F-16 для Украины. Много шума из ничего

Дата:
Автор: Александр Ермаков
После длительного обсуждения в западной коалиции, поддерживающей Украину, удалось добиться относительного консенсуса по факту поставки Киеву боевых самолетов. Однако дорожная карта так и не сформирована до конца, а план продолжает вызывать много вопросов, в том числе среди американских военных, публично высказывающих критические замечания. Подробнее – в материале Ia-centr.ru.
F-16 для Украины. Много шума из ничего

После длительных споров к лету 2023 года НАТО удалось сформировать «истребительную коалицию», которая вызвалась организовать процесс передачи Украине боевых самолетов. Переломный момент наступил в середине мая, когда президент США Джо Байден на полях встречи «Группы семи» заявил, что Вашингтон не будет препятствовать передаче истребителей и окажет помощь в организации обучения.

Материалы по теме: Приоритетом военных расходов США остается Китай, а не Украина


До этого США неоднократно критически высказывались об этой идее и «осаживали» младших партнеров, которые бежали впереди паровоза. Например, по сообщениям английских СМИ, неумеренная английская инициатива в этой области вызвала серьезное недовольство Джо Байдена и он отказался поддерживать кандидатуру уходящего в отставку министра обороны Великобритании Уоллеса в качестве нового генерального секретаря НАТО.

К саммиту Альянса в Вильнюсе было объявлено, что в «истребительной коалиции» примут участие 11 стран с лидирующими Данией и Нидерландами. В оставшиеся девять входят Бельгия, Великобритания, Канада, Люксембург, Норвегия, Польша, Португалия Румыния, Швеция.

В качестве самолета еще с 2022 года в первую очередь рассматривался многоцелевой истребитель четвертого поколения F-16. Примечательно, что из этого списка только Бельгия, Дания, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия и Румыния эксплуатируют F-16 – помощь остальных будет, скорее, морально-финансового характера.

Читайте также: США не по карману безопасность в Европе


В качестве альтернативы Швеция оценивала возможность поставки легких однодвигательных истребителей своего производства Saab «Gripen». Это могло бы быть хорошим решением, у данного истребителя репутация одного из самых простых в обслуживании, но свободные самолеты этого типа отсутствуют в наличии. На данный момент Стокгольм планирует ограничиться планами провести ознакомительные полеты группы украинских летчиков на Gripen, чтобы предложить его Киеву в более отдаленном будущем.

Идея поставить Украине американские двухдвигательные истребители F/A-18A/B «Hornet», относительно недавно снятые с вооружения Королевскими ВВС Австралии, не является новой. На хранении находятся сорок с небольшим машин, и какое-то время их поставка рассматривалась как чуть ли не самый удобный вариант (в первую очередь, похоже, из-за пиара местного посольства Украины. – Прим. Ia-centr.ru). Однако позднее выяснилось, что только 14 из них могут быть относительно просто восстановлены до боеспособного состояния, и то – не ранее, чем в следующем году. Полностью списывать их со счетов не стоит, но после такой скептической оценки состояния парка Hornet идея их поставки значительно поблекла.

Звучат и идеи о поставках снимаемых с вооружения французских истребителей Mirage 2000, но данная машина не распространена в Европе и абсолютно не совместима с американскими системами оружия и обслуживания. Парижу пришлось бы обучать и оснащать авиагруппу в одиночку.  

Читайте также: Парижская оборонная пятилетка. Больше слов, чем дела


F-16


Таким образом, изначально наиболее естественный выбор – американский однодвигательный многоцелевой истребитель четвертого поколения F-16 «Fighting Falcon» – стал практически единственным вариантом («Боевой сокол»; неофициальное имя Viper, «Гадюка», также используется в маркетинге последней экспортной версии).

Это самолет далеко не новый – в феврале 2024 года исполнится полвека с его первого полета, но зато он наиболее широко распространен в мире в целом и среди американских союзников в Европе в частности. За время серийного производства, которое ведется с конца 1977 года по наши дни (с перерывом в поставках в 2017–2022 годах в связи с переносом производственной линии), было выпущено более 4600 самолетов, из них примерно 3000 находятся в эксплуатации до сих пор.

Поставки для Военно-воздушных сил США закончились в 2005 году, с тех пор производство ведется только на экспорт. В последнее десятилетие – в основном для союзников «второго эшелона», которым по тем или иным причинам недоступны истребители F-35 «Lightning II».

Главное преимущество F-16 в данной ситуации заключается в его широкой распространенности. Будет совсем несложно найти инструкторов, имеется опыт подготовки летчиков совершенно разных языковых групп и военно-культурных кругов (включая бывшие страны Варшавского договора, эксплуатировавшие советскую технику, но не страны постсоветского пространства). Запас расходных материалов и запасных частей огромен, и может применяться широчайший спектр западного авиационного вооружения, потому что оно зачастую делалось именно под него.

Однако машина далеко не новая, особенно это касается европейских машин, которые будут передавать Украине.

Так, Дания и Нидерланды, возглавляющие программу по поставке самолетов (или, по крайней мере, по обучению летчиков), относятся к первым четырем европейским странам – покупателям F-16. Они приобрели свои самолеты в 1980-х годах. Все эти машины относятся к первому этапу развития семейства, модификации F-16A/B, и, хотя они прошли программу модернизации середины жизненного цикла (Mid-Life Update, MLU) и по боевым возможностям приблизились ко второму этапу развития семейства, они уже морально устарели и значительно уступают по боевым возможностям экспортным модификациям XXI века.

Читайте также: Казахстан представил беспилотник собственной разработки


Радиолокатор, хотя и соответствует уровню 1990-х годов, но спустя тридцать лет его возможности уже кажутся недостаточными для самостоятельного ведения дальнего ракетного боя и полного раскрытия возможностей основной ракеты «воздух – воздух» США и НАТО AIM-120 AMRAAM. Есть возможность применять наиболее ходовые средства поражения наземных целей (в первую очередь полноценно использовать широкую номенклатуру корректируемых авиабомб), но в условиях угрозы противодействия развитых ВВС и ПВО это достаточно опасно – в том числе из-за морально устаревшего комплекса радиоэлектронного противодействия самолета.

Благодаря даталинку стандарта Link 16, F-16, модернизированные по стандарту MLU, смогут удобно получать целеуказание с западных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Однако эти машины, как правило, не подлетают достаточно близко к районам боев, и они могут пригодиться разве что в борьбе с крылатыми ракетами в западных регионах Украины.

Американские военные и наиболее трезвомыслящие из экспертов заранее вдребезги разбивают мечты о «борьбе за господство в воздухе» после поступления небольшого количества западных истребителей не первой свежести.

Для политиков по понятным причинам в первую очередь важен пиар и «новый уровень» военных поставок. Вероятно, активно будет раздуваться их деятельность в медиа.

Однако не стоит думать, что они не смогут принести ВСУ практической пользы: вероятнее всего, их будут использовать как более эффективные «родные» носители западного оружия «воздух – земля» (в особенности противорадиолокационных ракет AGM-88 HARM, эффективность которых сможет значительно вырасти) и для организации периодических атак на российскую авиацию из засад. Одним из наиболее важных эффектов станет то, что ВКС России придется отвлекать более значительные силы на воздушное патрулирование. С другой стороны, каждая сбитая «Гадюка» будет важной моральной победой из-за ее важности для противника.

F-16 не являются штатными носителями английских и французских крылатых ракет SCALP/Storm Shadow, но это вряд ли станет существенной проблемой: европейских ракет передано ограниченное количество, сейчас они не производятся – и вряд ли последуют значительные дополнительные поставки.

Куда более важной угрозой будет потенциальная передача американских крылатых ракет JASSM. Базовая версия этой ракеты обладает дальностью, примерно соответствующей 370 км, а модернизированная JASSM-ER – более 1000 км. Запасы и темпы производства этих ракет огромны, при этом базовые ракеты раннего выпуска не представляют большой ценности для США, и они вполне могут выделить многие десятки без ущерба для своей обороноспособности. Внушает осторожный оптимизм только то, что внимание сосредоточено на наземных ракетах ATACMS, а активных споров вокруг JASSM не ведут.


Условия поставки


Впрочем, всё вышесказанное актуально, только если поставки F-16 успеют до окончания активной фазы конфликта, что не гарантированно. Обучение летчика-истребителя – несравненно более тяжелый процесс, чем подготовка специалистов на любую технику, ранее поставлявшуюся Украине. Тут дело не только в сложности освоения истребителя как боевой машины (пренебрежение которым приведет только к быстрым, медийно болезненным потерям), но и в несравненно более высокой цене ошибки.

Накладывается тут и языковая проблема: ВСУ придется искать летчиков с хорошим знанием английского языка, причем в идеале – технического, специализированного. F-16 никогда не поставлялись на постсоветский рынок. Нет ни переведенных инструкций, ни интерфейса систем, ни кабинных надписей, ни инструкторов.

Дополнительную сложность в коммуникации составит то, что инструкторы будут в первую очередь из европейских стран – также с неидеальным английским.

Задачу облегчает только то, что украинцам не требуется много. По текущей информации, в первой группе будет только 10–12 летчиков (или даже всего 6–9) и 30–40 техников. Однако обучение техников еще более сложная проблема. В короткий срок обучать чему-то, кроме самых базовых операций по обслуживанию, еще более опасно, чем плохо учить летчиков.

Вероятно, разночтения в размерах первоначальных групп вызваны тем, что речь идет о параллельных усилиях по подготовке учебного процесса. Кроме того, несмотря на устное одобрение Байдена, данное еще в мае, по состоянию на середину июля минобороны США официально так и не выдало разрешения на передачу учебных материалов и реэкспорт своей интеллектуальной собственности в целом. Позднее должно начаться обучение в Румынии, в ходе которого украинских «студентов» включат в и так запланированные учебные группы из румынских, болгарских и словацких летчиков. Учебный центр в Румынии откроется не ранее зимы. Интересно, что в румынском учебном центре будут работать инструкторы из Draken International – американской «частной военно-воздушной компании», специализирующейся в первую очередь на учебно-тренировочных задачах для ВВС западных стран (например, на отыгрывании противника в учебных боях).  

Таким образом, ориентировочно к весне 2024 года будет создана почва для поставки полудюжины-дюжины истребителей (летчиков обычно больше, чем самолетов. – Прим. Ia-centr.ru). В обычных условиях первые обученные национальные летчики стали бы инструкторами для сослуживцев, но вряд ли это смогут организовать в полной мере, если конфликт будет всё еще в активной фазе.

Поставки большего количества невозможны без масштабного привлечения «отпускников» из иностранцев. Впрочем, нет на них и бюджета: страны Европы смогут в складчину постепенно предоставить два-три десятка машин.

Хотя во многих странах идет замена на F-35, обострившаяся обстановка на континенте вынуждает многих продлить эксплуатацию F-16 (например, Дания отложила списание F-16 с 2024-го на 2027 год) или, по крайней мере, не сокращать парк. Неограниченные в рамках возможных поставок запасы самолетов есть у Вашингтона, но он не стремится поставлять свою технику раньше европейцев.

Вероятно, в ближайшие месяцы поставки F-16 будут в центре медийного внимания. Однако с практической точки зрения их влияние на конфликт будет небольшим, даже если они на него успеют – и даже в списке западной военно-технической помощи Киеву они не занимают первую строчку.

Если, конечно, не рассматривать в качестве основного параметра полезности медийный эффект и поддержание морального духа надеждой на приход «чудо-оружия».



Читайте другие материалы по теме:

Безопасность в Центральной Азии: есть ли альтернативы у ОДКБ?

Япония хочет купить сотни американских ракет. Против России и Китая?

 

Поделиться: