Может ли ОДКБ помочь государствам-членам противодействовать угрозам гибридной войны?

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
В условиях геополитической напряженности гибридные войны стали одной из отличительных особенностей современных международных отношений. Становится всё труднее определять элементы гибридной войны для противодействия им. В связи с этим актуальным становится вопрос коллективной защиты от таких угроз. Об особенностях современных гибридных войн и роли ОДКБ в противодействии новым угрозам читайте в статье Натальи Харитоновой. Подробнее — в материале ia-centr.ru.
Может ли ОДКБ помочь государствам-членам противодействовать угрозам гибридной войны?

Какие особенности у гибридных войн?

Гибридная война — форма конфликта, при котором противостоящие стороны не вступают в прямое вооруженное столкновение, а стремятся ослабить друг друга всеми доступными средствами, кроме прямого вторжения. Подобными средствами могут считаться кибератаки, прокси-война (война чужими руками), попытки раскачать внутреннюю ситуацию, например, используя этнический фактор, и т. д.

Сам термин активно начали использовать относительно недавно, но подобного рода противостояния существовали всегда. Одним из наиболее ярких примеров является «Большая игра» в Средней Азии. Тогда Российская и Британская империи, не вступая в прямое столкновение друг с другом, стремились ослабить влияние друг друга в Средней Азии.

Концепцию гибридных войн в том виде, который есть сейчас, активно начали применять западные страны в своих стратегиях. Если в 2000-е в западных странах дискуссии о ведении гибридной войны скорее шли в рамках борьбы с международным терроризмом, в 2010-х противниками назначены целые страны — Россия и Китай. Это создает новые угрозы для евразийского пространства, где также могут быть применены инструменты гибридной войны с целью ослабить Россию и Китай.

В эпоху развития информационно-коммуникационных технологий спектр инструментария в рамках ведения гибридных войн существенно расширился. Благодаря возможностям ведения информационных операций границы больше не являются непреодолимым препятствием для создания угроз суверенитету противника.

Еще одной большой проблемой представляется само определение факта враждебных действий. Угрозу суверенитету государства или объединения можно создать как с применением конвенциональных вооружений, так и неконвенциональными методами. Международное право учитывает и формально защищает государства от первого случая. Однако не учитывается, что акт агрессии могут совершить, не прибегая к прямому вооруженному нападению.


Читайте также: Какие механизмы обеспечения безопасности эффективны в ЦА?

Возможно ли защищаться от угроз, связанных с гибридной войной, вместе?

Так как угрозы суверенитету требуют незамедлительной реакции для их ликвидации, международные организации могут испытывать проблемы в плане оперативного реагирования. Если политическая система государства устойчива, она сама способна оперативно справиться с подобными угрозами. Однако большинству международных организаций потребуется достижение консенсуса для коллективных действий, что становится ограничителем. Яркими примерами можно считать слабую реакцию местных региональных организаций на «цветные революции» на постсоветском пространстве и «арабскую весну».

Пространство ОДКБ может стать целью потенциальной масштабной гибридной агрессии. Подобное положение требует от организации повышенной бдительности и готовности к противодействию нетрадиционным угрозам безопасности и суверенитету государств-членов.

Одной из особенностей ОДКБ является главенствующий в ней принцип «мягкого союзничества». Эта особенность полностью отличает ее от НАТО, где ярко проявляется принцип «блоковой дисциплины». Союзный оборонительный договор с Россией, например, не обязывает государства-члены также признавать Крым российским или вступить в конфронтацию с Западом. Это позволяет государствам-членам одновременно вести многовекторную политику и развивать военное сотрудничество внутри блока, за что они и ценят свое членство в ОДКБ. Однако в то же время на Западе эту особенность рассматривают как уязвимость и могут попытаться использовать ее для разобщения стран — участниц ОДКБ.

ОДКБ не отстает от повестки и постепенно формирует иммунитет от гибридных угроз. В новой Концепции развития ОДКБ гибридным войнам будет уделено отдельное внимание. В целом в государствах — членах ОДКБ есть осознание реальной опасности, которую несут за собой гибридные методы ведения войн. Они уже накопили немалый опыт в противодействии нетрадиционным угрозам.

Важное значение в противодействии гибридным угрозам приобретает координация по всем линиям: между государствами, трансграничное взаимодействие между негосударственными акторами, взаимодействие разных объединений (ОДКБ, ШОС, ЕАЭС, СНГ). Взаимодействие негосударственных акторов в этом плане требует отдельного внимания. Системная координация бизнес-структур, образовательных и других негосударственных акторов может существенно повысить эффективность предотвращения гибридных угроз.

Обострение соперничества между державами и бурное развитие информационных технологий существенно усиливают угрозы, связанные с гибридными методами ведения войны. Неопределенность в идентификации таких угроз и слабая защищенность международной нормативно-правовой базы делают положение еще хуже. Механизмы коллективной безопасности в рамках региональных объединений при условии определенных изменений в подходе могут помочь своим участницам эффективнее справиться с новыми угрозами. На евразийском пространстве такую функцию способна исполнять ОДКБ. Евразийское пространство может стать полем, где ведут «боевые действия» — гибридные боевые действия. Это требует от ОДКБ выработки совершенно нового похода к безопасности и определенной организационной гибкости. Эти изменения уже проявляются в рамках организации.

 

Полную версию статьи «ОДКБ и проблема гибридных войн» читайте в журнале «Международная жизнь».

Поделиться: