Смогут ли страны ЦА заменить Россию на европейском рынке энергоресурсов?
Автор: Анушервон Хакимов
Частичный разрыв российско-европейских экономических отношений заметно отразился на энергетическом рынке. В попытках заменить российские поставки страны ЕС обращают внимание на другие мировые рынки энергоресурсов, в частности на африканский и центральноазиатский.
Несмотря на активность европейской публичной политики в Африке, в том числе в области энергетики, африканский рынок не сможет в полной мере обеспечить энергетическую безопасность ЕС из-за высоких рисков.
В африканских странах высок риск террористической атаки на энергетическую инфраструктуру.
Материалы по теме: Замена ГЭС на АЭС: мирный атом для Центральной Азии
Подобные риски безопасности существенно ниже в ЦА, несмотря на соседство с Афганистаном. Здесь сосредоточены крупные запасы сразу нескольких видов энергоресурсов, уже есть инфраструктура.
Казахстан — крупнейший производитель нефти в регионе — уже поставляет нефть в ЕС по двум маршрутам. Первый — через «Каспийский трубопроводный консорциум» (КТК) до Новороссийска и далее танкерами. Второй — через систему «Транснефти» по трубопроводу «Дружба». Второе направление является наиболее перспективным, так как казахстанская нефть по характеристикам схожа с российским сортом Urals. То есть немецким нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) не нужно подстраиваться под особенности нового продукта.
Читайте также: Газовый альянс и Туркменистан: конфликт или сотрудничество?
Однако существует ряд препятствий перед расширением поставок в этом направлении. Во-первых, на месторождениях в Казахстане, откуда происходит добыча нефти для «Дружбы», не растет производство. Например, в 2023 г. Казахстан поставит Германии более чем на треть меньше планируемого объема через «Дружбу» (890 тыс. т вместо 1,5 млн т).
Во-вторых, Польша всячески препятствует поставкам через «Дружбу» в целом и претендует на получение контроля над трубопроводом и немецкими НПЗ. Эти преграды не позволяют говорить о Казахстане как о полноценной альтернативе России.
В Европе также возобновились обсуждения о наращивании поставок газа из ЦА. Однако перспективы в этом направлении туманные. Россия и Иран не станут согласовывать проект газопровода через Каспийское море и выращивать конкурента для себя. Под сомнением также экономическая целесообразность. Неясно, кто будет инвестировать в столь дорогостоящий инфраструктурный проект, когда ЕС ставит себе цель прекратить использование ископаемых источников энергии к 2050 г.
Перед ЕС также остро встает вопрос о поставках ресурсов для атомной энергетики. В ЕС данная отрасль признана низкоуглеродной, и пока ей не грозит ликвидация.
Из-за региональной нестабильности импорт урана из африканских стран значительно затруднен. ЕС постепенно может сворачивать сотрудничество с «Росатомом» в рамках санкционной политики.
Около 40 % мировой добычи урана приходится на Казахстан, и интерес ЕС в развитии сотрудничества в сфере атомной энергетики с Казахстаном будет расти. Казахстан может заменить африканские страны в поставках урана, но не может заменить Россию, которая предоставляет ЕС услуги по обогащению урана и экспортирует готовое ядерное топливо.
Полную версию статьи «Энергетические интересы Европы в странах ЦА» читайте на сайте РСМД.
Материалы по теме: Морские ворота Казахстана: проблемы и перспективы порта Актау
Поделиться: