Как менялся подход США к Центральной Азии?

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
Интерес стран Запада к ЦА растет на фоне нарастающей напряженности в их отношениях с Россией и Китаем. Политика США в отношении ЦА несколько раз менялась под влиянием разных факторов. О стратегических интересах США в Центральной Азии читайте в статье Алексея Давыдова. Подробнее — в материале ia-centr.ru.
Как менялся подход США к Центральной Азии?

Эволюция подхода США к Центральной Азии

После распада СССР интересы США в отношении ЦА в целом ограничивались вопросами нераспространения ядерного оружия. Интерес к региону возрастал по мере увеличения противоречий в отношениях с Россией.

К концу 1990-х на фоне противоречий между США и Россией по поводу Югославии и Чечни Центральную Азию стали чаще упоминать в программных документах Вашингтона. Например, США активно поддерживали вступление Киргизии в ВТО, а также выражали заинтересованность в разработке энергоресурсов Каспийского региона.

В 2000-е отношения США со странами ЦА развивались во многом под влиянием афганского фактора. США и их союзники в 2001 году начали интервенцию в Афганистан, и им была важна логистическая поддержка стран ЦА. Однако периферийное значение региона во внешней политике США сохранялось вплоть до середины 2010-х.

С 2015 года риторика США о состоянии международных отношений в ЦА претерпела изменения. К этому моменту Китай уже активно продвигал проект «Пояса и пути», а отношения с Россией стремительно ухудшались. Вашингтон прямо заявлял о поддержке стран ЦА в диверсификации их внешних связей. В рамках новой политики США поддерживали проведение внутрирегиональных мероприятий, например Торгового форума ЦА. Кроме того, США приступили к постепенной институционализации своих отношений со странами региона.

С 2022 года стратегическая значимость региона возросла. США с начала СВО стремятся добиться «отмежевания» экономики ЦА от России. Вашингтон также начал активнее продвигать идеи экономической и политической либерализации региона.

Читайте также: Как меняется подход Европейского союза к Центральной Азии в новых условиях?

Структура отношений

Структура отношений США со странами ЦА сложная и разноплановая. Однако в плане экономики регион для Вашингтона не приоритетен.

Среднегодовой товарооборот между США и странами ЦА в 2015–2020 гг. составил 2,13 млрд долл. При этом 78 % торговли приходится на Казахстан.

В инвестиционном направлении картина немного другая. Главным реципиентом американских ПИИ в регионе остается Казахстан. ПИИ США в Казахстан составили 40,4 млрд долл., что составляет 23,8 % от всех их внешних вливаний. В основном американские ПИИ направляются в энергетический сектор страны, и это потенциально рискованно для Казахстана – он может попасть в зависимость. Для остальных стран региона доля ПИИ США невелика.

Военно-техническое сотрудничество между США и странами ЦА сложно назвать интенсивным. Кооперация существенно снизилась после 2015 года, когда поменялся вектор проводимой в Афганистане операции.

При этом США на всём протяжении постсоветской истории сохраняли интерес в продвижении либерально-демократических ценностей среди населения ЦА. Американские неправительственные организации сохраняют высокую активность в регионе, особенно в Киргизии и Казахстане.


Читайте также: США предлагают ЦА побороться за отмену «неработающих санкций» времен холодной войны

Страновой подход

Страны ЦА можно разделить на категории по степени значимости для США. В центре внимания Вашингтона остается Казахстан. Власти Казахстана также значительно реже подвергаются критике со стороны США по сравнению с элитами других стран.

Американское экспертно-политическое сообщество всё чаще обращает особое внимание на отношения Казахстана с Китаем и Россией. Особый акцент американские эксперты делают на темах, обладающих конфликтным потенциалом для сторон. 

В частности, эксперты США подчеркивают проблему соблюдения прав этнических казахов в СУАР Китая, а также потенциальные противоречия с Россией в вопросе соблюдения прав русскоязычного населения на севере Казахстана.

Следующее по значимости направление американской политики в регионе – Узбекистан. Киргизия, Таджикистан и Туркменистан представляют для Вашингтона меньший интерес по сравнению с Казахстаном и Узбекистаном. С ними отношения развиваются в русле общерегиональной политики США. С Таджикистаном Вашингтон преимущественно взаимодействует по вопросам безопасности приграничных районов, борьбы с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков. С Киргизией основными предметами взаимоотношений выступают проблемы устойчивости институтов и безопасности.

Рост интереса к региону со стороны США активно используют и сами страны региона, добиваясь диверсификации своих связей. Тем не менее укрепление отношений со странами региона для США не самоцель, а лишь потенциальный инструмент для ослабления позиций России и Китая.


Полную версию статьи «О стратегической значимости Центральной Азии для США» читайте в журнале «Россия и новые государства Евразии».

Поделиться: