Как меняется подход Европейского союза к Центральной Азии в новых условиях?
Автор: Ia-centr.ru
Эволюция политики ЕС в отношении стран ЦА до 2022 года
В первые годы независимости стран ЦА присутствие ЕС в регионе заключалось в содействии внутренним экономическим и институциональным преобразованиям. Содействие осуществлялось в рамках механизма «помощь в обмен на реформы».
Уже в 1990-х в ЕС осознавали важность доступа к энергоресурсам региона для поддержания своей энергетической безопасности. Планирование транспортно-логистических и энергетических проектов для обеспечения регулярных поставок энергоресурсов из ЦА в Европу началось уже тогда.
С 2001 года стороны начали развивать сотрудничество в сфере безопасности, что было во многом обусловлено началом военной операции в Афганистане. В основном сотрудничество в этом направлении включало в себя содействие в укреплении границ и помощи в борьбе с наркотрафиком.
В 2007 году политика ЕС в отношении ЦА приобрела доктринальную основу, Брюсселем был принят документ под названием «ЕС и Центральная Азия: стратегия для нового партнерства». Первый доктринальный документ по ЦА охватывал такие сферы, как права человека, экономическое сотрудничество, экологию, энергетику, безопасность и транспортно-логистическое направление.
В обновленной стратегии 2019 года были заметны существенные изменения в подходе ЕС к региону. Во-первых, ЕС больше внимания уделял межстрановому взаимодействию. Во-вторых, ЕС начал концентрироваться на коммерческих интересах в регионе, а не геополитических или ценностных. Поэтому больше внимания начал уделять сотрудничеству с Казахстаном и Туркменистаном.
Читайте также: Смогут ли страны ЦА заменить Россию на европейском рынке энергоресурсов?
Политика ЕС в отношении ЦА на современном этапе
Конфронтация ЕС с Россией и обостряющееся противостояние с Китаем постепенно проецируются на страны ЦА. В 2022 году политика ЕС в регионе уже приобретает геополитический окрас. Во многом теперь она направлена на снижение зависимости стран региона от России и Китая.
ЕС больше обращает внимание на альтернативные транспортные маршруты из ЦА в обход России, в частности на Средний (Транскаспийский) коридор. Кроме того, ЕС планирует вовлечь страны ЦА в свой глобальный проект Global Gateway.
Также происходит постепенная институционализация отношений стран ЕС и ЦА. Осенью 2022 года в Астане прошел первый саммит глав государств ЦА и Европейского совета. В конце того же года прошла конференция ЕС и ЦА в рамках проекта Global Gateway, где приоритетными направлениями взаимодействия были названы сферы энергетики, транспортной логистики и цифровых технологий.
Кроме попыток ослабления влияния России и Китая в регионе, ЕС преследует и свои глобальные цели, связанные с его собственными геополитическими амбициями. ЕС больше не сможет надеяться на стабильные поставки энергоресурсов из России. С учетом этого повышается интерес к увеличению доступа к энергоресурсам ЦА.
Читайте также: «Дипломатия наследия»: как западные страны пытаются переписать историю Центральной Азии?В целом на всём протяжении независимой истории стран ЦА влияние ЕС в регионе сложно сравнивать с российским или китайским. Но всё же его активность в регионе используется самими странами ЦА в рамках политики многовекторности. В условиях нарастания напряженности в мире странам ЦА придется всё чаще балансировать, и они пользуются такой вариативностью.
Полную версию статьи «Эволюция подхода Европейского союза к Центральной Азии» читайте в журнале «Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир».
Поделиться: