Будущее Крыма: Косово или Афганистан?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Возвращение в Крым крымских татар после полувекового изгнания и их противостояние с русской общиной и официальными властями Украины представляет особое явление в списке мировых национальных конфликтов. «Этническую агрессию» этой пассионарной национальности на свои исторические земли можно в каких-то чертах сравнивать с массовой иммиграции евреев в Палестину в первой половине прошлого века или испаноязычного населения в южные штаты США. При этом на собственно этнические проблемы Крыма накладывается активное стремление усилить свое влияние на полуострове со стороны Турции, исламских государств, США и НАТО. От того, как сложится судьба Крыма, этого «ключа к Черному морю», во многом будет зависеть геополитический расклад в Причерноморье и возможности России отстаивать здесь свои национальные интересы.
Будущее Крыма: Косово или Афганистан?

Будущее Крыма: Косово или Афганистан?

Александр Ковальчук, кандидат исторических наук

Возвращение в Крым крымских татар после полувекового изгнания и их противостояние с русской общиной и официальными властями Украины представляет особое явление в списке мировых национальных конфликтов. «Этническую агрессию» этой пассионарной национальности на свои исторические земли можно в каких-то чертах сравнивать с массовой иммиграции евреев в Палестину в первой половине прошлого века или испаноязычного населения в южные штаты США. При этом на собственно этнические проблемы Крыма накладывается активное стремление усилить свое влияние на полуострове со стороны Турции, исламских государств, США и НАТО. От того, как сложится судьба Крыма, этого «ключа к Черному морю», во многом будет зависеть геополитический расклад в Причерноморье и возможности России отстаивать здесь свои национальные интересы.

Национальные образования: обмен стабильности в настоящем на нестабильность в будущем

Исследователи социальных и политических процессов пасуют перед национализмом, как явлением иррациональным и потому непредсказуемым. Объяснения взлетам национального самосознания и проходящей через столетия тяге народов к созданию национальной государственности строятся на базе экономических, психологических, культурологических теорий, которые вроде бы объясняя один исторический феномен, явно противоречат соседнему. Даниил Андреев объяснил взрыв национальной энергии проявлением пассионарности, то есть придумал для непонятного явления непонятный термин.

Похоже, что в мире одновременно действуют две прямо противоположные тенденции: усиление национального самосознания с разграничением по этому признаку соседей на «свой-чужой» и создания нового национального самосознания из лиц различных национальностей. В наше время одним из ярких примеров создания новой нации является Приднестровье, жители которого не делят себя на русских, молдаван и украинцев, из которых образовалась нация, а говорят о себе как о «приднестровцах». Созданию нации способствовало фактическое состояние непрерывной угрозы аннексии со стороны Молдавии. Американская нация также возникла в экстраординарных условиях войны за независимость, войны с индейцами и гражданской войны. Аналогично созданию советского народа способствовали войны, внешние и внутренние, и перемещения огромных масс людей по территории страны.

В мирное время, видимо, преобладает тенденция сохранения национальной самоидентификации. Одними из «лидеров» в этом можно считать французов, что наиболее отчетливо проявляется на бытовом уровне. Стажировавшийся во Франции русский журналист рассказывал, что его однажды попросили решить один вопрос с работавшим в редакции поляком. Когда он в ходе разговора назвал коллегу поляком, того чуть не хватил инфаркт. Оказалось, что прапрадед этого человека пришел во Францию из Польши с войсками Наполеона и женился здесь на француженке. Но для коренных французов даже в четвертом поколении он все равно «поляк». Другой пример, один из создателей всемирно известного цирка Cirque du Soleil из канадского Квебека так объяснил творческий процесс создания новой постановки: «Поскольку мы французы, мы постоянно говорим о многих вещах - о философии, о жизни, о любви, о смерти, пока в результате не приходим к какой-то определенной идее». Надо понимать, что живущие рядом уже несколько столетий англоязычные граждане к возвышенным разговорам не способны.

К сожалению, научные мудрствования заканчиваются, когда дело доходит до реальной политики, в которой наблюдаются шараханья властей от идеи «плавильного котла» или мирного сосуществования рядом всех национальностей до жесткого постулата «одна нация - один язык - одна вера». Оба подхода имеют свои плюсы и минусы.

«Мирное сосуществование» позволяет относительно бескровно включать в состав государства различные народы, что, кстати, практиковалось в Российской империи и позволило ей расширить Московское княжество от берегов Балтики до Японского моря. Подобную же политику пытались проводить большевики на заре еще не слишком устойчивой советской власти. Выступая на XII съезде РКП (б) (17-25 апреля 1923 года) и призывая к укреплению Советской власти, И.В. Сталин подчеркивал: "...необходимо, чтобы власть пролетариата была столь же родной для инонационального крестьянства, как и для русского,... чтобы она функционировала на родном языке, чтобы школа и органы власти строились из людей местных, знающих язык, нравы, обычаи, быт". Для реализации такой политики постановлением Совета Народных Комиссаров от 29.08.1924 года были снижены минимальные нормы численности населения для сельсоветов и районов при организации национальных единиц в два раза. Социолог Александр Клячин в работе «Этнические меньшинства и национально-государственное строительство на Украине в 1920-1930 гг.» приводит такие данные. В сентябре 1924 года в Украине было образовано сразу 5 немецких районов. 12 октября 1924 года на левобережье Днестра была образована Молдавская АССР, сосредоточившая 187 тыс. молдаван из 270-тысячного молдавского населения УССР. Всего же с 1924 по 1929 годы число национальных сельсоветов выросло с 345 до 1031. В 1926 году существовало уже 11 национальных районов, охвативших 34% от числа немецких сельсоветов, 70% - болгарских и 18 % - польских. В 1930 году их было уже 28 (в том числе 9 русских, 8 немецких, 4 болгарских, 3 греческих, 3 еврейских и 1 польский).

Но когда в государстве наступает сложный период, оно распадается именно по национальным границам. «В течение долгих семи десятилетий советской власти национальные элиты союзных и автономных республик воспитывались на идее примата этничности. Именно политизированная этничность стала главным инструментом и главной идеей на «параде суверенитетов», - пишет Сергей Маркедонов в статье «Пантюркизм как мечта, миф и реальность».

События последних десятилетий в мире наглядно показывают, насколько прав был Эрнест Геллнер в своей теории национализма. И. Крупник в статье «Причины «взрыва» национализма в нашей стране» так излагает теорию профессора Кембриджского университета: «Согласно теории Геллнера, национализм (кстати, в это понятие автор не вкладывает никакого негативного звучания) - это, прежде всего политический принцип, требующий, чтобы политические и национальные (национально-культурные) единицы совпадали. Нарушение этого принципа, недостаточность политических и государственных институтов, гарантирующих развитие нации, и ее культуры, вызывает обострение националистического чувства и мощные движения протеста. Всюду, где есть такие нарушения, конфликт потенциально неизбежен. В то же время национализм, по Геллнеру, - это особое историческое состояние, соответствующее периоду индустриализации. <...> ... на отсталых окраинах, в сельской местности, где национальная культура воспроизводится всей повседневной средой, для него нет почвы и простора. <...> При этом национализм не пробуждает старые, скрытые или спящие силы, как любят говорить его идеологи. В действительности он - дитя новой формы общественных отношений, ориентированной на создание новых национальных культур, каждая из которых стремится быть защищенной собственным государством. Но таких культур слишком много, а места для создания им всем самостоятельных полноценных государств слишком мало. И в этом - основной конфликт эпохи национализма, считает Геллнер».

Можно не согласиться с тем, что национализм «не пробуждает» скрытые силы. Скорее, пробуждает, но одновременно создает на их базе новые аспекты национального самосознания.

Таким образом, идея «одна нация - один язык - одна вера», по-видимому, является единственным прочным фундаментом для строительства государства на длительную историческую перспективу.

Интересный материал для изучения национальных движений дает история и настоящее крымских татар.

Потомки Золотой Орды

Монголо-татары впервые появились в Крыму (Тавриде) в начале XIII века. 27 января 1223 года их конница, разгромив половцев, впервые совершила набег на Сугдею-Судак, захватила город, разграбила его и ушла. Улусом Золотой Орды с постоянным присутствием монголо-татар Крым становится с 1242 года. Уцелевшее местное население постоянно грабилось, угонялось в рабство и облагалось различными налогами и повинностями. Происходила его исламизация. Монголо-татарская знать, расселившаяся в северном Крыму, постепенно была ассимилирована местными половцами, аланами, готами и остатками гуннов. Столицей Крымского улуса и резиденцией улусного эмира стал город «Къырым» - «Крым», построенный золотоордынцами в долине реки Чурук-Су на юго-востоке Крымского полуострова. В XIV веке название города Крым постепенно переходит на весь Крымский полуостров.

В 1443 году чингизид Хаджи-Девлет Гирей при поддержке местной знати был провозглашен крымским ханом, с этого времени ведется отсчет правления в Крыму династии Гиреев. Большинство населения независимого Крымского ханства составили крымские татары. Первое упоминание этого этнонима - «крымские татары» - зафиксировано в начале XVI века в работах С. Герберштейна и М. Броневского. До этого население степного и предгорного Крыма называли просто «татарами». Крымские татары - кърым татарлар - состояли из трех народностей: предгорных татар (татили татлар), южнобережных татар (ялыбойлю) и потомков ногаев (ногайлар) и были мусульманского вероисповедания суннитского толка. Эти народности сформировались в результате ассимиляции мигрировавших в Крым кочевых тюркоязычных племен-хазаров, печенегов, половцев, татаро-монголов, приходивших в степной Крым из северочерноморских степей, и издревле живших здесь крымских оседлых жителей горных и прибрежных частей полуострова - тавров, киммерийцев, скифов и сарматов. На южном побережье Крыма обитали потомки тавров и пришедшие позднее греки-византийцы, армяне, итальянцы-генуэзцы, готы и аланы, караимы и крымчаки, турки-османы, выходцы с Северного Кавказа, славянских земель, Молдавии. На севере, в степном Крыму жили ногайцы.

В 1478 году Крым попал в вассальную зависимость от Османской империи, а Южный берег и часть Юго-Восточного Крыма входили в её состав. В Крымский ханат входила прилегающая к Крыму часть Причерноморья.

С конца XVII в. Крым стал объектом российской экспансии. Основная борьба за черноморское побережье разворачивалась в годы русско-турецкой войны 1769 - 1774 годов. По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года ханат был объявлен независимым государством. Все существовавшие привилегии татарской элиты были сохранены. Султанат получал право назначать духовных лиц, а Россия получала права контролировать деятельность властей Крыма. Однако последовавшие за тем конфликты между Османской империей, крымским ханом и Россией привели к тому, что указом Екатерины II в апреле 1783 года территория Крыма была присоединена к России и стала частью новой российской провинции - Новороссии. Крымская знать присягнула на верность императрице и была включена в состав дворянства империи. С 1802 года Крым существовал в составе Таврической губернии, включающей Крым и Причерноморье.

Османская империя не оставляла попытки вернуть власть над Крымом. Между Турцией и Россией с конца XVIII до середины XIX века состоялось несколько войн, последняя в 1853 - 1856 годах, когда турецкий войска при поддержке войск Англия, Франция и Сардинского королевства оккупировали Севастополь.

После присоединения к России крымские татары становятся вечной картой в противостоянии России и Турции, которая всячески стимулировала миграцию татар из Крыма. За двадцать лет после 1774 года из Крыма в Добруджу и другие турецкие владения эмигрировало около 300 тыс. татар (в первой четверти XVIII века в Крыму проживало, по оценкам, около 444 тыс. татар, а в 1793 году - 112 тыс.).

Следующая волна эмиграции началась после Крымской войны 1853 - 1856 годов. Всего в Турцию эмигрировало 192,4 тыс. человек из 242 тыс. (в 1860 - 165,6 тыс., или 86,1% всех эмигрантов; в 1861 - 24,9 тыс./13%; в 1862 - 1,9 тыс./0,9%).

В 1891 году началась третья массовая эмиграция, достигшая высшего предела в 1893 году. Тогда ушло приблизительно 18 000 человек. Следующая вспышка эмиграции началась в 1902 - 1903 годах: ежедневно уезжало до 600-800 человек. Этот процесс, фактически, не прекращался до 20-х годов XX в.

Татарский этнос при Советской власти

В начале XX века по абсолютной численности русскоязычные выходят на первое место (41,2%) с одновременным понижением доли татар (до 28,7%) и украинцев (8,6%). Численность татар при этом возросла до 215 тысяч, а украинцев не изменилась (64 тыс.). Последнее объясняется ассимиляцией украинцев в Крыму, уже в то время складывающимся как русскокультурный анклав. Доля евреев также выросла - до 6,7%. При этом татары очень медленно ассимилировались с другими национальностями Крыма. Как заключает Александр Клячин в своей статье «Динамика этнических систем расселения в Крыму (в связи с проблемой возвращения крымских татар)»: «... несмотря на чрезмерную полиэтничность Крыма подавляющее большинство крымских татар проживало в моноэтнических поселениях. Так, в селах, где крымские татары составляли 80% населения, проживало более 90% всех крымских татар Бахчисарайского района».

Значительную роль в создании особого крымско-татарского менталитета сыграли московские власти, создав на полуострове Крымско-татарскую АССР. По Конституции Крымской АССР государственными языками провозглашались русский и крымско-татарский. Причиной провозглашения крымско-татарского языка вторым государственным языком была проводимая в 20-х годах политика «коренизации», то есть укоренения компартийно-советских структур власти в национальных республиках. По замыслу ЦК ВКПб, управленческие структуры на местах должны были овладевать языками и культурными традициями местного населения, а также пополняться за счет его представителей. Это должно было обеспечить Кремлю контроль над периферией не только силовыми, но и административно-политическими средствами.

Председатель ЦИК Крымской АССР Вели Ибрагимов проводил политику в духе татарского национализма. Когда в конце 1920-х в высших эшелонах власти стали дискуссироваться предложения о массовом переселении в Крым евреев, Ибрагимов стал настаивать на альтернативном переселении в Крым сотен тысяч татар, переселившихся в Турцию и другие страны в XIX - начале XX веков.

В 30-х годах националистические татарские движения были разгромлены, активисты уничтожены или сосланы в лагеря. Сталинский режим шарахнулся в другую сторону от либеральной национальной политики середины 20-х, что аукнулось ему в годы Второй мировой войны.

В период после революции до выселения татар из Крыма среди татарского этноса была популярна идея образования независимого крымско-татарского государства, которую еще в июле 1917 года провозгласила политическая партия Милли Фирка. Тогда создание своего государства татары связывали с помощью Германии и Турции. Поэтому оккупация Крыма войсками фашисткой Германии была восторженно встречена татарами. Немцы разрешили татарам возобновить мусульманские обряды, появились газеты и журналы на татарском языке, заработал татарский театр. На некоторым данным, на службу немцам перешло чуть ли не все татарское население Крыма.

По мнению Т. Лопухиной и С. Градировского, депортация 1944 года была вызвана ставшим после войны очевидным фактом - крымско-татарский этнос не стал частью общности, именуемой «советским народом». Альтернативой высылка могли бы стать расстрелы и высылка в лагеря лиц, сотрудничавших с немецкими оккупантами. Но тогда репрессиям и уничтожению должно было подвергнуться почти все мужское татарское население. Крымские татары, а также болгары, греки и армяне были выселены в соответствии с постановлениями Государственного Комитета Обороны от 11 мая и 2 июня 1944 года. Суммарное количество высланных на спецпоселение в Узбекистан составляло 238 тыс. человек. В результате практически все население полуострова стали составлять русские и украинцы, и в июне 1945 года Крымская АРСР была преобразована в область в составе РСФСР.

Выселение национальностей не является чем-то исключительным в новейшей истории. Так, чехи после войны выслали в Германию с лишением имущества более 3 млн судетских немцев, коренных жителей этой земли. Число погибших при депортациях колеблется от 30 тыс. (по оценке чешской стороны) до четверти миллиона (по подсчетам организаций судетских немцев). Германские и европейские суды вот уже полвека регулярно рассматривают иски судетских немцев, требующих реституции собственности или компенсации за нее. Пока ни один иск не достиг цели.

К моменту развала СССР крымские татары заняли комфортное место в советском обществе. Как пишут Татьяна Лопухина и Сергей Градировский, крымские татары из преимущественно сельского населения в основном превратились в жителей городов, в урбанизированное население (по переписи 1989 года 69% крымских татар проживало в городах). Среди крымских татар был один из самых высоких в СССР процент лиц с высшим образованием и один из самых высоких жизненных уровней по сравнению с другими народами Союза. Возможно, именно это, в соответствии с теорией Геллера, привело к вспышке татарского национализма и борьбе за возвращение на родину.

Татары регулярно устраивали акции протеста против фактических ограничений на возвращение в Крым (через институт прописки и неофициальных запретов на выделение земельных участков).

Александр Клячин приводит данные, что переселения татар в Крым было положено в конце 1960-х, когда единичным мигрантам удалось осесть в степном Крыму, возникли также крупные поселения крымских татар вокруг полуострова в Херсонской области и Краснодарском крае. Следующим шагом стала массовая миграция крымских татар в Крым в годы «перестройки». Сначала татарам удалось поселиться лишь в степном Крыму, а в конце 80-х крымские татары селятся также и в горных районах, и на Южном берегу Крыма и прилегающих к нему территориях, в том числе в районах основного проживания до депортации.

Темпы миграции резко возросли с середины 1987 года после демонстрации сотен представителей крымских татар на Красной площади. Только за 1990 год по официальным данным на полуостров въехало около 35 тыс. человек. В 2001 году в Крыму по официальным данным проживало 132 тыс. крымских татар, плюс имеются оценки, что на полуострове пребывало еще от 20 до 40 тыс. татар, не учтенных официальной статистикой, пишет А. Клячин.

В настоящее время в Крыму насчитывается около 300 тысяч крымских татар. Примерно столько же находится в бывших местах ссылки и разбросано по всей России. Всего в Крыму на конец 2008 года по данным главного управления статистики в АРК проживало 1967 тыс. человек. Лидер Меджлиса Мустафа Джемилев оценил в июле 2008 года число татар в Крыму в 12-13% населения, по украинским данным, эта цифра 13,4%.

Национальное татарское государство, исторические аналогии

Хотя татары составляют в Крыму одну восьмую часть населения, перспективы создания независимого национального татарского государства не равны нулю.

Пока нет ответа на принципиальный вопрос - что заставило 300 тыс. татар переехать в Крым с насиженных мест? Частично это можно объяснить развалом СССР, снижением уровня жизни, усилением национальных противоречий, наконец, всплеском «пассионарности», но, с другой стороны, в Крыму татары столкнулись с тем же самым только в еще более значительном масштабе. В качестве гипотезы можно предположить, что причиной миграции могла стать в значительной части скрытая материальная помощь переселенцам со стороны США, Турции и других мусульманских стран. Напрашивается историческая аналогия с Палестиной. В период британского мандата на Палестину с 1917 до 1948 года доля евреев на этой земле быстро росла благодаря материальной помощи американских и европейских еврейских организаций. В 1918 году число жителей Палестины составляло около 600 тыс. человек, из которых евреев было около 55 тыс. человек. В 1948 году общее число жителей страны достигло 2 млн 65 тыс. человек, а количество евреев возросло до 650 тыс. человек, то есть до 31%. В 1948 году ООН приняла резолюцию о разделе Палестины на два государства - еврейское и палестинское. В последовавшей войне евреи заметно изменили соотношению земель и структуры населения в свою пользу.

По оценке Алексея Полянского («Крымские татары: возможен ли конфликт на полуострове?»), татарское население Крыма пока еще не готово к широкомасштабным сепаратистским акциям и к выдвижению в ультимативной форме требования к правительству Украины создать крымско-татарскую автономию. Вместе с тем, пишет Полянский, по некоторым оценкам, учитывая высокую рождаемость среди крымских татар, их постоянный приток в Крым из республик СНГ, а также тенденцию к выезду русских с полуострова, через десять лет татары могут составить 40% всего крымского населения. В какой-то момент обострения ситуации татары могут выступить организованной силой и физически захватить часть Крыма, объявить его своим национально-территориальным образованием и попросить международной гуманитарной помощи, которая и будет оказана.

В настоящее время очевидно, что крымские татары категорически не приемлют украинскую или русскую ментальность. В начале 90-х население относилось к возращению татар если не благожелательно, то без агрессии, сказывался комплекс пострадавшего народа, однако с каждым годом размежевание между национальностями на полуострове только усиливается. Татьяна Лопухина («Восприятие крымских татар молодыми крымчанами иных национальностей») констатирует закономерность: «Чем плотнее общение с крымскими татарами (на рабочих местах, в учебных заведениях, в быту - соседи, рынок), тем негативнее (в массовом, а не единичном случае) к ним отношение представителей иных национальностей и тем резче оценка их моральных качеств, интеллектуального уровня и т.д.»

Крымским татарам совсем не обязательно дожидаться естественного роста своей численности до 30%, как евреям в Палестине. Им вполне может помочь нарастить в подходящий момент численность «татарского» народа Турция. Переписи 1927 и 1955 годов не регистрировали в Турции ни татар, ни ногайцев. Однако в последнее время в связи с новой игрой за Крым и за влияние на крымских татар последних вдруг обнаружилось в Турции чуть ли не 5 млн. С помощью кораблей НАТО переправить в Крым в течение нескольких месяцев 200-300 тыс. хорошо вооруженных «переселенцев» не представляет неразрешимой проблемы.

К тому же уже сейчас крымские татары хорошо вооружены и организованы. Татарское население включено в жесткую вертикаль меджлисов всех уровней - от общекрымского до поселкового. Обособлению крымско-татарского социума способствует и создание многочисленных собственных ассоциаций по профессиональному и иному признаку: работников народного образования, врачей, офицеров, ветеранов, женщин и прочие.

Серьезную силу представляют созданные при попустительстве украинских властей так называемые отряды самообороны. Боевики проходят подготовку под руководством турецких, иорданских и чеченских инструкторов, военизированные формирования располагают складами с оружием и боеприпасами. По некоторым оценкам, в случае необходимости Меджлис в кратчайшие сроки может поставить под ружье около 15 тысяч хорошо оснащенных и обученных боевиков , такие цифры приводит А. Полянский.

В последние два-три года наблюдается активизация исламского фактора в жизни Крыма, в чем активно участвуют мусульманские организации Саудовской Аравии, Турции, Пакистана, Ирана. Сотни молодых крымских татар проходят подготовку в исламских учебных заведениях как на территории автономии, так и за рубежом. В Крым приезжает из исламских государств много религиозных миссионеров, распространяется исламская литература фундаменталистской направленности.

Турецкие власти открыто рассматривают Крым как зону своего влияния, они целенаправленно подготавливают мировое общественное мнение к признанию независимого крымско-татарского государства. Анкара представляет интересы Меджлиса на международной арене, под патронажем Турции представители крымских татар регулярно участвуют в разного рода мероприятиях и форумах общетюркского характера.

В качестве одного из вариантов развития событий Владимир Букарский рассматривает реализацию в Крыму косовского сценария («Крым: от оранжевых к зеленым»). По мнению Букарского, нынешняя ситуация в Крыму соответствует 60-70 годам в Косово. Букарский делит сепаратистская деятельность косовских албанцев на 5 основных периодов:

  • 50-е годы - пропаганда этнического национализма среди косовских албанцев и создание радикальных организаций;
  • 60-е - "конституционная дискуссия" об автономии, массовые демонстрации и провокации;
  • 70-е - студенческое движение и переход к вооружённой борьбе;
  • 80-е - вооружённое восстание и массовый отъезд сербских семей из Косово;
  • 90-е - борьба за независимость и тотальная этническая чистка края.

Уже к концу нынешнего десятилетия вооружённые выступления татар и насильственные акции по отношению к славянскому населению, по мнению Букарского, приобретут повсеместный характер, а в середине 10-х годов в Крыму вполне может вспыхнуть восстание, подобное косовскому восстанию 1981 года, когда митинги албанцев приобрели откровенно антигосударственный характер, с флагштоков срывались югославские флаги, албанцы силой занимали дома сербов. Владимир Букарский напоминает, что бывший депутат Верховного Совета Крыма Э. Меметов еще в 1993 году заявил: "Мы планируем наши действия в расчете на многие десятилетия, даже столетия. Первейшая задача - запугать оккупантов (русских и украинцев), создать такую обстановку в Крыму, чтобы они сами бежали отсюда, как из Таджикистана".

На реальную возможность развития событий по косовскому сценарию, пишут некоторые аналитики, указывает стремление татар к компактному проживанию. Известно, к чему привело это в Косово. Край фактически представлял собой албано-сербскую чересполосицу, когда два крупнейших этноса жили рядом, но не смешивались. Албанские села соседствовали с сербскими, города имели мусульманские и христианские районы. В результате югославские силы госбезопасности были не в состоянии в полной мере контролировать процессы, проходящие в албанской среде.

Что ждет НАТО в Крыму?

Татары были нужны Киеву как союзник в борьбе с русским большинством населения автономии . Но самозахваты земли, почти открытое неповиновение украинским властям, яростное сопротивление украинизации и внедрению украинского языка заставили Киев сменить политику.

Первые охлаждение официального Киева к татарским притязаниям начались еще в конце 90-х. Весной 1998 года правительство Украины усложнило порядок получения гражданства и прописки в Крыму, отменило квоту на 14 татарских мест в крымском парламенте, и в марте население Крыма не выбрало в местный Верховный Совет ни одного татарина.

Показательным событием в отношениях между властями Украины и крымскими татарами стал снос силовиками с применением БТР незаконных построек крымских татар на горе Ай-Петри в ноябре 2007 года. Еще более масштабная акция с начала 2009 года готовится в Симферополе. Речь идет об участке на улице Балаклавской, где крымские татары возвели поселок на самозахваченной земле. Символично, что именно на этом захваченном участке состоялась недавно встреча американского посла Тейлора с представителями крымско-татарского меджлиса.

Элита Украины сопротивляется принятию инициированного крымско-татарским меджлисом Закона «О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку». В каждой новой редакции закона авторы пытаются сохранить несколько пунктов, противоречащих Конституции: о легализация меджлиса и курултая в качестве этнических органов власти; о признании депортированными всех татар поголовно, независимо от того, где и когда они родились (под такую категорию подпадают даже те, кто родится в будущем); о наделении татар льготами по этническому признаку и фактическом разделении крымчан на людей «первого» и «второго сорта». В разряд людей «второго сорта» при этом попадают и этнические украинцы. В Киеве понимают, что создание крымско-татарской республики инициирует аналогичные процессы по всей Украине, и может стать началом ее развала. С другой стороны, предрекаемый Украине развал станет поводом для активных действий татарской общины.

НАТО, США и Турция предпринимают активные действия по внедрению на полуостров. Уже получено согласие украинских властей на открытие в Симферополе и Севастополе «дипломатических представительств» США. Накануне ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной влиятельный чиновник МИД Турции в интервью радиостанции «Голос Турции» заявил: «Пусть Аллах отнимет у русских ум, чтобы они ратифицировали договор между Российской Федерацией и Украиной. Тогда мы будем иметь право возвысить свой голос по поводу Крыма». По словам турецкого чиновника, согласно Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года, в случае отказа России от Крыма суверенитет над Крымом автоматически передается Турции.

Пока трудно предсказать развитие ситуации на полуострове. Но с большой вероятностью можно предположить, что в случае попыток татар создать собственное государство русские и украинцы объединятся против общего врага. Тогда натовские силы и вооруженные татарские формирования окажутся в состоянии войны с большинством населения, и ситуация в Крыму будет напоминать скорее ситуацию в Афганистане.

Вытеснение из Крыма одновременно и русских, и украинцев не представляется реальным. Киевская и донецкие элиты, а также российские олигархи имеют серьезные экономические виды на Крым, и не отдадут его татарам без боя, равно как не собираются сдаваться и ныне существующие в Крыму элиты. Поэтому малореальной представляется ситуация, когда США получат возможность войти в Крым при полной поддержке местного населения, как это было в Косово.

В заключении можно сказать, что национальные проблемы в принципе не имеют решения. Если следовать теории Геллнера, пока государственные границы не совпадут с национальными, потенциал конфликтов не будет исчерпан. Беда только в том, что национальные границы находятся в непрерывном движении. Современные Франция и Англия с их массой цветного населения уже не совсем старые Франция и Англия, равно как и в США уже серьезно обсуждают срок, когда Калифорния и Техас вернутся в состав испаноязычной Мексики.

Особенность Крыма в том, что здесь впервые в новейшем времени имеет место, образно говоря, «целенаправленная национальная агрессия», хотя и имеющая в своей идеологической основе претензии полувековой давности. И эта агрессия накладывается на противостояние Запада и России, исламского мира и христианства, на мечты турок и русских о возврате былого могущества...

Вряд ли можно поверить сегодня любым предсказаниям, чем может завершиться крымская история. Остается надеяться, что до самого худшего варианта - третьей мировой войны - дело все-таки не дойдет.

***==***

Использованные источники:

Richard S. Gallager // Soul of an Organization // 2003

Андреев А. // История Крыма // Монолит-Евролинц-Традиция, Москва, 2002, http://acrimea.narod.ru/

Букарский В. // Крым: от оранжевых к зеленым // АПН, 12 января 2005

Меджлис требует от Ющенко закон об «укоренении» крымских татар // Новый Регион - Киев, 07.11.2007

Калкатина В. // Значительная часть Украины была в составе Крымско-татарского ханства // Киевские Ведомости, Украина, 14 июля 2008

Клячин А.И. // Динамика этнических систем расселения в Крыму (в связи с проблемой возвращения крымских татар) // Этнографическое обозрение, № 2, 1992 г.

Клячин А.И. // Этнические меньшинства и национально-государственное строительство на Украине в 1920-1930 гг. // Этноконтактные зоны в европейской части СССР (география, динамика, методы изучения). М., 1989

Крупник И. // Причины «взрыва» национализма в нашей стране // Национальный вопрос в СССР: поиски объяснений, «ВЕК», Рига, 1990, № 3, цит. по http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/krup_prich.php

Лопухина Т., Градировский С. // Особенности социокультурного преобразования Тавриды и социокультурной переработки крымскотатарского этноса // http://www.archipelag.ru/authors/lopuhina/?library=1152

Лопухина Т. // Восприятие крымских татар молодыми крымчанами иных национальностей // Русский архипелаг, http://www.archipelag.ru/authors/lopuhina/?library=1153

Маркедонов С. // Пантюркизм как мечта, миф и реальность // Политком.RU, 18.02.2009

Полянский А.И. // Крымские татары: возможен ли конфликт на полуострове? // http://www.edrus.org/content/view/95/71/

Федоров А.Б. // Правовой статус Крыма. Правовой статус Севастополя // Издательство Московского Университета, 1999, http://www.ukrstor.com/ukrstor/fedorov-pravstatus.html

Посольство государства Палестины в г. Москве// http://www.palestine.ru

Снос самозахватов в Крыму может привести к чрезвычайному положению на Украине: крымские татары // ИА Regnum, 28.01.2009

Судетские немцы: трагедия германо-чешской истории // http://emigration.russie.ru/news/5/5777_1.html

Поделиться: