Парижская оборонная пятилетка. Больше слов, чем дела

Дата:
Автор: Александр Ермаков
Французское правительство официально представило на обсуждение и утверждение парламента долгожданный пятилетний оборонный план LPM 2024–2030 (Loi de programmation militaire). В рамках амбициозного плана планируется потратить на связанные с национальной обороной программы €413 млрд. Подробнее – в материале Ia-centr.ru
Парижская оборонная пятилетка. Больше слов, чем дела

Сколько планируется потратить?

Расходы по LPM 2024–2030 более чем на треть, или на сто с лишним миллиардов, выше, чем в прошлом плане LPM 2019–2025. Как и российские госпрограммы вооружений (ГПВ – прим. Ia-centr.ru), французские программы LPM перекрываются по срокам одна за другой: деньги надо выделять заранее, и когда в конце одной программы заканчиваются ранее оплаченные проекты, в тот же год стартуют новые. Разработка плана оборонных расходов активно началась на высоком уровне, согласно заявлениям, с весны 2022 года, и, естественно, он стал прямым результатом ухудшения ситуации в области международной безопасности в мире и в особенности в Европе. 

Материалы по теме: США не по карману безопасность в Европе


Париж на этом фоне планирует – или по крайней мере провозглашает – значительный рост оборонных расходов. Так, в 2023 году на эти нужды должно быть выделено на €1,5 млрд больше, чем в 2022 году, доведя эти расходы до €45,4 млрд. 

Далее планируется ежегодно увеличивать оборонный бюджет, удвоив его в 2030 году по сравнению с уровнем 2018 года (в абсолютном выражении), значительно превысив €60 млрд.

 

Впрочем, ряд экспертов оценивают эти планы достаточно критично – они указывают на то, что рост оборонных расходов на €3 млрд в год в 2024–2027 годах был запланирован еще в прошлой программе LPM, так что в реальности речи об интенсификации финансирования не идет. Итоговая целевая сумма должна обеспечиваться более крупными вливаниями в последние годы программы, до которых еще далеко. 

Роста численности активного состава вооруженных сил практически не планируется даже по оптимистическому, как всегда бывает в таких случаях, долгосрочному целеполаганию. 

Вместо этого предполагается наращивать численность оперативного резерва: к 2030 году – вдвое, до 80 тыс. человек (численность активного состава к тому времени должна составлять около 275 тыс., считая гражданских служащих).

 

Добиться этого предполагается ростом привлекательности резерва и иными мерами: так, для отдельных категорий специалистов предельный возраст нахождения в резерве повысят до 70 или даже до 72 лет с нынешних 65.   

Против кого обороняемся?

В списке вызовов и угроз для безопасности, учитывая политический контекст, на фоне которого разрабатывался план, первой упоминается Россия. Однако французов в первую очередь интересуют не абстрактные вещи типа «попыток ревизии миропорядка, основанного на правилах», а риск ядерной эскалации и возвращение на мировую арену крупномасштабных симметричных конфликтов, требующих крупных материальных и людских ресурсов. Важное место в списке угроз уделено традиционным для Франции вопросам: исламистскому терроризму и Африке как региону (почти игнорируемому во многих подобных документах). 

В последнее время США требуют от своих союзников осуждения и открытого провозглашения Китая угрозой в своем оборонном планировании. Париж постарался использовать более осторожные формулировки, чем, например, в последних документах НАТО или Великобритании.

 

Военная модернизация и внешнеполитическая деятельность Китая классифицируются как явления, вызывающие возможность роста рисков международной нестабильности. Впрочем, в разделе, посвященном заморским территориям республики, отмечается, что LPM 2024–2030 направит особое внимание на укрепление обороноспособности территорий, расположенных в Индо-Тихоокеанском регионе – как потенциально опасном с точки зрения столкновений. 

Читайте также: Ядерное оружие для Белоруссии: как отреагируют партнеры по ОДКБ?


Чем вооружаемся?

Первое место в вопросах модернизации вооруженных сил в LPM 2024–2030 отводится ядерному оружию. 

Даже вне текущей информационной повестки это традиционно важный для Парижа вопрос: французское общество, в отличие от, например, британского, в основном положительно относится к своему ракетно-ядерному щиту, считая его воплощением суверенитета с голлистких времен.

 

Декларируется желание завершить программу модернизации крылатых ракет авиационного компонента ядерных сил ASMPA-R и разработку перспективной, вероятно, гиперзвуковой ракеты, создаваемой по программе ASN4G. Носителем последней после нынешнего истребителя Rafale станет перспективный NGF (New Generation Fighter), конструируемый по совместной с Германией и Испанией программе FCAS. В морской – стратегической – компоненте французских ядерных сил главной задачей будет введение в строй к 2035 году первой лодки нового типа, создаваемой по программе SNLE-3G для замены существующих лодок типа «Триумфан». Хотя срок реализации проектов неблизкий, серьезные работы и серьезное финансирование будут требоваться уже на горизонте программы LPM 2024–2030, ближе к ее концу уже будет необходимо начинать строительство. 

Модернизация обычных вооруженных сил будет сосредоточена в первую очередь на армии. В интересах флота будут вести дорогостоящие и долгосрочные программы модернизации перспективных ракетоносцев и авианосца, но они дадут результаты за пределами горизонта программы, а наиболее крупные боевые единицы, которые предполагается сдать в этот срок, это оставшиеся многоцелевые подводные лодки типа «Барракуда». Для ВВС предполагается продолжить закупки истребителей Rafale, чтобы к середине 2030-х годов окончательно сменить Mirage 2000D. Однако из-за экспортных заказов и ограниченных производственных мощностей Dassault закупки для внутреннего потребителя будут идти низкими темпами (поставки недавно даже прерывались на несколько лет – прим. Ia-centr.ru). 

Обновление сухопутных войск не только назрело, но и подстегивается уроками конфликта на Украине. С его учетом особое внимание будет уделено наращиванию возможностей в области ПВО (включая борьбу с легкими БПЛА) и увеличению запасов боеприпасов.

 

При этом французские эксперты в критических заметках отмечают, что, хотя программы закупки зенитно-ракетных комплексов и артиллерии получают полное требуемое финансирование, закупка и модернизация бронетехники в значительной части переносится за горизонт программы. Неясно, что делать с закупкой ракетной артиллерии, очевидно, остро необходимой французской армии. На вооружении находится только 13 пусковых установок LRU(местный вариант американских MLRS). Вероятно, Франция склонится к закупке HIMARS или производству его лицензионной версии на собственном шасси.

Читайте также: Как США втянули НАТО в борьбу с Китаем

Обсуждение LPM 2024–2030, вероятно, продлится до начала лета включительно, и в ней возможны серьезные изменения. Причем как в сторону увеличения расходов в случае обострения обстановки в области безопасности, так и в сторону экономии при обострении социально-экономической повестки внутри Франции. В целом, несмотря на характерные для президента Франции Эммануэля Макрона громкие заявления, Париж пока не захвачен проходящей в ряде стран Европы масштабной милитаризацией, и рост расходов будет проходить в районе текущей инфляции. 

  

  

Читайте другие материалы по теме

Приоритетом военных расходов США остается Китай, а не Украина

Пхеньян напоминает миру, что способен обороняться – в случае необходимости

Поделиться: