Русский и тюркский цивилизационные проекты: обречены конкурировать?

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
Россия и Турция глубоко интегрированы в этнокультурное пространство Евразии. Сейчас оба государства воспринимают себя в качестве цивилизационных центров, предлагающих собственные цивилизационные концепции. Об особенностях концепций Русского и Тюркского миров читайте в статье Натальи Демешко, Георгия Мурадова, Александра Ирхина и Ольги Москаленко. Подробнее — в материале ia-centr.ru.
Русский и тюркский цивилизационные проекты: обречены конкурировать?

Русский мир

Концепт Русского мира оказался важной идеологической основой российской внешней политики в постсоветский период. После распада СССР за пределами России осталось огромное пространство, где сохранялось влияние русской культуры и языка. К тому же миллионы этнических русских остались за границей.

Сам по себе термин Русский мир имеет богатую историю, и его упоминание можно найти в источниках еще царской эпохи. Например, он встречается в работах евразийцев и славянофилов. Русский мир также противопоставлял Россию Европе, подчеркивал ее соборность, мессианство и особый путь развития.

После распада СССР концепт Русского мира видоизменился. Но примечательно то, что, как и ранее, частота употребления термина в официальных документах или речах связана с периодами серьезных вызовов, особенно внешнеполитических.

Сейчас концепт Русского мира больше направлен на внешнюю аудиторию. Распространение идеи Русского мира реализуется на практике, например, такими ведомствами, как Россотрудничество (Русские дома за рубежом). Среди основных направлений деятельности в рамках концепции Русского мира можно выделить сохранение и распространение русского языка и культуры, формирование пророссийских элит через образовательные программы и работа с местными СМИ.

Читайте также: Битва образов: какое прошлое и будущее предлагают Центральной Азии?

Тюркский мир

Идеи пантюркизма начали особо распространяться в XIX в. и воспринимались как противопоставление идеям более интернационального панисламизма времен султана Абдул-Хамида II. Турецкие националисты активно пользовались идеями пантюркизма для распространения влияния, в том числе среди народов Центральной Азии. Также в ходе гражданской войны после революции пантюркисты сыграли значительную роль в дестабилизации ситуации в Центральной Азии.

Национализм республиканского периода скорее был направлен на решение внутренних проблем, в частности связанных с курдским вопросом. СССР в дальнейшем столкнулся с панисламизмом и пантюркизмом во время Второй мировой войны. Нацистская Германия попыталась активно использовать этнокультурный фактор для разобщения народов СССР.

Распад СССР открыл для Турции широкие возможности. Уже с 1990-х наблюдается возвращение пантюркистских и панисламистских идей в ее внешней политике. В частности, политика Р. Эрдогана в этом направлении скорее напоминает гибрид пантюркизма и панисламизма, где Турция воспринимается как культурный и цивилизационный центр для тюркоязычных мусульманских народов Евразии.

Тюркский мир на службе внешней политики Турции

Концепт Тюркского мира практически уже имеет институциональную основу в лице Организации тюркских государств (ОТГ). Интеграция осуществляется в первую очередь на основе этнокультурной близости. Процесс институционализации непрерывно шел практически с 1990-х.

С приходом к власти Партии справедливости и развития Турция всё чаще использует этнокультурный фактор в своей внешней политике. Причем целевой аудиторией, где и предполагается распространение идей Тюркского мира, являются не только независимые тюркоязычные государства, но и тюркоязычные регионы России.

В частности, на первый после продолжительного перерыва съезд тюркоязычных государств в 2006 году были приглашены главы Татарстана, Башкирии, Якутии и Алтая. Также в 2021 году лидер ультраправой Партии националистического движения Д. Бахчели представил Р. Эрдогану (ПСР и ПНД состоят в коалиции) карту Тюркского мира, куда, кроме тюркоязычных государств, включили и регионы России.

На практическом уровне концепт Тюркского мира ведется за счет активной информационной и культурно-гуманитарной политики. В информационном плане протурецкие ресурсы нередко распространяют откровенно антироссийский или антисоветский дискурс. Например, в них крайне негативно оценивается присоединение Крыма, а также советское прошлое тюркоязычных республик.

Несмотря на некоторую схожесть, концепции Русского и Тюркского миров имеют ряд фундаментальных различий. Например, Русский мир предлагает более полиэтнический подход и географически более детерминирован в отличие от тюркоязычного географического пространства, что является важным преимуществом. Необходимо также отметить отсутствие четких границ между этими двумя пространствами, что, с одной стороны, лишь способствует усилению конкуренции, но также оставляет возможность для взаимодействия.


Полную версию статьи «Русский и Тюркский миры на Евразийском пространстве» читайте в журнале «Вестник МГИМО».

Поделиться: