Хан-Тенгри
Историко-культурный и общественно-политический журнал
Проблемы и перспективы евразийской интеграции
Павел Зарифуллин: «Евразийская идея – главный идеологический тренд всего постсоветского пространства»
Журнал «Хан-Тенгри» вместо рецензии на сборник «Евразийство» пообщался с его составителем Павлом Зарифуллиным. Получилось интересно.
Евразийство: Исход к Востоку. Книга 1; На путях. Книга 2; Евразийский временник. Книга 3: сборник. – Санкт-Петербург: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2022.
В аннотации к сборнику можно прочитать, что «выход этой книги приурочен к столетию публикации в 1921 году сборника «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев», с которым связывают возникновение движения евразийцев, воспринимающих Россию-Евразию как самобытную цивилизацию, органически соединяющую в себе элементы Востока и Запада... В издании представлены три главных сборника евразийцев, а также статьи представителей Нового Евразийства и Скифства – современных сторонников особого пути России и сопредельных с ней стран».
Издание книги осуществлено по инициативе и при поддержке движения «Новая Евразия». Журнал «Хан-Тенгри» встретился с сопредседателем движения Павлом Зарифуллиным, имея в виду прояснить ситуацию с современным евразийством. Беседа, к удовольствию сторон, прошла в тёплой дружественной обстановке и, на наш взгляд, выявила немало точек соприкосновения между политикой журнала и движением «новых евразийцев».
Х.-Т.: Я так понимаю, что у издания сборника есть своя логика и своя предыстория...
П. З.: Да, конечно. Центру Гумилёва 12 лет, сайту Gumilev-center.ru. – восемь. На базе этих ресурсов, работающих без рекламы, без господдержки, мы создали филиалы в Баку, Душанбе, Бишкеке. В Казахстане подписали договор с университетом Гумилева, но пока непонятно, что с этим делать. Это отдельная история. В Афганистане создали филиал, там очень активно работали лет семь, наверно. В Приднестровье работали. В Петербурге лет 5–6 делали образовательный проект. Жёстко, чётко. Читали лекции. Создали культурологическое движение «Новые скифы», которое тоже все эти наши ориенталистские темы пропагандировала. Работали с культурной элитой. И в какой-то момент количество перешло в качество. В прошлом году мы с Захаром Прилепиным создали движение «Новая Евразия». Захара надолго не хватило, он увлекающийся человек, поэтому вечно куда-то уходит. Но это движение мы запустили, оно создано. Это межрегиональное движение «Новая Евразия» в России. Сейчас мы еще создали сайт «Новая Евразия». Два года назад в издательстве Лимбус Пресс переиздали два литературных сборника «Скифы», изданные в 1917 и 1918 годах, как раз к столетию их выхода. Впервые эти два знаменитых сборника были выпущены под одной обложкой. Ну, а теперь, к столетию евразийской идеи, евразийской философии как таковой, издали нынешний сборник. Ведём, таким образом, образовательную пропагандистскую деятельность. Работаем.
Х.-Т.: Я ознакомился с программой движения «Новая Евразия», которая прилагается к сборнику, и, не без ревности скажу, восхитился тем, как это исполнено. Много доводилось читать разных политических программ, но впервые – после «Манифеста коммунистической партии», пожалуй – вижу перед собой политпрограмму в виде цельного высокохудожественного текста. Там указано, что над текстом работали ты, Герман Садулаев, Алексей Дзермант, Захар Прилепин. Примите мои поздравления. Как говорится – по когтям узнаю львов. Тем не менее, вопрос остаётся: что такое современное евразийство? Искусство? Философия? Руководство к действию? И не кажется ли тебе, что современная евразийская мысль как-то отстает от реальной политической практики, то есть – от процессов экономической интеграции в рамках ЕАЭС?
П. З.: Давай по порядку. Я вставил в сборник нашу программу, чтобы показать, что мы не просто переиздаём классику евразийской мысли... Это живая и активная идеология, она продолжает развиваться. Она развивается повсеместно – в Москве, Минске, Петербурге, Новосибирске, Горно-Алтайске, Алма-Ате, Бишкеке, где угодно. И, кстати говоря, то что вы делаете в своём журнале – это нам очень близко, это для нас совсем понятно. Такое ощущение, что это наше. Я читаю «Хан-Тенгри» и думаю – ну, вот, еще один хороший наш сайт.
Х.-Т.: Спасибо.
П. З.: На сегодня, я считаю, мы самое-самое живое, самое идеологически активное движение евразийской направленности. Есть ещё Александр Гельевич Дугин, но он уже сам в себе и он, на мой взгляд, с каждым годом все больше проваливается в какие-то свои глубины...
Х.-Т.: В «мамлеевщину»?..
П. З.: Да-да. А куда ему еще? Это его родина. Он возвращается домой таким образом, в свои подвалы уходит.
Х.-Т.: Дугин, на мой взгляд, очень сильно навредил евразийскому движению... Все, с кем я ни заговариваю о евразийстве, в первую очередь вспоминают почему-то о Дугине...
П. З.: И еще лет десять будут спрашивать, пока он не утонет в своих подвалах окончательно... Его смычка с европейскими крайними правыми, всякие бредовые идеи... Да ладно, Бог с ним... У тебя там какие-то существенные были вопросы...
Х.-Т.: Меня, в общем, интересуют перспективы евразийской идеи. И я спрашивал, не отстаёт ли евразийская теория от практики, имея в виду динамику процесса экономической интеграции в рамках ЕАЭС.
П. З.: Я считаю, что перспективы-то бесконечные. Другое дело, что основная идеология, которая возникла и которая функционирует в Российской Федерации – она же тоже возникла как раз в конце 80-х годов, она возникла как антиевразийская система, как идея «Большой Европы» от Лиссабона до Владивостока. Эта идея стала пробуксовывать сразу же, ещё при Ельцине, и едва не привела к развалу страны. На практике пришлось от неё отказаться, но в идеологическом плане она продолжала господствовать, по инерции, до середины десятых годов. И сейчас нам огромных трудов стоит фактически переобуваться в воздухе. Белоруссию, Россию, Казахстан загоняют в угол, как крысу. Либо крыса должна мутировать и стать волком в этом углу, либо погибнуть. Есть только одна идея, обеспечивающая синергию между нашими странами – и вы эту идею знаете.
Евразийская идея – главный идеологический тренд всего постсоветского пространства. И, конечно же, мы видим эти тренды, видим эти энергии, готовы работать с ними и работаем. Я общаюсь с главами республик, с главами регионов. Евразийство идет очень органично, особенно везде, начиная от Нижнего Новгорода и на восток. Везде. Башкирия, Якутия, Алтай – это наше. Они говорят: «Наше. И всё». И даже не ждут никакой команды. Да и здесь, в Москве, работать стало гораздо легче.
Х.-Т.: По сравнению с какими временами?
П. З.: По сравнению с временами пятилетней давности, десятилетней давности, любой давности. Но я понимаю, что быстроногий Ахилл никогда не догонит медленную черепаху. Очень сложно преодолеть этот зазор между идеей в духовном понимании, евразийской ортодоксальной идеей, и политической практикой. Но я представляю, что если все будет продолжаться как сейчас продолжается, потому что энергия нагнетается, вот эта пневма нагнетается, то это произойдет, неминуемо произойдет, и все эти страны станут евразийскими, потому что никакой другой идеологии для этого пространства сейчас нет и не может быть. Национализм для Казахстана, для России, для Белоруссии – это конец этим странам. А какие еще идеологии? Либерализм не пошел. Коммунизм невозможно реанимировать. Когда-нибудь, в новой форме, на следующем этапе, лет через тридцать – может быть, но не сейчас. Только Евразийство.
Х.-Т.: А кто финансирует ваше движение, если не секрет?
П. З.: Разные бизнесмены. Это вообще не российские власти. Это, как правило, предприниматели, мои коллеги, с которыми я когда-то общался еще в нулевые годы, продолжают, сколько могут, помогают. Либо сейчас это бизнесмены, которых мы встретили на нашей политической дороге. Государственного финансирования у нас нет, к сожалению.
Х.-Т.: Ну, правда и без денег пробьёт себе дорогу, согласен?
П. З.: Давай оставим этот вопрос открытым.
Наша справка:
Зарифуллин Павел Вячеславович (1977 г. р.) – писатель, общественный и политический деятель, теоретик евразийства и скифства. Автор книг «Энтузиазм» (2007), «Русская сакральная география» (2010), «Новые скифы» (2014), «Звериный стиль Ивана-царевича» (2016), «Белая Индия» (2017).