Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Политическая культура как фактор становления толерантности молодёжи (на примере Узбекистана)

30.06.2016

Автор:

Теги:

Алиева ВилоятРенатовна

- кандидат философскихнаук,

докторант Отдела«Современной истории и

Международныхисследований»,

Институт историиАН РУз

 

Политическая культура как фактор становлениятолерантности  

молодёжи  вусловиях развития  гражданского общества

(на примере Узбекистана)

 

Политическая культура -ценностно-нормативная система, которой придерживается общество, один из важныхэлементов политики. Эта система существует в виде распространенных иобщепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов.

Современное реформирование имодернизация общества в Узбекистане делает проблему  политической культуры и толерантностимолодежи одной из наиболее насущных. От того, какие социально-политическиеценности и нормы, идеалы и традиции усвоит молодежь, во многом будет зависетьисторическая перспектива нашей страны. Диагностировать общество на предметразвитости гражданского чувства можно по показателям политической активностисреди молодежи[1].

            Количество молодежных общественныхорганизаций, формы представительства интересов молодежи во властных структурахопределяют, насколько высока политическая культура в данной стране.

            Длительное время интересы ипотребности молодежи не находили должного отражения в происходящих процессах,что негативно влияло на формирование политической зрелости, повышение ееполитической культуры. Решение этих вопросов возможно лишь на основепривлечения молодежи к реальной  практике, имеющей конечный социальный эффект.Вот почему проблема становления политической культуры молодежи предполагаетрешение целого ряда экономических и социальных задач.

Повышение уровня  политической культуры молодежи во многомзависит от решения проблем модернизации общества и углубления демократическихреформ,  адекватных  современным условиям. В этом плане с цельюпоследовательного продвижения Узбекистана вперед по пути прогресса иобновления  на совместном заседании ОлийМажлиса была принята «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ иформирования гражданского общества в стране», которая рассчитана на длительныйпериод[2].

Политическая культура молодежи служитсвоего рода матрицей социально-экономического состояния общества в целом,степени его развитости и демократичности. Чем выше политическая культураобщества, социальных групп и индивидов, тем более цивилизованными являютсясоциальные отношения в нем. Политическая культура позволяет не только правильноанализировать происходящие в обществе социальные и экономические процессы, но ив определенной степени - прогнозировать их развитие в будущем[3].

На первых этапах после обретениянезависимости Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов наряду сэкономическими преобразованиями сформулировал суть концепции недопущения духовнойпустоты и так называемого «культа вседозволенности». Рассуждая о даннойпроблеме, И.А.Каримов четко сформулировал следующую идею: «возвращение к своимистокам, осознание глубины и величия культурного и духовного наследия нашихвеликих предков, внесших огромный вклад в достижения мировой культуры,воспитание в каждом поколении бережного отношения к своему прошлому…,одновременно с этим ясное понимание необходимости освоения и приобщения кценностям современной мировой цивилизации и духовности – вот конкретная почва,на которой строится наша политика обновления и повышения национальногосамосознания, политической зрелости и активности населения»[4].

Зачастую именнов политике отдельные личности и целые социальные группы в том числе молодёжь,  стремятся реализовать свои социально значимыеинтересы. Но это не непосредственный процесс - он выражается в отношении квласти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д., множеством значений исмыслов, которые вкладывают в эти понятия. Как правило, эти смыслы и значенияне являются экстраординарными или новаторскими, а предписываются господствующейв обществе политической культурой, той системой ценностей и норм поведения,которой придерживается большинство населения.

Политическаякультура неразрывно связана с общенациональной культурой, социокультурными,национально-историческими, религиозными, национально-психологическими традициями,обычаями, стереотипами, мифами, установками.

Неотъемлемойчастью политической культуры являются элементы политического сознания, преждевсего доминирующие в данном обществе или наиболее распространенные среди членовданной социальной группы. К ним, прежде всего, необходимо отнести укоренившиесяпредставления о разных аспектах политической жизни общества: о политическойсистеме, ее отдельных институтах; о политическом режиме и т.д. Устойчивыеполитические представления, составляя часть политической культуры, способныиграть весьма существенную роль в социальной практике, во многом определяя культурутолерантности.

Способомпередачи образцов политического сознания и поведения, сформировавшихся подвлиянием социальных факторов, являются политические традиции.

Структураполитической культуры не ограничивается нравственными оценками. Поведенческийэлемент предполагает осознанное участие граждан в обсуждении проектовгосударственных и партийных документов, в выборах субъектов государственнойвласти; в работе различных государственных и общественно-политических органов;в других конкретных видах, кампаниях, мероприятиях общественно-политическойдеятельности, а также членство в политических партиях, общественно-политическихорганизациях и движениях.

Политическаякультура предстает как результат длительного поиска различными поколениямиполитических ценностей и идеалов, тщательного их отбора в ходе проверки изакрепления на практике[5].

Политическаякультура предстает как совокупность установок на политическую деятельность,которые предопределяют выбор направления этой деятельности; как структураориентаций, в которую включены знания о политической системе, чувства исуждения и мнения относительно нее.

Гражданственностьполитической культуры является прочной основой демократических политическихрежимов. Как отметил Президент Узбекистана, говоря о масштабном реформированиивсех сфер общества: «мы не должнызабывать, что успех этой реформы во многом зависит от той динамики, с котороймы продвигаемся по пути демократизации и либерализации, повышенияобщественно-политической активности наших граждан, их политической и правовойкультуры и, разумеется, в первую очередь, от уровня зрелости политическихпартий, их готовности принять на себя столь огромную ответственность за судьбуи будущее Узбекистана»[6].

В периодуглубления демократических реформ растет общественно-политическая активностьнаселения, связанная с решением местных или общенациональных проблем. Среди нихможно выделить следующие: цивилизованные приемы полемики и дискуссии;способность выслушивать оппонента, убеждать и переубеждать при помощирациональных аргументов; искусство компромисса, маневра, мобилизованность,солидарность, взаимопомощь; социальные союзы. Все это является основой дляформирования толерантности молодого поколения.

Политическаякультура свое предназначение в качестве инструмента консолидации общества и егопереустройства может выполнять лишь при условии преодоления конфронтационностиразличных направлений, взаимодействия их на основе общей объединяющей идеи,поиски которой сегодня активно предпринимаются всеми политическими силами.

В силуобъективных обстоятельств Узбекистан всегда будет испытывать потребность всильном, эффективном государстве, что не может не сказаться на политическойкультуре. В демократическом государстве власть ограничивают граждане,защищающие частный или групповой интерес и действующие в рамках гражданскогообщества.  В Узбекистане «демократиядолжна стать ценностью общества, ценностью каждого человека. А это неединовременный акт. Демократия, не нашедшая места в культуре народа не сможетстать компонентом образа жизни. Для этого нужен достаточно длительный процессподготовки и усвоение принципов демократии»[7].

 Процесс развития, в ходе которого дети иподростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное дляданной общности, является политическая социализация. Политическая социализациясводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации всложившейся политической системе и выполнения различных видов политическойдеятельности. Политическая социализация является одним из направлений общегопроцесса социализации индивидов[8].  Субъектами политической социализациивыступают такие социальные институты, как образование, наука, религия, средствамассовой информации, семья и другие. Большую роль в процессе политическойсоциализации в Узбекистане выполняют политическая культура и политическоесознание как  важнейшие факторы толерантностимолодежи.

Человек нетолько усваивает ценности, нормы, но и утрачивает их в процессе жизни. Квнешним факторам, влияющим на выбор ценностей, относят: семью,  общество, систему образования и культуры,СМИ, религиозную систему.

В традиционныхобществах сильным влиянием обладают семья и религия. В современных государствахвсё более влиятельным фактором являются СМИ. Вместе с тем в обществе возникаетмножество потоков информации, и индивид формирует свои взгляды на ихпересечении. 

Характер иуровень социализации остается неизменным на протяжении всей жизни. Выделяют еепервичный и вторичный периоды. Первичная политическая социализация - усвоениеполитического опыта, восприятие политических категорий, формированиеличностного отношения к явлениям политической жизни.

Вторичнаяполитическая социализация - характеризуется тем, что человек освоивший нормыкультуры, способен противостоять групповому давлению, пересматриватьидеологические позиции, сохранять свои взгляды и подходы к жизни (включаясоциальную активность и толерантность).

Коренные общественно-политические иэкономические преобразования в Узбекистане, прошедшие за годы независимостисущественным образом изменили духовную жизнь общества, кардинально измениливесь исторический ход развития страны.

Духовное развитие общества - многогранныйфеномен, который изменяется наряду с экономической, политической и социальнойсферами жизнедеятельности человечества. В новом историческом переломном«круговороте» духовность нуждается в теоретико-методологическом исследовании,так как именно она составляет основу любой национальной структуры, в том числегосударства.

Духовную жизнь социума обычно понимают,как область бытия, в которой объективная реальность предстает перед человекомне в форме предметной действительности, а как реальность, присутствующая всамом человеке, являющаяся неотъемлемой частью личности. Духовная жизньчеловека возникла на основе его практической деятельности, стала особой формойотражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизничеловека относят, как правило, знания, верования (религии), чувства,потребности, способности, стремления, эстетические и нравственные нормы, цели.Взятые в единстве, они составляют духовный мир личности. Будучи порождениемобщественной практики, духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизниобщества и представляет собой одну из подсистем социума[9].

В западной философии даётся узкоепредставление духовности, которое совпадает с её теологической основой. Вотличие от западных трактовок, у восточных авторов термин «духовность» трактуютв более широком смысле.

Президент Узбекистана И.А. Каримов однимиз первых в современной общественной мысли дал теоретическое обоснованиепонятия «духовность», охарактеризовав его с научной и философской точки зрения:это духовное обновление (очищение), призывающее к самосовершенствованию,формирующее внутренний мир, волю и веру человека, служащее при этом критериемвсех его взглядов[10].

С точки зренияисследователя А.Эркаева, «духовность – это веками формировавшийся внутреннийинтеллектуальный и устойчивый эмоциональный мир нации, корни которого связаны сее историческим опытом, социально-культурным развитием. Как внутреннемуинтеллектуальному и эмоциональному миру, духовности присуще не только то, чтоотносится к мышлению, сознанию, но и то, что связано со стихийными социальнымиустановками, относящимися к подсознанию, а также интуиция и воля»[11].

По мнению многих исследователей, духовностьохватывает одну из уникальных сфер жизнедеятельности человеческого общества,называемую духовной культурой. В современном Узбекистане, одновременно среформированием общества, началось укрепление национального самосознания. Вэтом процессе, как подчеркивал глава нашего государства, исключительно важноеместо «занимает историческая память, восстановление объективной и правдивойистории народа»[12].

Ожесточенная борьба, которая разворачивается наогромных просторах Евразии, стала итогом противостояния идей и идеологий. Хотяв мире уже нет двух противоположных политических полюсов, но, тем не менее, непрекращается борьба идеологий, отражающих различные цели и интересы. Основнаяих цель - завоевание умов людей, прежде всего молодежи, с тем, чтобы оказыватьвлияние на сознание нации или народа определенной страны или региона,подчинение его своей идеологии, подавление его в духовном отношении.

В этом плане весьма актуальным является поднятие иразвитие политической культуры молодежи с целью воспитания в ней принципов и идейтолерантности. Какизвестно, духовная сфера первой реагирует на общественные процессы и изменения.Можно предположить, что, являя собой пеструю картину этнокультурных,социально-экономических и политических явлений, современное мировое сообществоиспытывает качественно новое состояние трансформации, основным содержаниемкоторой является соприкосновение, а порой - и столкновение цивилизаций.

Для дальнейшего развития толерантности молодёжинеобходимы психологические, нравственные, ценностные установки, поведенческиемотивы. В качестве ориентиров толерантного воспитания подрастающегопоколения   выступают  основные компоненты политической культуры.

Важным фактором развития политическойкультуры является реализация государственной молодежной политики. Государственная молодежная политика в РеспубликеУзбекистан  осуществляется в целях:

• создания правовых,социально-экономических условий выбора молодыми гражданами своего жизненногопути, осуществления выдвигаемых ими программ (проектов) в области государственноймолодежной политики в Республике Узбекистан, социального становления,самореализации и участия молодых граждан в общественной деятельности;

• воспитания иобразования молодежи, защиты ее прав и законных интересов;

• реализации общественнозначимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных,детских общественных объединений;

• содействиясоциальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

• недопущениядискриминации молодых граждан по мотивам возраста, а также по всем остальныммотивам (национальность, религия, пол и т.д.);

• создания условий дляболее полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и  духовно-культурную жизнь общества;

• расширениявозможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достиженииличного успеха;

• реализацииинновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития иразвития самой молодежи.

Цели государственной молодежной политики реализуются навсех уровнях государственной власти и управления Республики Узбекистан.Устанавливаемые соответствующими государственными органами задачи в сферереализации молодежной политики не должны противоречить ее целям.

Принципы деятельности органов исполнительной властигосударства по реализации государственной молодежной политики основываются наконституционных положениях равенства прав и свобод человека и гражданина,государственной защиты указанных прав и свобод, создания условий достойнойжизни и свободного развития человека и гражданина. Реализация этих положений вотношении молодежи обеспечивается на следующих принципах:

Принципответственности - государство ответственно перед новыми поколениями гражданза социально-экономическое, экологическое, культурное состояние страны, а новыепоколения ответственны за сохранение и приумножение полученного наследия.

Принциппреемственности - государственная молодёжная политика не может зависеть оторганизационных перемен в системе управления государством, прихода либо уходатех или иных политических деятелей, должностных лиц органов государственнойвласти.

Принципприоритетности - меры в области государственной молодежной политикиразрабатываются и осуществляются в качестве приоритетных в деятельностигосударства по обеспечению социально-экономического и культурного развитияРеспублики Узбекистан. Стратегическая сторона этого принципа состоит впризнании высокой эффективности инвестиций в молодежь. Эта установкапредполагает подход к расчетам финансовых средств на цели поддержки молодежи иее объединений, основанный на прогнозировании позитивных (в том числе ифинансовых) последствий от таких социальных вложений, как в обозримой, так иособенно в отдаленной перспективе.

Принцип участия- молодежь — не только объект воспитания и образования, но и сознательный участник  любых социальных преобразований.

Поддержка молодежных объединений (таких как «Камолот» идр.) является не только актуальной задачей, но и перспективным направлениемдеятельности органов государственной власти, преследующей цели самореализациимолодежи в  обществе, что невозможно безее реального участия в реформах и становлении новых социальных основ жизниграждан.

Ключевымзвеном внутренней политики Узбекистана, является повышение уровня политическойкультуры молодёжи, которая способствует воспитанию высоких принципов и идейтолерантности, что в конечном итоге приведет к обеспечению единства народа,стабильности и гармоничного развития общества.

В стране в целях защитыправ молодежи во всех сферах полностью сформированы соответствующиеорганизационно-правовые основы, которые постоянно совершенствуются. Во всехпринимаемых законах, нормативно-правовых документах отражена одна идея,которая, состоит в создании системы, необходимой для формирования здоровогопоколения, то есть физически здорового и духовно зрелого, и проявления им своихвозможностей и потенциала, обеспечения защиты прав и интересов молодежи,получения ею современных знаний и профессии, обретения достойного места в жизниобщества.

 



[1]См. ШарифходжаевМ. Формирование открытого гражданского общества в Узбекистане. Т.: Узбекистан,2002.

[2] Наша главная цель – решительноепродвижение по пути развития, демократического обновления и модернизации страны.Доклад Президента Ислама Каримова на торжественном собрании, посвященном 22-йгодовщине принятия Конституции Республики Узбекистан. //Народное слово. 6декабря, 2014г.

[3] См. ЮлдашевМ.М. Проблемы формирования культуры поведения и политической культуры впроцессе воспитания молодежи независимой Республики Узбекистан. Автореф. дисс.д.филос..н. Т.: ТашГУ, 1998.

[4] Каримов И.А. Узбекистан на путиуглубления экономических реформ //Родина священна для каждого. Т.3. – Т.:Узбекистан, 1996. – С. 260.

[5] См.: Шерниязова Г.У. Проблемывзаимоотношения демократии и политической культуры в Республике Узбекистан.Автореф. дисс. канд. политических наук. Т.: АГОС, 2001.

[6] Каримов И.А. Концепциядальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданскогообщества в стране// Дальнейшее углубление демократических реформ и формированиегражданского общества – основной критерий развития нашей страны. Т.19. – Т.:Узбекистан, 2011. –  С.49.

[7] Каримов И.А. Узбекистан напороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Т.6. –Т.:Узбекистан, 1998. – С.148.

[8]См: Алиева В.Р., НазаровР.Р. Молодежь современного Узбекистана: проблемы социализации и политическойактивности// Жамият тараккиётида ёшларнинг роли: тарихий тажриба ва замонавийжараёнлар. – Т., 2010.

[9] См: Клименко А.В., Румынина В.В.Обществознание: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2004. – С.31.

[10] Цит. по кн.: Маънавият асосийтушунчалар изоҳлилуғати.– Т.: ҒафурҒуломнашриёт-матбаа ижодий уйи, 2009 – Б. 333.

[11] Там же. – С.48.

[12] Каримов И.А. Узбекистан напороге ХХIвека: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. – Т.: Узбекистан,1997. – С.134.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение