Как наши предки праздновали Навруз?

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
Навруз – один из наиболее важных праздников в Центральной Азии. Но всегда ли было так? И насколько сильно праздник изменился? О праздновании Навруза в Бухаре и Самарканде во второй половине XIX и начале XX века читайте в статье Азима Маликова. Подробнее — в материале ia-centr.ru.
Как наши предки праздновали Навруз?

Общие черты празднования Навруза

Источников о праздновании Навруза в доисламский период сохранилось мало, однако известно, что праздник имеет зороастрийское происхождение и что ранее его празднование сопровождалось языческими обрядами. Распространение ислама не искоренило Навруз, а лишь видоизменило его.

Хотя попытки запретить такие праздники, как Навруз или Сада, предпринимались исламскими теологами, постепенно в празднования тесно интегрировались исламские обряды, а большинство языческих элементов исчезло.

Навруз по продолжительности и основным ритуалам был примерно одинаковым как в Средней Азии, так и, например, в Иране или Восточном Туркестане. Он представлял из себя серию праздников, отмечаемых весной в течение почти целого месяца. Например, практически везде было принято готовить к этому празднику сумаляк – чтобы был хороший урожай в новом году, а также устраивать народные гуляния.


Читайте также: «Шахнаме» более великое, чем кажется: исторический контекст зарождения произведения и препятствия на пути к принятию

Празднование Навруза в Бухаре

Многие бухарские эмиры стремились сделать так, чтобы Навруз у народа ассоциировался именно с их правлением, это был не только народный, но и официальный праздник.

Как отмечает С. Айни, празднование Навруза в Бухаре сопровождалось гуляниями, различными состязаниями.

Причем Рамадан или Курбан-байрам праздновались по дню, а Навруз – неделями.

Окончательный официальный статус празднику придал эмир Музаффар, потерпевший поражение от Российской империи. Он стремился с помощью масштабных празднований компенсировать свою возросшую среди народа непопулярность. После договора с Россией Музаффар окончательно подчинил себе духовное руководство эмирата, и оно не могло никак помешать празднованиям.

При Абдулахаде для гуляний в Ширбадане были устроены две площади: одна предназначалась для гуляний жителей, в другой представители элиты Бухары устанавливали свои шатры. По размерам их навесов можно было понять их статус: самый большой навес отводили тупчи баши (начальнику артиллерии) и амир лашкару (военачальнику).

После включения в российскую сферу влияния российские представители стали частыми гостями в столице во время празднований. Генерал-губернатор регулярно поздравлял эмира, а артисты российского цирка выступали перед населением Бухары.

После официальных мероприятий было принято посещать мечети для намаза и кладбища для почитания предков. Британский подданный Дж. Локе как-то стал свидетелем того, что около 5000 жителей Бухары одновременно совершали намаз в период празднования Навруза.

При этом пышные празднования подвергались всё большей критике со временем. Как отмечает А. Дониш, празднования уже сопровождались постоянными проведениями азартных игр и «развратом». Критиковали празднования как религиозные деятели, так и реформисты начала XX в. Постепенно дни празднований начали сокращать, в том числе из-за участившейся критики.

Читайте также: Как развивалась артиллерия в среднеазиатских ханствах

Празднование Навруза в Самарканде

В Самарканде, который, в отличие от Бухары, входил в состав Российской империи, были свои особенности празднования Навруза. Сразу после присоединения к России масштабы празднования несколько сократились, но постепенно всё вернулось на свои места.

Празднование Навруза в Самарканде также сопровождалось спортивными состязаниями: кулачными боями, купкари, борьбой и др. Здесь также было принято совершать массовые молитвы и навещать родных.

Среди особенностей можно выделить традицию купания в арыке. Считалось, что в определенное время года вода приобретает особые свойства — и мужчины, искупавшись в Оби-Рахмат, смывают свои грехи.

Празднования сопровождались множеством суеверий: крайне популярными среди населения были предсказания на год, так называемые сал-наме (сал или сол с персидского языка означает «год»).

Пышные празднования стали объектами критики в Самарканде. Реформисты выступали за сокращение празднований с 40 дней до трёх. Российским властям даже пришлось приступить к регулированию: в 1908 году российская администрация Самарканда установила плату за места, отводимые под качели и карусели во время празднований Навруза и православной Пасхи (для русской части города).

Таким образом, предки современных жителей ЦА праздновали Навруз пышнее и намного дольше, чем принято сейчас. Однако с каждым годом статус праздника повышается. Власти стран региона, так же как и во времена Бухарского ханства и Российской империи, играют в этом ключевую роль.


Полную версию статьи «Празднование Навруза в Бухаре и Самарканде в ритуальной практике и общественных дискурсах» (вторая половина XIX – начало XX века) читайте на личной странице автора на Research Gate.

Поделиться: