой намек на расширение НАТО) и попытки отдельных стран установить мировую гегемонию (прямой намек на политику США после холодной войны) стали главными причинами кризиса на Украине.

Проводником антиамериканской позиции стала китайская официальная пресса. Опубликован цикл статей в онлайн-издании «Жэньминь Жибао», где критикуется политика США, способствующая возрождению «менталитета холодной войны»; Вашингтон назван ключевым инициатором кризиса, который должен понести ответственность за разжигание конфликта. Газета Народно-освободительной армии Китая также публиковала статьи с обвинениями США в провоцировании кризиса и критиковала внешнеполитическую стратегию Вашингтона.

Наконец, Пекин активизировал попытки продемонстрировать миротворческий потенциал.

Еще 23 февраля 2022 года в КНР говорили о готовности приветствовать попытки дипломатического разрешения противоречий. Начал складываться образ Китая как возможного гаранта безопасности Украины в будущих договоренностях.

В апреле 2022 года Си Цзиньпин выступил с инициативой по глобальной безопасности (GlobalSecurityInitiative ), основной посыл которой - идея неделимой безопасности для всех стран мира. Инициатива по глобальной безопасности нацелена на искоренение менталитета холодной войны и создание условий, в которых каждое государство сможет рассчитывать на обеспечение собственной безопасности, если это не создает угроз для других акторов.

Однако недальновидная политика Киева пошатнула нейтралитет Пекина. 18 августа депутаты Верховной рады сформировали межпартийную группу в поддержку Тайваня, мотивируя это благодарностью за введенные Тайбэем санкции в отношении Москвы.

Действия украинских депутатов подверглись критике со стороны МИД КНР и заблокировали возможность переговоров Пекина и Киева.

Выгоды и вызовы для Пекина

Выбранная стратегия позволяет Пекину сохранять позитивные взаимоотношения как с прямыми, так и с косвенными сторонами конфликта, использовать международные противоречия в собственных интересах, оказывая политическое давление на США и продвигая собственный дискурс в международных отношениях.

Заявив, что изменившиеся международные обстоятельства не должны мешать нормальному развитию торгово-экономического сотрудничества КНР со всеми без исключения странами, Пекин сформировал для себя возможности не только закрепить результаты роста торгово-экономического сотрудничества с Россией последних лет, но и значительно их нарастить.

Если в первые месяцы проведения СВО объемы российско-китайской торговли падали (это было связано с перестройкой логистических цепочек и изучением путей обхода западных санкций), то по итогам 2022 года российско-китайский товарооборот превысил 190 млрд долларов.

Российская экономика оказалась вовлечена в укрепление глобального юаневого рынка. Отключение Москвы от системы SWIFT укрепило интерес российских банков к интеграции в ее китайский аналог - систему CIPS. Российские банки также проявили интерес к созданию юаневых вкладов для граждан, а российские инвесторы обратили внимание на юаневые облигации.

Уже к августу Россия заняла третье место по использованию юаня для международных платежей, доля которых составила 3,9 %, уступая лишь Великобритании (6,35 %) и Гонконгу (70,93 %).

К началу лета Россия также стала крупнейшим поставщиком нефти в Китай благодаря предоставлению скидок.

Тем не менее также Китай столкнулся с сокращением возможностей эксплуатации транспортно-логистических маршрутов через Россию и Белоруссию в страны ЕС и риском введения против него вторичных санкций. Уже 2 марта 2022 года китайские источники начали отмечать, что конфликт на Украине, а также разрыв связей между Россией, Белоруссией и странами Запада угрожает китайско-европейской транспортно-логистической системе, поскольку более 98 % поездов из КНР в страны ЕС следуют маршрутами через Россию, Белоруссию и Польшу.

3 марта стало известно о решении Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) приостановить и пересмотреть всю деятельность, связанную с Россией и Белоруссией. На паузу были поставлены проекты Нового банка развития БРИКС.

Нежелание Китая попасть под вторичные санкции США привело к тому, что крупные китайские компании сокращали поставки товаров либо приостанавливали взаимодействие с Россией.

Так, в марте компании Huawei и Xiaomi сократили поставки сотовых телефонов в Россию более чем на 50 %. В апреле возникли проблемы с заключением новых контрактов на поставки нефти между компаниями России и КНР. Российские подсанкционные банки столкнулись с ограничениями на выпуск новых карт китайской платежной системы UnionPay. В декабре стало известно о запрете Китая поставлять в Россию процессоры Loongson.


СВО: есть ли ожидания?

Пекин будет приветствовать любые попытки политического урегулирования конфликта и прекращения огня на любых условиях. Конкретные предложения могут быть озвучены КНР 24 февраля 2023 года - в первую годовщину СВО.

Прекращение огня позволит Китаю сохранить неизменной свою позицию, поддерживая равноудаленный характер отношений от всех прямых и косвенных участников конфликта. Затягивание конфликта позволит США изыскивать даже малейшие нарушения Китаем санкционной политики, мобилизуя дискурс о глобальном противостоянии «демократии» и «авторитаризма». Подобные заявления будут идти вразрез как с продвижением Инициативы по глобальной безопасности, так и с долгосрочными интересами внутреннего развития КНР.

Китай не готов допустить переход противоречий России и Запада в состояние новой холодной войны.

Сформированные за последние десять лет китайские глобальные инициативы, такие как инициатива «Пояса и Пути», «Сообщество единой судьбы человечества» и «Международные отношения нового типа», могут получить развитие исключительно в условиях глобализации и взаимной открытости стран мира. 


Читайте другие материалы по теме: 

СВО глазами Казахстана: Астана понимает, кто друг, а кто враг

Международный спорт умер 24 февраля 2022 года. Но мы еще этого не поняли

Поделиться: