Как США и КНР пытаются усилить свою роль в Центральной Азии

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
США и Китай активно конкурируют в сфере логистики в Центральной Азии. Оба государства преследуют различные цели в регионе, стремясь к взаимному сдерживанию. Что Вашингтон и Пекин предлагают странам региона в обмен на сотрудничество – читайте в материале Максима Габриеляна на Ia-centr.ru.  
Как США и КНР пытаются усилить свою роль в Центральной Азии

Американская стратегия в отношении стран Центральной Азии динамично трансформируется в последние годы. Если ранее Вашингтон главным образом был заинтересован в регионе как в пространстве борьбы с терроризмом, то сейчас на первый план выходят экономические интересы в контексте противостояния с Россией и Китаем.

Материалы по теме: США против Китая в Центральной Азии: что дальше?


Основополагающий документ «Стратегия для Центральной Азии на 2019–2025 годы: укрепление суверенитета и экономического процветания», опубликованный в 2020 году, отдаёт приоритет торгово-экономическому сотрудничеству в сфере энергетики и логистики.

Украинский кризис привёл к росту экономической активности США в регионе, анонсированная в сентябре 2022 года инициатива «Экономическая устойчивость в Центральной Азии» (ERICEN) выводит на первый план вопросы логистики и построения транскаспийского пути в обход России. Несмотря на то, что в инициативе Транскаспийского транспортного маршрута официально заявлено только об экономическом сдерживании России, она может предполагать и поиск источников благосостояния для стран Центральной Азии в обход Китая.

Кроме того, США заинтересованы в сотрудничестве с Казахстаном и Узбекистаном в сфере добычи урана, так как на данный момент Конгресс продвигает законопроект об эмбарго на ресурс, поставляемый из России.

В свою очередь Китай также стремится к закреплению своих транспортных маршрутов в регионе Центральной Азии. В программной речи председателя КНР Си Цнзиньпиня, произнесённой на саммите Китай — Центральная Азия 19 мая 2023 года, Шёлковому пути было уделено первостепенное внимание как комплексу всех проектов экономического сотрудничества. В частности, упоминались «автомагистраль Китай — Кыргызстан — Узбекистан, проходящая через горы Тянь-Шань, скоростная автомагистраль Китай — Таджикистан, проходящая через Памирское плато, нефтепровод Китай — Казахстан и газопровод Китай — Центральная Азия, пересекающие бескрайнюю пустыню».

Транскаспийский торговый маршрут также был заявлен ключевым приоритетом китайской экономической дипломатии в регионе. Однако если для США маршрут является инструментом сдерживания России, то для Китая — это источник роста экспорта в страны Европы через территорию Центральной Азии.

Несмотря на схожие заявленные цели, подходы к экономической деятельности и значение Транскаспийского транспортного маршрута у Вашингтона и Пекина разные.

Оба государства преследуют различные цели в Центральной Азии, стремясь к взаимному сдерживанию. Тем не менее США и КНР обладают несоизмеримо разными возможностями.

В случае с США необходимо учитывать эффект «низкой базы». В связи с географической удалённостью у Вашингтона отсутствуют глубокие торгово-экономические связи с центральноазиатскими государствами.

К примеру, за 2022 год торговый оборот США с Казахстаном составил всего $3,8 млрд, в то время как торговый оборот Казахстана с Китаем за этот же год превысил $24 млрд. В связи с этим Вашингтон не представляет в полной мере экономическую альтернативу Пекину и скорее является источником диверсификации торговых контактов.

США не могут в полной мере заменить источники благосостояния и вытеснить собственной торговлей Китай и Россию, поэтому Вашингтон вынужден использовать инструменты экономической дипломатии.

Основным средством экономического сдерживания Пекина является политика диверсификации торговых связей. США хотят выстроить в Центральной Азии логистические цепочки, которые позволят снизить объемы торговли с Китаем, дав странам региона альтернативные пути экономического сотрудничества.

Речь не обязательно идёт о сотрудничестве с самими США, но прежде всего — с их союзниками из Европы. В свою очередь КНР стремится к укреплению собственной инициативы «Один пояс, один путь» и реализации через неё комплекса проектов, подтверждающих безальтернативность и выгодность синоцентричного логистического проекта.

Таким образом, одним из основных источником экономического соперничества США и Китая в Центральной Азии является конкуренция логистических проектов.

Как было отмечено ранее, за последние годы США стали активнее продвигать проект Транскаспийского транспортного маршрута. Несмотря на то, что идеи о развитии данного маршрута высказывались и ранее, к полноценной активизации инициативы США приступили в 2022 году с целью обхода России и расширения торговли стран Центральной Азии с Европой и Турцией. Мобилизация экономических мощностей союзников становится наиболее благоприятной стратегией в попытке вытеснить Китай и Россию с рынков региона.

Основным актором по развитию альтернативного торгового пути является агентство USAID (запрещенная в России организация), реализующее среди прочих проект по торговле в Центральной Азии.

Ещё 13 апреля 2022 года США провели с Казахстаном первое заседание Диалога высокого уровня, где впервые озвучивались идеи о развитии новых логистических проектов, нацеленных на углубление связей с американскими союзниками. С 16 по 24 мая 2022 года в Казахстан совершила визит делегация USAID* с целью проработки нового маршрута, посетив вместе с таможенными представителями стран Центральной Азии порты Алят и Курык на Каспии и Батумский порт на Чёрном море.

В сентябре 2022 года по итогам поездки USAID* анонсировала проект технической поддержки стран, участвующих в инициативе Транскаспийского транспортного маршрута.

В этом же месяце была опубликована «Экономическая устойчивость в Центральной Азии», в рамках которой странам Центральной Азии было выделено $25 млн для диверсификации торговых путей и развития Транскаспийского транспортного маршрута. Визит госсекретаря США Энтони Блинкена в рамках саммита «C5+1» в феврале 2023 года подтвердила это направление в качестве приоритетной сферы ERICEN.

Итогом саммита стало расширение инициативы, включая выделение дополнительных $20 млн, а также выделение $5 млн на поддержку региональной связи в рамках экономических и энергетических программ. Кроме того, активизировались диалоговые площадки.

Американская стратегия экономического присутствия нацелена на диверсификацию и снижение зависимости от торговли с Китаем и Россией через укрепление внутрирегиональной торговли и активизацию связей со странами ЕС и Турцией.

13 января 2022 года во время визита в США первый заместитель главы администрации президента Казахстана Тимур Сулейменов заявил о переговорах с Азербайджаном по созданию танкерного флота для поставок энергоресурсов из Актау в Баку.

В марте 2022 года министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Каирбек Ускенбаев заявил о создании совместного предприятия в рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута совместно с партнёрами из Грузии, Азербайджана и Турции. К осени 2022 года объём перевозок по маршруту вырос в три раза, а уже в апреле 2023 года Казахстан совершил тестовые поставки нефти в Азербайджан по маршруту.

Китай продвигает собственный проект транскаспийского маршрута. Данный экономический проект вписывается в инициативу «Один пояс, один путь», завершая проект по увеличению китайского экспорта в страны Европы.

Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: США и Китай придерживаются одного и того же логистического проекта в Центральной Азии в качестве приоритетного, но преследуют совершенно разные цели.

Ситуация на Украине спровоцировала желание Китая также воспользоваться Каспийским морем как логистическим маршрутом. 15 апреля 2022 года Китай запустил собственный железнодорожный маршрут, начинающийся в городе Сиань и пересекающий Каспийское море по линии Актау — Баку. Заявлено, что грузопоток по проекту составит почти 12 миллионов тонн грузов в год и может возрасти до 25 миллионов тонн в отдалённой перспективе.

Пекин напрямую вовлечён в модернизацию и расширение железнодорожных путей в рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута. В частности, по итогам состоявшегося 18–19 мая 2023 форума Китай — Центральная Азия была подписана Сианьская декларация, где было закреплено соглашение о создании нового железнодорожного перехода на границе Китая и Казахстана, а также подтверждён проект строительства железной дороги Казахстан — Туркменистан — Иран.

Таким образом, Китай выстраивает отдельные от США контакты со странами Центральной Азии и в рамках того же пути прорабатывает собственные маршруты и инфраструктуру.

Динамика экономической активности США и Китая в Центральной Азии на первый взгляд может показаться противоречивой. Напрямую проекты экономического присутствия Вашингтона и Пекина не конфликтуют друг с другом и развиваются параллельно. В политике двух стран на первый план выходит один и тот же проект, и инициативы обоих государств могут в определённой степени дополнять друг друга.

Однако, несмотря на одинаковые причины развития маршрута и задачи в области его реализации, данный проект является источником косвенного соперничества двух держав.

Китай придерживается целей переориентации инфраструктуры под собственные внешнеэкономические потребности. Основными подходами являются прямые инвестиции и непосредственное участие в развитии инфраструктуры, прежде всего в сфере железнодорожных перевозок.

Транскаспийский маршрут является во многом реакцией Китая на украинский кризис в стремлении продолжить развитие торговли с Европой. Поэтому страны Центральной Азии, скорее, являются «ареной» реализации проектов, нацеленных на нужды китайской экономики.

В случае с США Центральная Азия не может стать регионом полномасштабной внешнеэкономической деятельности из-за географического фактора. Однако США способны косвенно воздействовать на развитие региона через поддержку отдельных государств и активизацию деятельности союзников, имеющих прочные связи с Центральной Азией.

Материалы по теме: Информационная война в Казахстане: Запад растит националистов для борьбы с Россией и Китаем


США, стимулируя межгосударственное сотрудничество и наращивая торговые обороты с ЕС и Турцией, стремятся создать альтернативу китайской экономике. При этом США и Китай стремятся не столько к вытеснению друг друга, сколько играют на долгосрочную перспективу, привлекая к себе страны региона.

Государства Центральной Азии пытаются соединить обе инициативы — со стороны США и Китая — с целью максимизации выгод. На данный момент украинский кризис позволяет им маневрировать, так как США и Китай заинтересованы в развитии контактов. Тем не менее в долгосрочной перспективе США могут напрямую поставить вопрос о снижении экономического присутствия Китая посредством собственного ограничивающего инструментария.

Однако подобные шаги будут крайне ограничены в связи с несопоставимыми потенциалами Вашингтона и Пекина в регионе.


Читайте другие материалы по теме: Российско-китайская торговля должна выйти на новый уровень


* Организация, деятельность которой запрещена в РФ.

Поделиться: