США не по карману безопасность в Европе

Дата:
Автор: Александр Ермаков
Глава Минобороны России Сергей Шойгу заявил, что #Россия вынуждена будет пересмотреть свои подходы к безопасности в Арктике и Балтийском регионе. Это неудивительно: после вступления в #НАТО Швеции и Финляндии Россия останется единственной арктической страной, не входящей в Альянс. Баланс сил в Прибалтике радикально пошатнулся. Предпринимаемые Россией меры – последствия прошедшего в последних числах июня «судьбоносного» саммита НАТО в Мадриде. Встреча была богата на громкие заявления о союзном единстве, историческом моменте и новых планах. Однако многие слова, как сейчас становится понятно, на деле оказались пустыми декларациями.
США не по карману безопасность в Европе

Информационный фон для 32'го саммита Североатлантического Альянса, разумеется, диктовал в качестве повестки «сдерживание России». Встреча в Мадриде была запланирована еще в 2021 году, поводом для выбора Испании был сорокалетний юбилей вступления страны в НАТО в 1982 году, но, по понятным причинам, праздничный характер был значительно смазан. До планового саммита летом пришлось даже проводить короткую, «экстренную» встречу в Брюсселе 24 марта, которая отличалась приглашением к обсуждению японского премьер-министра и дополнительно была объявлена встречей лидеров G7. Впрочем, медийщики Альянса не отказались от исторических параллелей полностью, указывая, что в прошлый (и первый) раз саммит Мадрид принимал в 1997 году, когда в НАТО были официально приглашены Венгрия, Польша и Чехия, первые страны бывшего Восточного блока.

На этот раз официальные приглашения были посланы запросившим вступления в Альянс Швеции и Финляндии. Это, без преувеличения, крупный исторический шаг в европейских масштабах. 

Швеция придерживалась политики нейтралитета (или, вернее сказать, неприсоединения к военным блокам) с начала XIX века, а Финляндия занимала осторожную балансирующую между СССР и Западом позицию всю холодную войну. Хотя Стокгольм и НАТО все же связывали неформальные тесные отношения в военной сфере: шведские военные участвовали в операциях под патронажем НАТО в Афганистане и Ливии (а Финляндия, в свою очередь, была тесно связана со Швецией), вступление этих стран в Альянс до недавнего момента оставалось крайне маловероятным сценарием.

Хотя покажет только будущее, видится, что этот шаг не укрепит безопасность обеих скандинавских стран: проатлантические круги Финляндии и Швеции умело воспользовались уникальными моментом, а политики из-за сиюминутных соображений не стали идти против однозначного настроя общественного мнения.

Если Финляндию хотя бы можно понять из-за известного исторического бэкграунда, то сценарий нападения России на Швецию придумать совсем трудно, и, в любом случае, у Стокгольма были бы «особые отношения» с Альянсом и США и гарантии безопасности ЕС [i].

А вот сценарии конфронтации НАТО с Россией, к сожалению, куда более реальны (хотя, будем надеяться, все еще маловероятны), и в этом случае скандинавские страны подписались под возможностью «попадания под раздачу». 

Примечательно, что наряду с позитивными комментариями от членов НАТО, что вооруженные силы обеих стран усилят Альянс, что они уже фактически соответствуют его стандартам, военные профессионалы дают довольно растерянные комментарии. 

Так, главнокомандующий вооруженных сил Норвегии Эйрик Кристофферсен отметил, что его стране придется полностью менять военное планирование, так как ранее оно более полувека строилось на том, что на суше страна прикрыта от СССР/России нейтральными странами [ii]. Теперь стоит вопрос совместной обороны Скандинавии, будучи отрезанными по суше от других стран Альянса.

Более того, вступление скандинавских стран в Альянс омрачила неожиданно жесткая позиция Турции, которая ухватилась за возможность надавить на своих оппонентов (для принятия новых членов в Альянс нужно единогласное согласие). Швецию и Финляндию вынудили подписать унизительные договоры о содействии правительству Р.Эрдогана в «борьбе с террористами» (которыми Анкара считает в том числе и нашедших убежище в этих странах курдов), а со Штатами, похоже, удалось продвинуться в вопросе поставок истребителей F-16.

Последний вопрос, как и препоны в военно-техническом сотрудничестве в целом, для Турции весьма важен. 

Турки, конечно, хотели бы возобновить свое участие в программе F-35, из которой их исключили за покупку С-400, но на какое-то время их устроит и промежуточное решение.

Тем более, попытка шантажировать Конгресс США, требуя взамен так много, вызвала бы только бешенство, на что Турции недвусмысленно намекали. На момент подготовки этого материала приглашение Швеции и Финляндии ратифицировали более 2/3 парламентов стран НАТО, но не в Турции.

С декларациями и доктринальными документами оказалось проще. Был принят «2022 NATO Strategic Concept», в новой стратегической концепции заменивший документ 2010 года. 

Естественно, с учетом более чем зримых изменений в отношениях, произошедших за дюжину лет, была значительно ужесточена позиция относительно России, которая была провозглашена «прямой и самой серьезной угрозой для безопасности стран Альянса и для мира и стабильности в евроатлантическом регионе».

Это было ожидаемо и неизбежно, но интереснее то, что США удалось при новой администрации и на фоне необходимости «сплачивания рядов» продавить серьезную критику и в отношении КНР, политика которой была классифицирована как «бросающая вызов нашим интересам, безопасности и ценностям». 

Согласно ключевому доктринальному документу НАТО, Китай занимается кибер- и гибридными операциями, подрывающими безопасность Альянса – и прочее в том же духе. Отдельно указано, что укрепляющееся стратегическое партнерство КНР и России направлено на подрыв «миропорядка, основанного на правилах» (высокая, но, к сожалению, скорее преувеличенная оценка отношений Москвы и Пекина).

Так же удачно, по крайней мере пока, ситуация выглядит с точки зрения роста расходов на оборону: практически все правительства стран Европы на фоне медийной обстановки объявили о росте оборонных расходов, в кои-то веки заполучив поддержку населения.

Особо отличилась Германия, которая, благодаря формированию отдельного фонда объемом в €100 млрд, в ближайшие годы выведет оборонные расходы на требуемый Альянсом уровень в 2% от ВВП и, вероятно, займет по абсолютным показателям третье место в мире после США и Китая.

Дополнительные средства, пока их готовы выделять, военные постараются потратить на долгое время откладываемые закупки вооружений.

Ковать железо им нужно пока горячо: зачастую обещания политиков оказываются пустыми даже в более краткосрочной и, казалось бы, легкопроверяемой сфере. Заметно это было даже по итогам текущего саммита – особенно в сфере объявлений о планах формирования новых структур и организации или переброски новых частей.

Одной из ключевых тем в СМИ стало якобы «формирование сил быстрого реагирования НАТО численностью 300 тыс. человек». 

Цифра внушительная, бесспорно, но после саммита стало известно, что этот анонс господин генеральный секретарь Й.Столтенберг сделал без должного обсуждения с национальными военными ведомствами, и многих он застал врасплох.

Чиновники министерств обороны делились с Washington Post на условиях анонимности тем, что их не поставили в известность о планах увеличить нынешние силы быстрого реагирования (NATO Response Force, NRF) с 40 тыс. человек почти в десять раз, и они не представляют себе, откуда взять такие силы. Причем речь идет не о новых специально сформированных частях, силы быстрого реагирования в НАТО – это что-то вроде «переходящего знамени»: по очереди страны Альянса объявляют, что какая-то часть будет в течение своего срока дежурства находиться в повышенной боевой готовности [iii], и отчасти передают ее под союзное командование. 

Таким образом, заключили авторы Washington Post, пресловутые «трехсоттысячные силы быстрого реагирования НАТО» на деле не более чем достаточно абстрактный концепт.

Еще более комичная ситуация возникла с громким выступлением на саммите Дж.Байдена. Из него сначала создалось впечатление, что США планируют значительно увеличивать силы в Европе: развернут новые зенитные части, перебросят две дополнительные эскадрильи F-35 в Великобританию и т.д. 

Но в последующие дни на уточняющие вопросы прессы военным чиновникам пришлось объяснять, что президент имел в виду передвижение уже развернутых в Европе частей, строительство ранее планировавшихся объектов. А две эскадрильи F-35 – это не дополнительные, а те, которые Пентагон анонсировал еще в декабре прошлого года (причем речь идет, в том числе, и о перевооружении частей и так там развернутых). 

Таким образом, получается, что США отреагировали на новую угрозу для европейских союзников крайне оперативно – еще в прошлом году!

Впрочем, это понятно, учитывая, что для США все более открыто и очевидно долгосрочным и наиболее опасным противником становится Китай. Серьезные силы перебрасывать в Европу они себе позволить не могут: и так все более нарастает мнение, что их недостаточно для Азиатско-Тихоокеанского региона. С другой стороны, это станет только дополнительным поводом максимально «раскручивать» на усиление военной машины НАТО европейцев. Благо, пока они и сами этому рады.


[i] Лиссабонский договор 2007 года провозглашает принцип коллективной обороны и взаимопомощи близкий к пресловутой V статье НАТО.

[ii] У России и Норвегии есть небольшая общая граница на севере, но эти регионы страны обладают слабой инфраструктурой и трудной местностью и активное наступление там малореально.

[iii] В NRF входит VJTF, единственная часть с действительно, в обывательском смысле, высокой готовностью к развертыванию – в течение одного-двух дней. Ядром VJTF является бригада численностью порядка 5 тыс. человек. В основном, в NRF части должны быть готовы к развертыванию в течение порядка десяти дней.


Поделиться: