Оценка медиаграмотности населения в странах ЦА

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
В эпоху бурного развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) умение работать с информацией становится жизненно важным навыком для всех, вне зависимости от рода деятельности. Коллектив российских исследователей предпринял попытку оценить медиаграмотность населения в Казахстане, Узбекистане и Таджикистане. Подробнее об исследовании читайте в статье Игоря Задорина, Анастасии Степановой, Валентины Решетовой и Дарьи Чижовой. Подробнее — в материале ia-centr.ru.
Оценка медиаграмотности населения в странах ЦА

Что такое медиаграмотность и как ее определить?

Существуют разные подходы к определению понятия «медиаграмотность».

Авторы исследования обобщили их и определяют медиаграмотность как способность получать, потреблять, производить и транслировать информацию. Важнейшим фактором при оценке медиаграмотности также является доступность инфраструктуры ИКТ для населения.

Основным методом исследования послужил массовый опрос граждан республик. В 2019 году были опрошены по 1000 респондентов из Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. В 2021 году в опросе участвовали 1146 граждан Казахстана, 1512 из Таджикистана и 1512 из Узбекистана. В обоих случаях возрастные рамки составляли от 14 до 65 лет. Промежуток в два года между опросами позволяет также проследить за динамикой развития основных тенденций.

Для замера медиаграмотности граждан авторы прибегали к методологии исследовательской группы ЦИРКОН, успешно применяемой ранее в России. Согласно ей, предлагаются два варианта индекса медиаграмотности:

-      Индекс самооценки информационной грамотности (ИСГА) — краткая версия индекса медиаграмотности. Основана на самооценке респондентами своих навыков работы с информацией по 12 показателям.

-      Интегральный индекс медиаграмотности (ИИМ) дает уже более полное представление об информационных навыках респондентов. В данном случае самооценка делается по 57 показателям, которые распределены на пять частей по группам компетенций.

В интегральном индексе оцениваются такие навыки:

-      умение эффективно искать информацию (семь показателей);

-      умение защитить себя от вредоносного контента (семь показателей);

-      умение проверять и оценивать информацию с помощью альтернативных источников (семь показателей);

-      умение правильно потреблять и использовать информацию (18 показателей);

-      умение эффективно и правильно распространять информацию, не нарушая законодательство (18 показателей).

Читайте также: Дружба в цифрах

Основные источники информации в ЦА

Как уже отмечалось, уровень доступности инфраструктуры ИКТ является одной из важных переменных при оценке медиаграмотности. Граждане из исследуемых стран хорошо оснащены телевизионной техникой и мобильной связью. К 2019 году уровень оснащенности телевизионной техникой во всех трех странах был выше 90 %. Лишь в Казахстане он упал до 85 % в 2021 году. Также во всех трех странах население осуществляло активный переход от мобильных телефонов к смартфонам.

С персональными компьютерами дела обстояли сложнее. Казахстан является лидером в этом направлении. К 2021 году уровень оснащенности ПК составлял 66 % в Казахстане, в то время как в Таджикистане — 33 % и в Узбекистане — 35 %.

В республиках также активно растет количество пользователей социальных сетей. Среди популярных медиаплатформ в республиках в 2021 году преобладали мессенджеры: WhatsApp в Казахстане (90 %), IMO в Таджикистане (51 %) и Telegram в Узбекистане (66 %).


Читайте также: Как Казахстан и Узбекистан распоряжаются своими урановыми активами?

Оценка медиаграмотности населения ЦА

В исследуемых странах наблюдаются разные уровни осведомленности граждан о таких особенностях цифрового пространства, как пропаганда, фейковые новости, дезинформация, информационная война, боты, интернет-зависимость. Больше всего о таких угрозах осведомлены в Казахстане. Среди респондентов из Узбекистана относительно низкая осведомленность о дезинформации (46 %), пропаганде (39 %), интернет-зависимости (36 %).

Только около четверти респондентов из Таджикистана знакомы с такими понятиями, как интернет-зависимость, фейковые новости и информационная война.

Авторы объясняют подобные различия более высоким уровнем доступности высшего образования в Казахстане по сравнению с Таджикистаном и Узбекистаном.

Оценка с помощью сокращенной версии индекса медиаграмотности не выявила каких-либо значительных различий между странами (Казахстан — 6,52 из 12, Таджикистан — 6, Узбекистан — 7).

Интегральный индекс, где уже намного больше показателей, дал более полные представления об информационных навыках граждан республик. Наиболее высокий индекс выявлен у граждан Казахстана. С 2019 по 2021 год интегральный индекс медиаграмотности Казахстана вырос с 14,6 до 17,2 из 35 максимальных. В Узбекистане намного ниже, хоть он и вырос с 11,3 до 12,2. В Таджикистане интегральный индекс незначительно снизился — с 11,9 до 11,5.

 

Источник: Measuring Media Literacy Level: A Case of Central Asia

Методология оценки медиаграмотности населения, апробированная в России, показала свою состоятельность при изучении центральноазиатских республик. На уровень медиаграмотности населения влияют сразу несколько факторов. В первую очередь это доступность инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий для населения. Во-вторых, большую роль играет осведомленность граждан о потенциальных угрозах и вредоносных свойствах цифрового информационного пространства. Производство и распространение учебных материалов для улучшения навыков по работе с информацией могли бы повысить медиаграмотность граждан. 

 

Полную версию исследования Measuring Media Literacy Level: A Case of Central Asia читайте в монографии Internet in the Post-Soviet Area.

Поделиться: