Центральная Азия в составе России: имперское просвещение XIX века

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
Присоединение Центральной Азии к Российской империи ускорило развитие национальных культур, ускорило политическую и этническую консолидацию. Роль культурной политики империи в преображении региона проанализировали историки Дагестанского государственного педагогического университета.
Центральная Азия в составе России: имперское просвещение XIX века

Российские школы в Центральной Азии

С первой половины XIX века Россия открывает школы для населения присоединенных степных областей. В 1841 году появилась первая начальная светская школа для казахских детей в Букеевском ханстве (ныне Астраханская область России). В 1850 году при Оренбургской пограничной комиссии открылась семилетняя школа, готовившая писарей и переводчиков из числа казахов. Похожее заведение открылось в Омске в 1865 году при областном правлении «сибирских киргизов» (казахов). 

Такие школы готовили кадры для местной российской администрации - в них изучали русский язык, арифметику, казахский язык, основы шариата, делопроизводство.

С 1860-х годов в степных районах Центральной Азии появляются начальные народные школы. В 1868–1896 годах в Уральской области работали 24 русско-казахские школы. К концу XIX века 162 школы появились в Семипалатинской области - в них обучались 3560 мальчиков и 962 девочки. Кроме того, в конце XIX века несколько десятков казахов учились в российских вузах, в том числе в Петербургском и Казанском университетах.

С присоединением Туркестана российская администрация попыталась организовать здесь светскую сеть уездных «русских» и приходских училищ. С 1870-х годов открываются русские школы для местного населения - первая из них появилась в 1870 году в Самарканде. В 1876 году такие школы были переданы в ведение учебного управления при Туркестанском генерал-губернаторе, а в 1878 году их преобразовали в двуклассные городские училища. Дети местной элиты получили ограниченный доступ в российские гимназии.

Исламское просвещение в Туркестане

В XIX веке в регионе продолжала действовать система мусульманского образования. Уже после принятия протектората России в Самарканде действовали 18 медресе, крупнейшими из них были Тилля-Кари и Ширдор. В Ташкенте, Коканде и Андижане открывались медресе и мектебы (исламские школы). Учебные заведения Бухары привлекали студентов из соседних городов, а также из мусульманских районов Европейской России.

Российская администрация организовала в Туркестане так называемые «русско-туземные» школы, ориентированные на преподавание русского языка, но с учетом конфессиональной специфики края. В отличие от обычных русских школ они предназначались только для коренных жителей Центральной Азии и включали учебную программу мусульманских мектебов. При некоторых из них открывались интернаты, чтобы дети проводили время в русскоязычной среде.

В 1879 году была основана Туркестанская учительская семинария, готовившая педагогов для таких заведений. Первая «русско-туземная» школа открылась 19 декабря 1884 года в доме богатого ташкентского купца Сейид-Гази Азимбаева. Преподавателем был назначен знаток местных языков и обычаев В. П. Наливкин. К 1896 году число таких школ возросло до 28.

В конце XIX века на культуру Центральной Азии стали влиять мусульмане европейской части империи - поволжские и крымские татары. Многие из них работали в Туркестане переводчиками и представителями российских фирм. Так, крымско-татарский просветитель Исмаил-бей Гаспралы (Гаспринский) в 90-е годы XIX века способствовал появлению в Туркестане новометодных мектебов. Такие заведения возникали в крупных городах, где компактно проживали татары-переселенцы. Они совмещали преподавание традиционных религиозных предметов и некоторых светских дисциплин.

У истоков науки в Центральной Азии

Российская наука оказала большое влияние на общество региона. В XIX веке регион активно изучали русские дипломаты и военные. Во вновь созданном Туркестанском генерал-губернаторстве для изучения края в 1868 году был создан Статистический комитет с центральным офисом в Ташкенте. В журнальных изданиях комитета зачастую публиковались чиновники туркестанской администрации, занимавшиеся изучением края по долгу службы.

Большую роль в исследовании региона сыграли Академия наук России и императорское Русское географическое общество. В 1868 году появился Оренбургский отдел Императорского Русского географического общества, в 1877 году - Западно-Сибирский отдел в Омске и его подотдел в Семипалатинске. В 1897 году возник Туркестанский отдел РГО, вскоре появилось Восточное отделение Русского археологического общества. В 1870 году было создано Туркестанское отделение Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, изучавшее археологические и письменные памятники, фольклор, естествознание края.

При Туркестанском генерал-губернаторстве появились первые научные учреждения и станции в Центральной Азии - Ташкентская астрономическая обсерватория (1873), сейсмическая станция (1901), Туркестанская опытная сельскохозяйственная станция и другие. Усилиями научных и общественных кругов были созданы Туркестанская публичная библиотека (1870) и Краеведческий публичный музей (1876).

Российское присутствие в регионе сформировало костяк местной научной интеллигенции: появились ученые - казахи, узбеки, таджики. Так, внук хана Аблая, офицер русской службы Чокан Валиханов (1835–1865) стал первым казахским ученым, философом и историком. Он участвовал в научных экспедициях в Китай и Тянь-Шань, оставил исследования по истории Казахстана и Сибири, перевел на русский язык киргизский эпос «Манас».

Валиханов выступал за переход казахов к оседлости, их приобщение к русской культуре. Его идеи развили Абай Кунанбаев (1845–1904) и Ибрай Алтынсарын (1841–1889). Алтынсарын считал себя учеником Л. Н. Толстого и М. Е. Салтыкова-Щедрина, переводил произведения И. А. Крылова и Л. Н. Толстого на казахский язык. Как и Валиханов, он занимал демократические и гуманистические позиции в общественной жизни. Также Алтынсарын известен как этнограф - исследователь обычаев казахов и киргизов, создатель казахского алфавита на основе русской графики и автор пособий для русско-казахских школ.


Читайте в сборнике научных статей УрФУ полную версию статьи

«Изменения в области образования и просвещения центральноазиатского общества под властью Российской империи»

Поделиться: