Какую политику ведут постсоветские страны в отношении религии?

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
После распада СССР перед руководством новых государств остро встала необходимость формирования новой религиозной политики. Советское наследие оказало огромное влияние на нынешнюю политику постсоветских государств в отношении религии. О религиозной политике постсоветских государств читайте в статье Владимира Малахова и Дениса Летнякова. Подробнее — в материале ia-centr.ru.
Какую политику ведут постсоветские страны в отношении религии?

Намного больше общего, чем кажется: дилемма

После распада СССР постсоветские страны, особенно те, где преобладало мусульманское население, столкнулись с дилеммой. С одной стороны, руководство этих стран не могло игнорировать определенный спрос на религиозную свободу со стороны населения.

С другой стороны, национальные элиты опасались мобилизационного потенциала религии, который мог быть направлен против них и политической системы в целом. К тому же в руководстве преимущественно состояли люди, всё еще находящиеся под сильным влиянием советского подхода к религии.

Молодые центральноазиатские государства тогда пришли к решению принять важную роль религии в обществе, но власти взяли религиозный аспект политики под особый контроль. Религиозные организации в них быстро оказались разделенными на официальные и неофициальные. Первые государство контролировало и всячески поощряло, вторые власти считали источником нелояльности.

Таким образом, в постсоветских странах сложились определенные модели религиозной политики с некоторыми общими чертами:

-      отсутствие самостоятельности у религиозных институтов;

-      разделение религиозных институтов на привилегированные и непривилегированные;

-      религиозные институты могли стать дополнительным инструментом легитимизации власти;

-      минимизация влияния религии на образовательный процесс.

Читайте также: Было ли советское прошлое ЦА колониальным?

Разные виды секуляризма

Практически во всех постсоветских странах избрали путь сохранения влияния государства на религиозный дискурс и четкого отделения религии от политики и образования. Но степень этого влияния в странах разная, и она зависит от социокультурных особенностей каждой из них. Например, в России спрос на усиление религиозных институтов изначально был намного ниже, чем в мусульманских республиках. Последствия советской жесткой секулярной политики больше всего сказались именно на российских православных. В России доля практикующих православных, по разным данным, составляет от 2 до 14 %. Россия ведет намного более умеренную политику в отношении религиозных институтов по сравнению с теми же центральноазиатскими странами. То же самое можно сказать о Белоруссии, Армении или Грузии. Во всех этих странах религиозные институты хоть и крайне редко расходятся во мнениях с властями, но на них оказывается меньше давления, и временами они даже могут себе позволить критиковать власти.

Совсем по-другому обстоят дела в мусульманских постсоветских республиках: в Азербайджане и странах ЦА. В этих странах спрос на религиозные свободы среди населения намного выше. Власти этих стран опасаются мобилизационного потенциала ислама.

В этих странах религиозные институты отличаются крайней степенью зависимости от властей. Официальные религиозные институты в этих странах всегда активно поддерживают предпринимаемые госорганами меры, например, по введению религиозных ограничений. Например, когда в Таджикистане вводили ограничения на ношение религиозной одежды, духовенство поддержало светскую власть.

Еще одна отличительная черта постсоветских мусульманских стран заключается в наличии жесткого контроля над религиозным образованием и минимизации влияния религии на образовательный процесс в целом.

В республиках хоть и функционируют десятки медресе, образовательный процесс в них контролируется, и религиозная литература тщательно проверяется госорганами перед распространением. Например, в Казахстане для получения религиозного образования за рубежом требуется специальное разрешение.

В школах религиозное образование не допускается в данных республиках. Немалую часть образовательного процесса в светских школах занимает разъяснительная работа по угрозе религиозного экстремизма. При этом в школах могут изучать историю религий (всех религий, а не только ислама).

Несмотря на культурно-цивилизационные различия между постсоветскими странами, они имеют почти схожие модели религиозной политики. Все их в первую очередь объединяет секуляризм. Значительную роль в этом играет советское прошлое. Но при этом по степени вмешательства государства в религиозный аспект социальной жизни страны всё же отличаются. В постсоветских странах с мусульманским большинством населения власти больше склонны контролировать религиозную сферу общества. Это обусловлено сравнительно большей религиозностью их населения и большими рисками, связанными с распространением религиозного экстремизма.

 

Полную версию статьи «Религиозная политика постсоветских государств: между «эффектом колеи» и «правительностью» читайте в журнале «Полис. Политические исследования».

Поделиться: