Итоги саммита в Сиане: Китай видит в Центральной Азии угрозу для СУАР

Дата:
Автор: Дарья Матяшова
На встречу в формате «Центральная Азия — Китай» эксперты и политики возлагали ряд надежд — от возобновления замороженных инфраструктурных проектов до перезагрузки отношений с «пятёркой». Однако эксперты в первую очередь обратили внимание на вопрос безопасности, который Пекин вскользь обозначил во время встречи с главами стран Центральной Азии. Об этом в интервью Ia-centr.ru рассказал кандидат политических наук, программный директор Центра прикладного анализа международных трансформаций РУДН Евгений Грачиков.
Итоги саммита в Сиане: Китай видит в Центральной Азии угрозу для СУАР

- В чём особенность политики КНР на Евразийском пространстве? Как складываются ее отношения с другими интеграционными объединениями, например с ЕАЭС?

- Пекину пока не удаётся создать вокруг себя собственный экономический союз, который был бы похож на ЕАЭС, АСЕАН или БИМСТЕК в Бенгальском заливе - ключевые интеграционные объединения и «нормативные силы» Юго-Восточной Азии и Большой Евразии.

КНР пытается компенсировать это, присоединяясь к уже существующим проектам в расширенных форматах сотрудничества - например, АСЕАН+1 или АСЕАН+3. В той же самой логике Китай работает в Центральной Азии, пытаясь добиться сопряжения с ЕАЭС.

В 2015 году Владимир Путин и Си Цзиньпин подписали заявление о сопряжении, а в 2019 году оно вступило в силу. Тем не менее в данном документе обозначаются лишь юридические основы сопряжения, в то время как конкретика в нём отсутствует. 

Читайте также:

Китай объявит о перезагрузке отношений с ЦА на саммите в Сиане

Сопряжения ЕАЭС с инициативой «Пояса и пути» по факту пока не произошло: конкретных проектов, которые позволили бы их объединить, не выдвинуто. В результате Россия и КНР ведут в Центральной Азии каждая свою отдельную политику. Интеграция и сопряжение требуют долгой и кропотливой дипломатической работы с обеих сторон.

Россия - экономический лидер Евразийского экономического союза, куда входят Казахстан и Киргизия и сейчас пытается встроиться Узбекистан. В этом отношении Москва и Пекин конкурируют за влияние на страны «пятёрки», которые представляют для России не меньший интерес, чем для Китая.

Другое направление усилий КНР в Большой Евразии - это ШОС. Пекин пытается придать ей, как и другим экономическим площадкам, на которых он работает, больше экономических функций. Это ему тоже не удаётся, поскольку ШОС - политическая организация, изначально созданная для обеспечения общерегиональной безопасности. 

Материалы по теме:

Саммит «Китай - Центральная Азия»: что главы государств предложат Си Цзиньпину?

- В программной речи Си Цзиньпина содержалось предложение по развитию отношений с Центральной Азией из 8 пунктов. Что нового появилось в нём по сравнению с коммюнике МИД от сентября 2022 года?

- Принципиально новых положений в речи председателя КНР озвучено не было. Количество пунктов увеличилось, но направленность политики Китая в отношении Центральной Азии не меняется. Пекин интересуют в основном ресурсы стран «пятёрки» - газ, нефть - и транспортные коридоры, а также усилия по обеспечению национальной безопасности. Это его устойчивые и постоянные интересы, поэтому не стоит ждать, что на геополитическом пространстве региона появятся радикально новые направления сотрудничества с Китаем. 

Читайте также:

«С + С5»: Китай готовится к долгой битве за Центральную Азию

- На Сианьском саммите Китай предложил «пятёрке» создать механизмы диалога в промышленности, инвестициях, сельском хозяйстве и т. д. На что могут быть похожи эти механизмы?

- Пока сложно сказать, какие из существующих форматов интеграции такое сотрудничество может напоминать, но следует отметить, что КНР решительно не устраивают механизмы без институциональной «жёсткости».

Ему не нравится формат G20, где нет штаб-квартиры и секретариата, через который можно было бы проводить свою политику. Напротив, Китай стремится формировать постоянные административные структуры, позволяющие ему продвигать свою повестку через чётко очерченные правила.

- Пекин пообещал направить странам ЦА $3,72 млрд финансовой поддержки. На какие проекты могут быть направлены эти средства?

- Китай будет исходить из своих национальных интересов и прибегнет к схемам кредитования и финансирования, которые использует в рамках «Пояса и пути». В этой системе странам - получателям помощи выдаются займы, которые они тратят на оборудование, стройматериалы и т. д., производимые внутри КНР. За счёт этого деньги остаются в стране и работают на поддержание китайского бизнеса.

$3,72 млрд, скорее всего, будут вложены в совместные проекты стран Центральной Азии и Китая в промышленности, сельском хозяйстве или, возможно, образовании. Это даст им стимул развития, однако заказы от компаний будут получать именно китайские предприятия.

- В заявлениях по итогам Саммита регулярно звучали планы совместной борьбы за безопасность, хотя переговоры перед саммитом касались прежде всего экономики. Что-то предвещало обсуждение этой тематики?

- Безопасность и борьба с терроризмом - общая для Центральной Азии проблема, ритуально обсуждаемая на встречах такого рода. Она появилась в международной повестке сразу после обретения странами региона независимости, но в 2022 году, на фоне беспорядков и январской попытки устроить «цветную революцию» в Казахстане, стала особенно актуальной.

КНР и «пятёрка» будут обсуждать борьбу с терроризмом и экстремизмом и в дальнейшем, поскольку Пекин сейчас беспокоят угрозы дестабилизации СУАР со стороны от исламистских группировок и течений.

Между Синьцзяном и Центральной Азией идёт активный переток населения. Трудно контролируемая миграция уже показала свою опасность в годы войны в Сирии, куда прибывали боевики, в том числе из СУАР.

В результате Китай будет бороться за предотвращение «экспорта нестабильности» в свои мусульманские районы и добиваться аналогичных шагов от Центральной Азии.

- Итоги саммита говорят о сдвигах в долгосрочных инфраструктурных проектах - строительстве железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан, ветки D газопровода и т. д. - или прорывов не произошло?

- Возможно, Китай зарезервировал $3,72 млрд именно на железнодорожные проекты. Тем не менее, когда встречаются главы государств, прорывов в инфраструктурных проектах ожидать не стоит: они требуют большой технической проработки, которая может длиться несколько месяцев или год, и подсчёта потенциальных расходов и доходов.

Поэтому после нынешнего саммита не будет строиться ничего радикально нового.

Чтобы говорить об инфраструктурных результатах мероприятия, нужно отслеживать встречи и договорённости на уровнях отдельных министерств и компаний.

- Как бы вы охарактеризовали саммит в Сиане в формате «5+1»?

- Это рутинная регулярная встреча, на которой КНР традиционно выдвинула предложение строить железнодорожные ветки, но заявила о новинке - финансовой поддержке Центральной Азии.


Читайте другие материалы по теме:

Для успеха в ЕАЭС странам Центральной Азии нужно договориться между собой

Сколько стоит управляемая оппозиция в Казахстане?

Поделиться: