Хан-Тенгри
Историко-культурный и общественно-политический журнал
Проблемы и перспективы евразийской интеграции
Декларация современного евразийства
Эта коллективная монография, изданная под общей редакцией Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Евразийской экономической комиссии Алексея Логвиновича Оверчука, достойна внимательного прочтения. Её можно найти по ссылке Евразийство. Видение общего.pdf (vk.com)
Книга состоит из предисловия Алексея Оверчука, пяти программных разделов, каждый из которых посвящен отдельному аспекту евразийства: философским основаниям, историческому контексту, политическим и социальным импликациям, а также культурным факторам, и краткого послесловия ректора НИУ ВШЭ Никиты Анисимова. Авторский коллектив представлен известными именами – среди них, к примеру, директор Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов и старый друг нашего журнала, китаевед Бронислав Виногродский. Автором сводного текста указан Фёдор Черницын, известный тюрколог и философ. Перед нами декларация, представляющая общую связующую идею для стран Северной Евразии.
Одним из значимых достоинств монографии является ее междисциплинарный подход, который помогает читателю увидеть евразийство не только как политическую идеологию, но и как культурный и цивилизационный проект, имеющий глубокие исторические корни и широкие перспективы в современном мире. В книге представлены работы историков, политологов, социологов и культурологов, что позволяет получить более целостное и многогранное представление о феномене евразийства.
В предисловии даётся сжатая характеристика текущих политико-экономических и технологических трансформаций. Её достаточно полно описывают следующие тезисы:
– на смену глобальным отношениям начала приходить регионализация и формирование макрорегионов;
– в развитых странах грядущие перемены (размывание роли государства и возникновение искусственного интеллекта) затрагивают наиболее образованную часть общества, которая понимает предопределенность происходящего;
– ни одно из современных государств не способно справиться в одиночку с современными глобальными вызовами;
– Россия и её партнёры по ЕАЭС формируют общее пространство гарантированной обеспеченности ключевыми товарами и ресурсами, общее транспортно-логистическое пространство, общее пространство промышленной кооперации и технологического развития.
Далее – главный постулат (с которым редакция журнала «Хан-Тенгри» абсолютно согласна, поскольку именно на нём изначально зиждется наша деятельность):
«Чем крепче становится экономическая связанность наших стран (ЕАЭС), тем яснее осознание, что раскрытие коллективного экономико-технологического потенциала невозможно без наличия собственной философии развития и реализации общей гуманитарной повестки. Опыт евразийского экономического интеграционного строительства показывает, что ключ к дальнейшим решениям в экономике находится в плоскости развития общего евразийского мировоззрения».
Вот таким «ключом к дальнейшим решениям» и представляется рецензируемый труд.
Первая глава даёт общее представление о развитии евразийской философии, а также её основных глашатаях от Михаила Ломоносова до Олжаса Сулейменова, Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина. Здесь имеет смысл обратить внимание на общую характеристику самой идеи евразийства – «экономическая целостность пространства при многообразии культур» – и на следующее утверждение, во многом задающее глубину осмысления темы:
«То, что называется евразийством, изначально создавалось не учеными, а самим ходом истории. Евразийство происходит из недр нашего коллективного сознания, которому способность жить в целостном пространстве с соседями собственным умом всегда была присуща».
Глава вторая представляет собой обширный исторический экскурс – от века бронзового по настоящее время (с особым упором на времена Pax Mongolica). Приводится, кстати говоря, очень выразительный отзыв Владимира Путина об Александре Невском (на встрече с членами Общественной палаты Российской Федерации 3 ноября 2023 г.): «…он [Александр Невский] ездил в Орду, кланялся ордынским ханам, получал ярлык на княжение в том числе и прежде всего для того, чтобы эффективно противостоять нашествию Запада... Потому что ордынцы вели себя нагло, жестоко, но они не затрагивали главного: нашего языка, традиций, культуры, — на что претендовали западные завоеватели. …Он думал о том, чтобы сохранить русский народ... Во многом то же самое происходит и сегодня...»
С этим трудно не согласится.
Третья глава анализирует общий культурный код народов Северной Евразии, расщепляя его на такие компоненты, как служение, свобода-воля, скитание/искание, вера в Бога, справедливость, коллективизм, крепкая семья, созидательный труд, милосердие, преемственность поколений и многонародное единство.
«Общий культурный код евразийцев — квинтэссенция многовековой совместной жизни народов обширнейшего пространства материка — скрепляет это пространство сверхпрочными нитями человеческой связанности... формирует основы современного существования всех народов Северной Евразии. Эти основы в сочетании с элементами современной культуры, отражающей особенности производства и быта, позволяют поддержать социокультурный баланс, необходимый для выживания в современных социально-экономических и политических условиях».
Четвёртая глава освещает историю создания ЕАЭС, перспективы дальнейшего интеграционного сотрудничества, основные задачи и проблемы, стоящие перед странами Содружества.
«...Экономическая связанность стран Евразийского макрорегиона, обеспечиваемая их разноуровневой и разноскоростной интеграцией, остается фундаментальной основой устойчивого развития и благополучия евразийских государств. Схожесть социально-экономических моделей развития, единый народно-хозяйственный комплекс, широкая сеть автомобильных, железнодорожных, водных и воздушных маршрутов, активная взаимная и внешняя торговля при реализации колоссального транзитного потенциала, взаимная поддержка и кооперация — все это обеспечивает экономическую интеграцию суверенных государств Северной Евразии».
И, наконец, глава пятая – «Образ будущего». Очень содержательная глава, написанная живым, выразительным языком. (Собственно, и вся книга – в чём её безусловная ценность – представляет собой довольно впечатляющую попытку переложить идеи евразийства на современный язык – но пятую главу, тем не менее, хотелось бы выделить особо.) Авторы не затушевывают проблемы, стоящие перед Содружеством в будущем, в первую очередь – «недостаточность критической массы» в демографической, экономической, технологической, идеологической сферах, недостаток динамизма в развитии и возрастающей сложности управления быстро растущим количеством институтов и институций (при том, что в основу принятия решений заложен принцип консенсуса). Особо хотелось бы выделить следующий абзац:
«Ни в одной из сфер дефицит критической массы не ощущается так остро, как в сфере идей. В связи с этим уже сейчас ЕАЭС должен создавать как на региональном уровне, так и на уровне всей Евразии площадки для диалога элит, сфокусированные на долгосрочных интересах стран и народов континента. Эти площадки при их сопряжении с образовательными институтами государств-членов призваны обеспечить обмен лучшими практиками, рост взаимопонимания, выработку общих подходов, формирование общего целеполагания и в будущем — рождение общего, взаимозависимого цивилизационного пространства».
Книга "Евразийство. Видение общего" представляет собой важное исследование, которое будет полезно как специалистам в области политологии и истории, так и широкому кругу читателей, интересующихся вопросами культурной и политической идентичности. Высокий уровень научной проработки и междисциплинарный подход делают эту монографию значимым вкладом в изучение евразийства и его роли в современном мире.
Наверное, будет правильно закончить нашу рецензию следующей выдержкой из заключительной главы книги:
«Странам Северной Евразии может быть проще, чем другим макрорегионам, пережить климатический кризис и силовой передел мира. Негативные эффекты глобального потепления пока затрагивают нас меньше, чем другие территории. Макрорегион надежно защищен от прямых внешних угроз. У него огромный потенциал для производства продуктов питания, ценность которых в кризисные времена будет только возрастать. Он контролирует безопасные транспортные коридоры, связывающие Атлантику и Тихий океан, Север и Юг крупнейшего континента планеты. Он ведущий поставщик любых видов энергии. Он хранитель одного из самых больших природных капиталов на планете, включая биоразнообразие незатронутых человеком экосистем. Несмотря на все накопившиеся проблемы в науке и образовании, его творческий потенциал, особенно в критически важных для выживания областях, никто не ставит под сомнение.
Задача государств и народов евразийской цивилизации на этапе глобальной турбулентности — эффективно воспользоваться своими преимуществами и реализовать свои возможности, не упустить шанс войти в новый мир одними из лидеров.
Это зависит от того, сможем ли мы в период глубоких перемен не только обеспечить стабильность своих государств, но и сформировать эффективную модель совместного развития, привлекательную для остального мира.
А это невозможно без динамичного экономического роста, ощущения справедливого распределения его плодов, сохранения культурного и природного разнообразия, развития человеческого потенциала, расширения возможностей для самореализации каждого гражданина. На повестку дня ближайших лет неизбежно встанет вопрос о создании патриотических визионерских элит и эффективной системы общих институтов, способных обеспечить общее стратегическое целеполагание, планирование экономического развития, радикальное сокращение неравенства, высвобождение креативной инициативы людей.
В мире мало регионов, где общая история и общий культурный код позволяют интегрировать народы, в то же время оставляя им свободу быть самими собой. У Северной Евразии есть шанс построить общее пространство стабильности и возможностей, способное предложить миру позитивную повестку в эпоху кризисов и конфликтов».
Евразийство.
Видение общего.
Издательский дом
Высшей школы экономики,
Москва, 2023