ЕАБР: к 2050 году ситуация с водой в Центральной Азии будет почти катастрофической

Дата:
Климатические изменения и антропогенные факторы ухудшают качество питьевой и технической воды - и к 2050 году ситуация только ухудшится. При этом экономика центральноазиатских стран, в том числе энергосектор, напрямую зависит от водных ресурсов. В этих условиях необходимо совместное регулирование использования воды со стороны региональных государств, считают специалисты Евразийского банка развития. О том, что нужно сделать для реформирования системы водопользования в #ЦентральнойАзии, - в аналитическом докладе #ЕАБР.
ЕАБР: к 2050 году ситуация с водой в Центральной Азии будет почти катастрофической

Согласно климатическим прогнозам, в ряде регионов Центральной Азии нагрузка на водные ресурсы к 2040 году вырастет в 2,8 раза. Эффективность водопользования в регионе низка и в среднем составляет $2,5/м3 при среднемировом показателе $19/м3 в год.

48% водных ресурсов Центральной Азии приходятся на Казахстан, остальные 52% преимущественно находятся в бассейне Аральского моря, формирующегося течением трансграничных рек Амударьи и Сырдарьи. Основные проблемы водопользования в Центральной Азии относятся к этому бассейну, в районе которого проживает 81% населения Центральной Азии (60 млн человек).

Ключевые отрасли экономик Центральной Азии (сельское хозяйство, промышленность) водоемки, а национальные стратегии государств нацелены на рост потребления воды в гидроэнергетике и ирригации. Если в СССР сток Сырдарьи и Амударьи использовался в основном для ирригации, то в постсоветский период режим забора воды сменился на энергетический. Так страны ЦА добились энергетической независимости, но сделали это в ущерб водной безопасности.

В итоге сток малых и крупных рек меняется, ухудшается качество воды, а изменение климата грозит привести к усугублению гидрологической засухи и опустынивания. К 2050 году этот тренд только усугубится. Особенно сложная ситуация складывается в Туркмении: за 1997–2018 годы страна увеличила водопотребление на 14,4%. При этом Ашхабад уже сейчас имеет уровень водной зависимости 97%, владея очень ограниченным запасом возобновляемых ресурсов воды (1,4 км3/год). 

Материалы по теме: Как решить проблему нехватки воды в Центральной Азии?

В этих условиях странам региона необходима согласованная водно-энергетическая политика, интеграция и совместное управление трансграничными реками на началах международного права. Для эффективного и безопасного использования водно-энергетического комплекса (ВЭК) ЦА необходима производственная, технологическая и научная кооперация региональных игроков. Водопользование нужно вести на основе межгосударственного паритета, развития регионального рынка, скоординированной инвестиционной политики, совместной эксплуатации инфраструктуры.

Водные ресурсы Центральной Азии


С 1992 года предпринимались попытки урегулировать водопользование для всех стран ЦА, однако эти проекты не достигли успеха.

Надежду на усиление региональной кооперации дают новейшие внешнеполитические тенденции. В 2017 году президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев инициировал консультативные встречи глав «пятерки», предложил создать региональный экономический форум. Были урегулированы отношения Ташкента со странами-соседями. Также в ноябре 2021 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости создать Международный водно-энергетический консорциум.

Платформой, в рамках которой страны Центральной Азии смогут урегулировать водопользование, может стать Международный фонд спасения Арала (МФСА). Фонд подходит для этого по правовой базе и по политическому значению - его президентом избирается один из глав государств Центральной Азии.

При этом структура МФСА нуждается в реформе. Ключевой орган фонда - Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия (МКВК) состоит из глав водохозяйственных ведомств стран региона. МКВК согласует вопросы водопользования в бассейне Арала, но не имеет полномочий для реализации своих решений, а также механизмов на случай, когда страны не выполняют своих обязательств. Интересы ключевого для региона энергетического сектора и экологических ведомств в комиссии вообще не представлены.

Чтобы решить эти проблемы, на базе МФСА необходимо создать Международный водно-энергетический консорциум (МВЭК). Этот орган обеспечит финансирование национальных и трансграничных проектов водного хозяйства и энергетики, скоординирует работу региональных государств в этой области. Инвестиционную поддержку консорциуму могут оказать международные финансовые институты, в том числе ЕАБР.

Как структура МВЭК будет опираться на преобразованную структуру МФСА. Такой консорциум мог бы работать на основе межгосударственного договора, как международная организация, либо действовать в рамках национального права. При этом МВЭК как организация не имеет аналогов в мировой практике. С этим связаны определенные трудности: так, законы центральноазиатских государств не предусматривают работу с такими консорциумами. Кроме того, МВЭК претендует на управление водохозяйственным и энергетическим комплексами всего региона, что противоречит принципу национального суверенитета.

В перспективе на основе консорциума может появиться целая «экосистема» организаций - так, на его базе можно создать международный центр исследований ВЭК. Кроме того, совместное регулирование водопользования укрепит экономическое, торговое и инвестиционное сотрудничество в Центральной Азии и может ускорить появление в регионе объединенного энергетического рынка.

Полную версию аналитического доклада «Регулирование водноэнергетического комплекса Центральной Азии» читайте на сайте ЕАБР.

Поделиться:

Дата: