Как строительство железных дорог способствовало развитию Туркестана?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Строительство железных дорог в Средней Азии сыграло огромную роль в соединении внутренних регионов России с Туркестанским краем. Железнодорожные магистрали дали мощный толчок развитию аграрного сектора и текстильной промышленности, а также способствовали интеграции региона во всероссийский рынок. О предпосылках строительства и его практических результатах читайте в статье доктора исторических наук Ивана Волкова.
Как строительство железных дорог способствовало развитию Туркестана?

Предпосылки строительства железных дорог

Активное железнодорожное строительство в царской России началось после так называемых «великих реформ» Александра II и стало реакцией на развитие капитализма в стране. Присоединение Средней Азии к России способствовало зарождению проектов о соединении внутренних регионов России железнодорожными путями с Туркестаном в экономических и военно-стратегических интересах.

Связи внутренних регионов «капитализирующейся» России с присоединенной Средней Азией крепли, но продвижение товарных потоков тормозилось естественными препятствиями. Изначально громадное пространство в 2000 верст степей и пустынь, отделяющих центры Средней Азии от Оренбурга, можно было пройти только верблюжьими караванами.

Строительство первой железной дороги укрепляло позиции России в ее противостоянии с Англией. 

Британцы, стремившиеся к колониальным захватам в Средней Азии, пытались представить продвижение России в регионе как создание плацдарма для последующего движения в Индию. Однако возведение дороги, по сути, было призвано сковать активность Великобритании в регионе. Военный министр Милютин отмечал, что «владычествуя в Коканде, мы постоянно можем угрожать Ост-Индским владениям Англии. Это тем более важно, что только здесь мы и можем быть опасны для этого врага нашего».

Как проходило строительство?

Строительство первого участка железной дороги от Михайловского залива до Кизыл-Арвата завершилось в 1881 году. Спустя несколько лет работа над дорогой активно продолжилась, и уже в 1888 году открылось движение до Самарканда; магистраль получила свое название — Закаспийская военная железная дорога (ЗВЖД).

Читайте также: Торговые связи России и Туркестана в конце XIX – начале XX века

Присутствовавший на открытии великий русский ученый Н. Пржевальский отмечал, что дорога «является действительно чудом в здешних пустынях, — создание смелое и с большим назначением (в особенности военным) в будущем. Скорость сооружения ЗВЖД обогнала темпы строительства всех английских дорог в Индии».

В 1899 году Закаспийскую военную железную дорогу объединили с построенной ранее Самаркандо-Андижанской (с веткой на Ташкент). Общая протяженность по состоянию на 1 января 1905 года составляла 2 382 версты (2 541 километр).

Влияние строительства железных дорог на развитие Туркестана

В начале строительства мало кто предвидел, какую роль сыграет коммерческая деятельность Средне-Азиатской железной дороги не только в хозяйственной жизни края, но и в его умиротворении.

Строительство дороги способствовало зарождению и укреплению хлопководства со связанным с ним рядом побочных производств.

В 1895–1897 годах во всей Средней Азии с Хивой и Бухарой было произведено 5 млн пудов хлопка, а в начале 1900-х в одной только Ферганской долине ежегодно собиралось от 11 до 13 млн пудов хлопка.

Читайте также: Центральная Азия в составе России: имперское просвещение XIX века

Вместе с тем кроме хлопка из Средней Азии в Россию вывозился шелк. С 1892 по 1907 год объемы вывоза шелка из региона возросли с 6 тысяч до 84 тысяч пудов. Главными районами шелководства были Ферганская область, которой принадлежало 57 % всего производства коконов края, а также Самаркандская область (40 % производства).

Среднеазиатские железные дороги дали толчок развитию добычи полезных ископаемых края — угля и нефти. С конца 1870-х до 1911 года общий размер добычи угля в крае возрос с 0,4 до 3,5 миллиона пудов, причем расширялась разработка месторождений, которые находились вблизи железной дороги или же имели подъездные пути к ней.

Таким образом, строительство железнодорожных коммуникаций имело огромное значение в экономическом и стратегическом планах. Впоследствии эти коммуникации сыграли важную роль в подъеме региональной экономики в советский период и продолжают служить тем же целям для постсоветских государств в настоящее время.


Полную версию статьи «Железнодорожные коммуникации как фактор развития Русского Туркестана» читайте на сайте библиотеки «Киберленинка».



Другие материалы по теме:

 

На стыке культур: как в Узбекистане зародился уникальный «русский авангард Туркестана»?

Между Манасом и Ильей Муромцем много общего. О чем рассказали школьники послам русского языка в Киргизии?

Поделиться: