За пять сотен лет до Авиценны: о великом медицинском учреждении Гундишапура

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
Еще за сотни лет до золотого века ислама Сасанидский Иран переживал период расцвета, а его древний город Гундишапур способствовал развитию науки и медицины как в империи, так и во всём мире. Об истории одного из первых учебных заведений в мире читайте в статье Бабака Данешфарда, Мохсена Насери и Фарзанех Гафари. Подробнее — в материале ia-centr.ru.
За пять сотен лет до Авиценны: о великом медицинском учреждении Гундишапура

Ранняя история города

Гундишапур (Гондешапур, Джундешапур) расположен на современной территории провинции Хузестан в Иране. Город был построен при сасанидском правителе Шапуре I после того, как он нанес поражение византийскому императору Валериану. Уже следующий правитель Шапур II сделал новый город столицей государства. При нём Гундишапур быстро превратился в политический, экономический, культурный и научный центр Ирана и всего региона.

Предположительно, учебное заведение в Гундишапуре было основано еще при Шапуре I, примерно в 271 г. Кроме того, при учреждении были открыты библиотека и учебная больница.

Эксперты называют научный центр в Гундишапуре первым университетом в мире. Крайне сложно определить, так ли это на самом деле, поскольку определение «университет» появилось намного позже, однако в 2018 году по инициативе Ирана, которую поддержали Индия и Ирак, в ЮНЕСКО отметили 1750-летие учебного заведения Гундишапура.

Читайте также: Наследие Авиценны: какие вызовы стоят перед таджикской медициной сегодня?

Золотая эпоха Гундишапура

При Шапуре II учебное заведение претерпело реконструкцию. Были также улучшены условия работы в учебной больнице и библиотеке. Уже тогда заведение начало привлекать ученых из разных точек мира: из Греции, Рима, Египта, Индии и Китая. В Гундишапуре также начали изучать философию, физику, астрономию, ветеринарию и даже хирургию.

Однако золотой век Гундишапура пришелся на время правления Хосрова I Ануширвана. При Хосрове в учебном центре Гундишапура преподавали 500 ученых и учились около 5000 студентов. При нём активнее начали привлекать ученых из разных стран и привозить тексты новейших научных трудов со всего мира. Например, известно, что Хосров отправлял своего знаменитого личного врача Борзую в Индию, чтобы он привез тексты об индийской медицине и науке. Борзуя выполнил задание и лично перевел с санскрита «Панчатантру». Решение о переводе греческих и индийских трудов на пехлеви стало судьбоносным для истории мировой науки и медицины.

Именно им было суждено заложить основу для расцвета науки и медицины в золотой век ислама, и переводческая деятельность практически спасла их, так как немалая часть трудов в Европе была утрачена по разным причинам.

В этот же период начали проходить первые собрания ученых со всего мира. Авторы называют их одним из первых в истории конгрессом ученых. Царь проводил подобные международные мероприятия лично. Ученые на них обменивались знаниями, вступали в дебаты и совершали совместные открытия.

Важную роль в привлечении лучших мыслителей играла политика толерантности. После начала преследования христиан-несторианцев в Византии при Юстиниане группа философов из Эдессы и Нисибаса покинула свою родину и поселилась в Гундишапуре. В их числе были Диоген, Дамасий, Гермий, Сиплиций, Прискиан, Евламий и Исидор. В заведении вместе жили и работали в безопасности зороастрийцы, евреи, христиане, а позже и мусульмане.

Читайте также: «Шахнаме» более великое, чем кажется: исторический контекст зарождения произведения и препятствия на пути к принятию

Структурные особенности научного центра

Важной составляющей учебы и работы в Гундишапуре была этика: кроме безмерного уважения к учителю и других традиционных этических принципов, важное значение имела цель, ради которой молодой человек учился на врача. Не допускалось обучение медицине исключительно ради личного обогащения, поэтому в заведение с большой неохотой принимали детей купцов.

У заведения также был уникальный для того периода стиль обучения. Ученый сам мог выбрать себе учеников и сам определял способ проверки их знаний. Ученики всё время обучения жили и работали в больнице при учреждении, ассистировали своим учителям в лечении пациентов.

Продолжительность обучения составляла около трех лет. Сначала они изучали фундаментальные науки (логику, философию, математику, геометрию), затем – медицину, обязательно с широкой практической деятельностью. Примечательно, что в учебную программу входили труды Галена и Гиппократа.

Библиотека Гундишапура насчитывала более 400 тыс. текстов со всего мира. В его фармакологической лаборатории работали такие великие ученые, как Ибн Масавайх (личный врач пяти халифов при Аббасидах) и Шапур ибн-Сахл (автор одного из первых трудов по фармацевтике «Акрабадин-фи-аль-Бимарестанат»).

Учебное заведение в Гундишапуре оказало огромное влияние на дальнейшую историю развития науки и культуры. Совершенные в Гундишапуре открытия, переводческая деятельность в заведении и выдающиеся выпускники заложили прочный фундамент для золотого века ислама. Уникальный для своего периода стиль управления и обучения в заведении позволили ему функционировать более 400 лет и оставить яркий след в истории человечества.

 

Полную версию статьи Medical education in the first university of the world, the Jundishapur Academy читайте на сайте медицинского научного журнала Journal of Family Medicine and Primary Care.

Теги: Иран

Поделиться: