Есть ли прогресс в разрешении проблемы использования водных ресурсов в ЦА?
Автор: Ia-centr.ru
Политические изменения
Начиная с 2016 года в странах ЦА произошли крупные изменения внутриполитического характера. Сначала в Узбекистане после смерти И. Каримова президентом стал Ш. Мирзиёев. В 2019 году в результате транзита власти новым президентом Казахстана стал К.-Ж. Токаев. В 2020 году после внутриполитического кризиса к власти в Киргизии пришел С. Жапаров. В то же время значительные изменения произошли в соседнем Афганистане. После вывода войск США и их союзников в стране к власти пришли талибы*.
Новые лидеры привнесли свежий взгляд на вопрос разрешения проблемы водной безопасности в регионе. За этот период странам региона, с одной стороны, удалось существенно продвинуться в вопросе совместного управления водными ресурсами региона. Но, с другой стороны, страны региона столкнулись с новыми вызовами.
Читайте также: Возможны ли войны из-за воды?
Положительные моменты
Наиболее существенные изменения произошли в политике Узбекистана. После прихода к власти Ш. Мирзиёева начался процесс существенного снижения политического напряжения в отношениях Узбекистана с соседями. Узбекистан уже в 2017 году урегулировал с Киргизией некоторые вопросы, связанные с использованием гидроэнергетических ресурсов. Стороны даже объявили о намерении совместно строить гидроэлектростанцию.
Прорывным для узбекско-киргизских отношений стал 2021 год. Страны окончательно урегулировали пограничный спор, подписали Соглашение о совместном управлении водными ресурсами Андижанского водохранилища и Соглашение о взаимных поставках электроэнергии.
Последнее соглашение предусматривает взаимные поставки электроэнергии с целью эффективной эксплуатации и предотвращения дефицита водных ресурсов бассейна реки Сырдарьи.
Положительная тенденция также наблюдается в отношениях Киргизии с Казахстаном. С 2021 по 2023 год между странами был подписан ряд соглашений об общем пользовании и управлении трансграничными водными ресурсами. Хотя до полного урегулирования проблемы трансграничных водных ресурсов ещё далеко, наблюдается положительная тенденция в отношениях между странами бассейна реки Сырдарьи — Киргизией, Узбекистаном и Казахстаном.
Читайте также: Афганистан оставит Центральную Азию без воды?
Новый большой вызов региональной водной безопасности
В начале 2022 года Афганистан начал строительство оросительного канала Кош-Тепа, что сильно изменит и без того сложную ситуацию вокруг ресурсов реки Амударьи не в лучшую сторону.
Проект канала Кош-Тепа разрабатывался в 2018–2021 гг. при финансовой поддержке USAID. Предполагалось, что протяженность водостока составит 285 км, а ширина — 100 м. Канал должен обеспечить орошение сельскохозяйственных земель сразу в трех северных провинциях.
Пессимистичные ожидания относительно влияния проекта на водную безопасность региона связаны с тремя ключевыми факторами:
- Кош-Тепа может забрать 15–25 % стока Амударьи;
- из-за применения слаборазвитых технологий при строительстве водные ресурсы эксплуатируются крайне неэффективно;
- для «Талибана»* Кош-Тепа — это в первую очередь политический проект, с помощью которого движение стремится продемонстрировать свое небезразличие по отношению к нацменьшинствам на севере страны.
Страны региона пока сдержанно реагируют на строительство канала Кош-Тепа. Попытки Узбекистана достичь соглашения с Кабулом по водно-энергетическому вопросу не увенчались успехом. В то же время Туркменистан пока никак не реагирует на строительство канала.
Политические изменения в странах Центральной Азии и Афганистане привели к большой трансформации проблемы использования трансграничных водных ресурсов. С одной стороны, государства региона всё активнее взаимодействуют для эффективного совместного управления трансграничными водными ресурсами. Особую роль в этом сыграла смена вектора политики Узбекистана. С другой стороны, строительство проекта канала Кош-Тепа на севере Афганистана может сильно повлиять на водный режим и баланс в регионе. Афганистан уже становится новым участником процесса распределения водных ресурсов региона. При этом Кабул не связан какими-либо обязательствами перед странами ЦА по данному вопросу.
Полную версию материала читайте на сайте Центра евразийских исследований Томского государственного университета.
* — организация, деятельность которой запрещена в России
Поделиться: