«Шахнаме» более великое, чем кажется: исторический контекст зарождения произведения и препятствия на пути к принятию

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
«Шахнаме» Абдулкасима Фирдоуси — величайшее ираноязычное произведение, олицетворяющее древнюю историю, культуру и дух ираноязычных народов. Об историческом контексте написания «Шахнаме» и его особенностях читайте в статье ираниста Газзала Дабири. Подробнее — в материале ia-centr.ru.
«Шахнаме» более великое, чем кажется: исторический контекст зарождения произведения и препятствия на пути к принятию

Что такое «Шахнаме»?

«Шахнаме» — это эпическая поэма об истории Ирана доисламской эпохи с элементами мифологии. В произведении автор концентрирует внимание на качестве правителя и в ходе повествования находится в поиске черт идеального правителя. Значимое место в произведении также занимает и окружение правителя, например герои-богатыри.

Центральная тема в рамках зороастризма — борьба добра и зла — также нашла свое отражение в произведении. В качестве действующих территориальных субъектов до конца второй части произведения представлены два пространства: Иран — царство света и порядка; Туран — страна мрака и демонов. В то же время на всём протяжении повествования герои сталкиваются с моральными дилеммами, могут иметь свои слабости.

Влияние «Шахнаме» на идентичность ираноязычных народов трудно переоценить. Произведение сыграло важную роль в сохранении национальной идентичности, балансируя с религиозной. Например, «Шахнаме» является главным источником персидских имен, которыми называют новорожденных в ираноязычных странах и не только.

Исторический контекст и особенности повествования истории в ранних послеарабских источниках

Образованное династией Саманидов государство практически представляло из себя первое самостоятельное ираноязычное государство. Развитию персидского языка, культуры и литературы в молодом государстве предавалось важнейшее значение. В частности, на персидский язык были переведены многие знаменитые арабские произведения, такие как «Калила и Димна».

Саманидский визирь Абу-Али Мухаммад Балъами был ответственен за перевод «Истории» («Таърих») Табари. В итоге у него получилось создать персидскую адаптацию оригинала.

«История» Балъами практически стала первым полноценным ираноязычным источником после арабских завоеваний, где описывается история Ирана в связке с мусульманскими религиозными текстами. К тому же определение статуса труда Балъами как практически главного исторического источника своего времени санкционировало государство.

Отражение исламских идей в его труде заметно, например, при рассмотрении образов идеального правителя, но с некоторыми нюансами. В исламских текстах правители крайне редко выступают в образе идеала с высокими моральными ценностями. Таковыми в религиозных источниках практически всегда отражены пророки. В целом абсолютная монархия в исламских источниках воспринимается скептически.

В работе Балъами образы идеалов исламских и традиционных иранских правителей сосуществуют. Балъами делает иранских правителей с отрицательными качествами похожими на худших правителей из исламских текстов. Но в то же время положительных правителей он остерегается делать похожими на пророков.

Однако в «Шахнаме» Фирдоуси правители предстают чаще в образе мифических персонажей, которые в свою очередь, очевидно, являются прототипами исторических доисламских правителей Ирана. Чаще это прототипы правителей из династии Сасанидов. Примечательно то, что Балъами критикует правителей этой династии в «Истории».

В «Шахнаме» правители практически выступают в качестве центральных персонажей, так как это «Книга царей» и для царей. Они могут быть как отрицательными, так и идеалами с высокой моралью.

Другое важное отличие произведения Фирдоуси по сравнению не только с трудом Балъами, но и многими другими источниками того времени, заключалось в том, что здесь в большей степени затронут именно доисламский период. Также в произведении много обращений к древней религии Ирана — зороастризму и его главному тексту Авесте. 

Читайте также: Забытая история: междоусобная война в государстве Хорезмшахов в самых ранних источниках до монгольского нашествия

Дальнейшая судьба великого произведения

Фирдоуси готовил главный труд своей жизни именно для саманидских правителей. Как известно из его же строк, он потратил на написание «Шахнаме» более 30 лет. Однако в самом конце X в. государство Саманидов пало. Фирдоуси суждено было представить свое произведение перед правителем из другой династии — Махмудом из династии Газневидов. Однако он не оценил труд Фирдоуси по достоинству.

Весьма популярными остаются версии о том, что султан Махмуд не понимал в прозе ничего и в целом был безграмотным из-за своего рабского происхождения, или о том, что причина в тюркском происхождении правителя. Однако причина может быть куда проще. Султан больше покровительствовал тем поэтам и писателям, кто восхвалял его в своих трудах, описывая его доблесть, мудрость и силу. Легитимизация своего правления была его единственной заботой после скорого возвышения. Например, тогда распространялись слухи о том, что якобы султан Махмуд приходился потомком династии Сасанидов.

Как было указано выше, «Шахнаме» охватывает доисламский период, который как раз заканчивается правлением Сасанидов. По этой причине султан не демонстрировал какой-либо заинтересованности к «Шахнаме», считая его одним из многих типичных для того времени исторических источников.

Популярна также версия о том, что якобы именно по причине холодного отношения правителя к «Шахнаме» оно долгое время оставалось в тени. Однако задержка в принятии и популярности скорее связана с невероятными масштабами новшеств, которые ввел Фирдоуси. Его произведение не было похожим на труды современников. Из-за этого обстоятельства требовалось время для принятия. Произведение слишком великое, чтобы его судьба зависела от влияния одного человека.

Уже через несколько десятилетий после завершения работы над «Шахнаме» сочетание прозы, эпоса и истории начали по достоинству оценивать другие великие поэты того времени. Низами, Гургани и Асади раскрывали в своих произведениях персонажей из «Шахнаме», о которых Фирдоуси упоминал, но не раскрывал в полной мере.

Фирдоуси был ярким представителем золотой эпохи персидской литературы. Его «Шахнаме» не только стало чуть ли не главным произведением ираноязычных народов, своим трудом он практически произвел революцию как в литературе, так и в восприятии древней доисламской истории Ирана.


Полную версию статьи «Шахнаме»: между Саманидами и Газневидами» читайте в журнале «Иранистика» (Iranian Studies).
Теги: Иран

Поделиться: