США предлагают ЦА побороться за отмену «неработающих санкций» времен холодной войны

Дата:
Автор: Тимур Альмуков
Накануне саммита Центральная Азия — США, запланированного на 19 сентября 2023 года, Вашингтон вновь озаботился своим присутствием в регионе. В информационное поле вброшен тезис о возможной отмене поправки Джексона-Вэника. Она введена во времена холодной войны и якобы ограничивает торговлю США со странами Центральной Азии. В самом Вашингтоне прекрасно понимают, что эта поправка давно не работает, и, видимо, таким образом приглашают стороны к неофициальному диалогу. Подробнее — в материале Ia-centr.ru.
США предлагают ЦА побороться за отмену «неработающих санкций» времен холодной войны

Поправка Джексона-Вэника в контексте Центральной Азии

Поправка Джексона-Вэника одобрена Конгрессом США в 1974 году и является дополнением к закону о торговле США. Она запрещает выдачу государственных кредитов, а также предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле странам, которые, с точки зрения самих США, нарушают или серьёзно ограничивают права граждан на эмиграцию и другие права человека. 

Материалы по теме: Американский посол «оценил» демократичность Узбекистана

Под действие поправки Джексона-Вэника попал Советский Союз, а затем и образовавшиеся после распада СССР страны Центральной Азии. В 2000 году США отменили поправку в отношении Киргизии в связи со вступлением страны в ВТО, а также присоединением к американской инициативе «Великий Шелковый путь» — транзитного коридора в обход России, Ирана и Ирака. Кроме того, уже в 2001 году США развернули на территории Киргизии авиабазу Манас (закрыта в 2014 году. — Прим. Ia-centr.ru). 

Читайте также: США вновь угрожают Центральной Азии: между наивностью и безысходностью

В отношении остальных стран Центральной Азии поправка продолжает действовать несмотря на то, что вопрос ее отмены периодически поднимается американским руководством в диалогах с главамигосударств Центральной Азии. 

Так, например, американские официальные лица еще в 2013 году обещали отменить поправку в отношении Таджикистана, однако, несмотря на вступление страны в ВТО, этого не произошло. В 2021 году в палате представителей представили законопроект, призванный снять торговые ограничения с Узбекистана, но по нему так и не было проведено голосование. Аналогичный законопроект был представлен в отношении Казахстана в феврале 2023 года. Он не продвинулся дальше слушаний в рамках бюджетного комитета. 

Дискуссии об отмене поправки возобновились накануне саммита глав государств Центральной Азии с президентом Байденом в формате «С5+1», намеченного на 19 сентября. 

 

Возвращение в повестку?

Поправка Джексона-Вэника снова возникла в  американской информационной повестке летом этого года, когда сенатор Крис Мерфи (демократ от штата Коннектикут. — Прим. Ia-centr.ru) опубликовал статью, посвященную проблемам в отношениях США и Центральной Азии.

В своей публикации Мерфи отмечает, что введенная в советские годы поправка является пережитком холодной войны и серьезным препятствием для США по налаживанию связей с регионом. По его словам, перед США открывается окно возможностей для того, чтобы предложить Центральной Азии «стратегическую альтернативу». 

Читайте также: «Мягкая сила» США в Центральной Азии: стимулы, реакции, эффективность, противодействие

При этом сенатор подчеркнул материальный аспект своей инициативы. По его мнению, Соединенные Штаты опоздали в гонке за углеводородами и редкоземельными металлами, которыми богаты страны Центральной Азии. 

Мерфи уверен, что отмена поправки и предоставление постоянного нормального статуса во внешней торговле помогли бы американскому бизнесу получить доступ к региональному рынку и необходимым ресурсам. 

Вместе с тем сенатор пригласил три страны Центральной Азии начать процесс переговоров (об отмене поправки в отношении Туркменистана не упоминается. — Прим. Ia.centr.ru). Он считает, что Казахстану, Таджикистану и Узбекистану предстоит проделать большую работу по продвижению прав человека и политических свобод, прежде чем они смогут наладить отношения с США. Однако, как отмечает сенатор, предоставление этим странам постоянного нормального статуса во внешней торговле обеспечит «Соединенным Штатам больший рычаг влияния в этом вопросе». Аналогичные призывы появились в американских аналитических центрах Atlantic Council и RAND Corporation

 

Что на самом деле мешает торговле Центральной Азии с США?

Уже 7 сентября дискуссии среди экспертного сообщества  материализовались в законопроект об отмене поправки Джексона-Вэника и установлении постоянного нормального статуса торговли для Узбекистана, Казахстана и Таджикистана. Авторами законопроекта выступили упомянутый выше Крис Мерфи, а также сенатор-республиканец Тодд Янг.  

Читайте также: Как США и КНР пытаются усилить свою роль в Центральной Азии

Авторы ссылаются на высказывания помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Дональда Лу, который сопровождал госсекретаря США Энтони Блинкена в его поездках в Узбекистан и Казахстан весной этого года. По словам Лу, действие поправки подрывает доверие между США и странами Центральной Азии, а вопрос об ее отмене «поднимался на каждой встрече Блинкена с представителями региона». Законопроекту предстоит пройти слушание в комитете Сената по международным делам, и только потом, в случае одобрения, он будет вынесен на голосование.  

Тем не менее действие поправки в отношении стран Центральной Азии носит номинальный характер, а законопроект о ее потенциальной отмене — не более чем символический жест. 

Согласно докладу исследовательской службы Конгресса, страны Центральной Азии имеют временный статус нормальных торговых отношений, который устанавливается президентом США в обход ограничений поправки и ежегодно продлевается.  

Вызывают сомнения и заявленные намерения сенаторов по предоставлению странам региона «стратегической альтернативы» и более активного вовлечения американского бизнеса.  

У Вашингтона отсутствуют глубокие торгово-экономические связи с государствами Центральной Азии в силу географической удаленности. США не входят в пятерку крупнейших торговых партнеров ни для одной из стран региона.  

К примеру, торговый оборот США с Казахстаном за 2022 год составил всего $3,8 млрд, в то время как торговый оборот Казахстана с Китаем за этот же год превысил $24 млрд, а с Россией — $26 млрд. Аналогичные показатели наблюдаются и в других странах региона.  

Накопленные в регионе американские инвестиции (около $40 млрд) по объему также уступают китайским ($70 млрд) и российским ($50 млрд) и практически полностью вложены в энергетический сектор. 

Таким образом, Вашингтон не представляет экономическую альтернативу Пекину и Москве, скорее являясь источником диверсификации торговых контактов.

 

Читайте другие материалы по теме: 

Запад не сможет компенсировать потери Центральной Азии от сворачивания отношений с РФ и КНР

Поделиться: