Хан-Тенгри

Историко-культурный и общественно-политический журнал

Проблемы и перспективы евразийской интеграции

Семиречье в XIX и XX веках. Логика трансформаций

Дата:
Журнал «Хан-Тенгри» побеседовал с директором Института азиатских исследований Султаном Акимбековым.

– Султан Магрупович, давайте поговорим о Семиреченской области. Мне представляется, что это один из ключевых регионов Казахстана. Первый вопрос, наверное, стоит сформулировать так: что такое Семиречье, кто его так назвал, почему, и как его называли те, кто там жил до прихода русского языка. Когда оно попало в поле зрения Российской Империи и когда было включено в её состав?

– Семиречье – это почти дословный перевод слова Жeтысу: «семь вод», «семь рек». Там действительно течет семь рек. Поэтому этот регион в Российской империи назвали Семиреченской областью, а в ранее советское время – Джетысуйской областью.

– А нет тут еще и какой-то связи с какими-то древними верованиями? Потому, что вроде как смежный китайский регион тоже имеет какой-то район, в названии которого присутствует цифра семь. Опять же – Семипалатинск. Ну и вообще, топонимов с семёркой везде немало...

– Насчет мифологии я не в курсе. В китайском Синьцзяне в XIX веке было государство Йеттишар во главе с Якуб-беком. В переводе это означает семь городов, или Семиградье. Немного другая логика. Известно, что использование цифры семь у многих народов носит сакральный характер, те же семь холмов Рима или Москвы. Возможно, это сыграло свою роль. Сам по себе этот регион исторически занимал стратегически важное положение. Он расположен на пути из исторического Восточного Туркестана, сегодня это Синьцзян, за которым – собственно Китай, в Центральную Азию. Одно из ответвлений Великого Шелкового Пути проходило по этому маршруту. Главный путь шел южнее – через Кашгар и Ферганскую долину и дальше в Самарканд, Бухару. А вот северное ответвление шло здесь. Достаточно много городских центров существовало еще с доисламских времен – скажем, известный город Тараз, существующий и в современном Казахстане, другие центры – например, Баласагун на границе Казахстана с Кыргызстаном. Много городских центров найдено археологами вдоль реки Или – это в направлении Балхаша. Но в целом регион располагался между озером Балхаш на севере и горным массивом Алатау на юге. Что же касается Российской Империи, то для нее первоначально это было одно из направлений продвижения в сторону Средней Азии. Примерно с 1830-х годов начинается активное освоение региона – вспомним неудачный Хивинский поход оренбургского генерал-губернатора Перовского 1839 года. Были последующие походы с закреплением в низовьях Сырдарьи. Собственно, продвигались как бы двумя крылами. Первое – через западные казахские степи к Аральскому морю и низовьям Сырдарьи. И второе: из Сибири через Семипалатинск, созданный еще при Петре в 1718 году и ставший опорным пунктом Российской империи. И вот с 40-х годов XIX российская армия начинает продвигаться из Семипалатинска на юг, к Семиречью. В том числе это было связано с выступлением казахского хана Кенисары, продолжавшемся до 1847 года. Кенисары это примерно аналог имама Шамиля в Казахских степях, он действовал примерно в то же время, пытался объединить казахские племена против Российской империи и Кокандского ханства. Считается последним казахским ханом, к тому же исходившим из масштабных геополитических целей. Можно провести параллель между ним, Шамилем и, скажем, алжирским лидером Абд-эль-Кадиром, действовавшим в тот же период.

– Но только Кенисары из них троих был убит. Причем, не русскими, а кыргызами.

– Да. Он погиб как раз в Семиречье, на границе проживания казахских и кыргызских племен. Здесь надо отметить, что эта граница проходит по хребту Ала-Тау. Уже тогда четко было разделено: казахские племена кочевали по северным склонам Ала-Тау, а кыргызские заселяли южные склоны хребта, он у них называется Ала-Тоо. При этом кыргызские племена были лояльны Кокандскому ханству и составляли важную часть его армии. В 1854 году основывается укрепление Верный – нынешний Алматы. В 1860 году под Узунгачем, около Верного, происходит сражение армии Кокандского ханства с армией Российской империи, которой командует генерал Г. А. Колпаковский, будущий губернатор Семиречья (1867). Кокандцев разбили – но кокандцы это было обобщающее название. В реальности это были ополчения кыргызских и казахских племен из районов нынешних Бишкека и Тараза.

 


 

Тут надо сказать, что после поражения в Крымской войне Российской империи было важно получить реванш – и одним из возможных направлений была Индия. Есть много свидетельств наличия планов продвижения в Среднюю Азию и дальше через Афганистан на Индию. Надо сказать, что военный министр Д. А. Милютин и министр иностранных дел А. М. Горчаков относились отрицательно к этим планам, считая, что у России нет финансовых ресурсов на завоевание и удержание Средней Азии. Но среди военных эта идея была довольно популярна: таким образом можно было оказывать давление на Англию в ее самом уязвимом месте. С Крымской войны Англия считалась главным геополитическим соперником Российской империи. Так продолжалось долго, вплоть до русско-английского договора 1907 года. Впоследствии этот период назовут «Большой игрой». В 1877 году в Самарканде даже собирали экспедиционный корпус для похода через Афганистан в Индию. Так называемая миссия генерала Н. Г. Столетова.

– Но мы отклонились к Западу. Семиречье же восточнее, там до Индии шагать и шагать…

– Я хочу сказать, что целью России была Средняя Азия, а выйти туда проще всего было через Семиречье, потому что идти западнее, через Казахские степи – достаточно сложно. Через Семипалатинск идти в Среднюю Азию проще. Через Семиречье движение русских войск было более успешным, чем через низовья Сырдарьи. Русская армия шла из Семиречья на Тараз, Мерке, а потом оттуда в сторону Ташкента. В этом походе, кстати, участвовал казахский султан (т.е. из рода знатных чингизидов – Л.У.) Чокан Валиханов. Он был офицером русской армии. С 1863 по 1866 годы осуществляется завоевание региона вплоть до Самарканда. В 1867 году учреждается Туркестанское генерал-губернаторство. Первоначально оно состояло только из двух областей – Семиреченской и Сырдарьинской. Семиреченская была выделена из бывшей Семипалатинской области Степного края, а Сырдарьинская сформирована заново, в основном из территорий севернее Ташкента. Потом, когда Ташкент стал столицей и, по мере присоединения завоеванных регионов, Туркестанское генерал-губернаторство стало увеличиваться территориально. Одновременно в Казахской степи начинается реформа управления – работа комиссии Гирса, т.н. «степной комиссии» – на основании ее результатов было принято Временное Положение по Управлению Степным краем (законодательный акт в России, устанавливающий административно-территориальное устройство, органзы управления, суда и финансово-экономические порядки в северном и Западном Казахстане). Оно охватывало Уральскую, Тургайскую (Оренбургское генерал-губернаторство), Акмолинскую, Семипалатинскую (Западно-Сибирское генерал-губернаторство) территорию за исключением Букеевской орды около Волги и Адаевского уезда – это Мангышлак.

В 1891 году Семиреченскую область также передали из Туркестанского губернаторства в Степной край.

– Итак, Семиречье вошло в состав Российской империи. Вопрос: как юридически Россия представляла, у кого она его отвоевала – у Коканда? Или заключила соглашения о подданстве с местными племенами, владевшими этой землей?

– Со всеми племенами заключались соглашения. Надо иметь в виду, что в северной части Казахских степей после реформ М. М. Сперанского 1820-х годов существовала система округов. И южные казахские султаны были заинтересованы в распространении этой системы на их земли. Они обращались к России с просьбой о принятии в подданство, потому что это было более выгодно, чем кокандское подданство. В Коканде действовал шариат и налогообложение было соответствующее. По шариату зякет на кочевников составлял одну голову скота с сорока голов. А в северных округах, подвластных России, действовала традиционная монгольская норма обложения – одна голова со ста. Как это прописано в Ясе Чингисхана. И налоги, в целом, были ниже, чем в Кокандском ханстве. Кроме того, поскольку русские власти были заинтересованы в лояльности южноказахских султанов, они предлагали им налоговые каникулы и максимально льготный режим уплаты. Это было выгодно. Кроме того, согласно реформе Сперанского, каждый казахский султан получал в свое распоряжение небольшой казачий отряд. Ну и вообще они хотели, конечно, уйти от слишком обременительной кокандской власти. Поэтому российские губернаторы напрямую выстраивали отношения с отдельными султанами, отдельными племенами. Аналогичная ситуация была с кыргызами. Там не было такого государственно-правового фактора. Он начался, когда российские войска вошли в Среднюю Азию. В частности, здесь была юридическая основа фиксации земельной собственности. Например, там была классическая для исламского мира система вакфов (это движимое и недвижимое имущество, переданное либо завещанное на благотворительные и религиозные нужды. Вакф не облагался налогом и не подлежал конфискации и аресту), частная собственность мульк и т.д.

– Это в Фергане?

– Не только. Везде, где было оседлое земледелие, в том числе в южных районах современного Казахстана, где Тараз, Чимкент. Там действовали те же законы – были мульк, вакф, и все такое. А что касается земель, населенных кочевниками, то во Временном Положении было оговорено, что земля объявляется государственной собственностью. Основываясь на том, что письменного права собственности на землю в казахском обществе не было. У кочевников все эти вопросы регулировались адатом – обычным правом, не письменным.

– То есть земля не была объявлена ни частной, ни племенной (родовой) собственностью.

– Да. Она была государственной. На этом основании стали потом изымать у казахов землю.

– Хорошо. А в кокандский период какой был статус земли кочевников?

– Коканд не регулировал в степи обычные отношения. Кокандское ханство управляло кочевниками на традиционных принципах. Там был зякет – налог со скота. Там, где велась земледельческая деятельность – там были и собственность, и налоги. Налоговые обременения у кочевников обычно накладывались не на отдельных людей, а на племена и на рода.

– Уточнение: казахи Семиреченской области – это Старший жуз?

– Да, главным образом Старший жуз, немного представлен Средний жуз в восточной части области.

– Теперь такой вопрос. Не очень мне понятное блуждание Семиреченской области между Туркестанским краем и Степным. В 1891 передается из Туркестанского в Степной, а в 1898 – обратно в Туркестанский. С чем это связано?

– Здесь есть несколько моментов. Во-первых, Степной край к 1891 году уже в полной мере был внутренней территорией Российской империи. Так в 1860-е годы была перенесена таможенная граница – до того она проходила по линии крепостей: Гурьев (ныне Атырау) – Уральск – Оренбург – Петропавловск и далее. А после стала проходить через Ташкент и потом еще южнее. Как только Казахская степь стала внутренней провинцией, она перешла в ведение Министерства Внутренних Дел.

– А до того?

– Министерство Иностранных Дел.

– А не Военное Министерство?

– Здесь надо иметь ввиду, что непосредственное управление территориями после реформ Сперанского осуществляли губернаторы Западной Сибири и Оренбурга. Например, восточная часть Казахских степей, подконтрольная Западно-Сибирскому губернатору, называлась «область сибирских киргизов». В то же время формально казахскими делами занималось министерство иностранных дел. За исключением Букеевской Орды, которая находилась в ведении министерства внутренних дел, а оперативное управление осуществлялось губернатором Астрахани. Заметим, что до переноса таможенной границы торговля с казахами учитывалась в категории внешней торговли, как с Ираном, Турцией и Китаем. В то же время Туркестанское генерал-губернаторство было развернуто во многом на внешнее направление. Большая часть вопросов решалось с учетом внешней политики Российской Империи. Одним из важных моментов были события в долине реки Или. После восстания в Восточном Туркестане и образования там государства Йеттишар, Циньский Китай потерял контроль над Восточным Туркестаном. Российские войска зашли на территорию района, который мы знаем под именем Кульджа (с центром в одноименном городе). Сейчас это в китайской провинции СУАР, Или-Казахский автономный округ. В результате возник Илийский край – с 1871 по 1881 год. Десять лет он находился под российским управлением. Если говорить о передаче Семиречья в Степной край в 1891 году, то, как мне представляется, это было связано в первую очередь с тем, что оно главным образом было населено казахами и кыргызами, и казалось, что проще управлять, объединив регионы с однородным в плане хозяйственной деятельности населением. А в Туркестане остались традиционные земледельческие районы в основном с оседлым населением. А вот обратный переход 1898 года в Туркестанское генерал-губернаторство – здесь, мне кажется, были два момента: надо было создать земледельческую территорию, обеспечивающую всю Среднюю Азию продовольствием, в первую очередь, хлебом. Тогда как сама Средняя Азия в таком случае могла сосредоточиться на выращивании хлопка. Это был стратегический продукт, у России была очень высокая заинтересованность в росте его производства. А в Семиречье как раз были все условия для выращивания хлеба для снабжения населения Средней Азии и расквартированных там российских войск. И вплоть до 30-х годов ХХ века Семиречье выполняло эту функцию. Второе соображение – все-таки внешнеполитическое. Туркестанское генерал-губернаторство было ориентировано на внешнюю Азию. И это в советское время повторилось, когда существовала Туркестанская республика. Внешнее направление играло здесь определяющую роль. Но также в конце XIX века начинается активное крестьянское переселение в Семиречье и вот эта логика всеазиатской житницы начинает звучать все активнее. Так что два этих момента играли определяющую роль.

– Подошли к тому, чтобы спросить про историю русского (в широком смысле) населения Семиречья.

– Сначала это были почти исключительно военные. Гарнизон Верного, казачьи гарнизоны разных укрепленных пунктов: Копал, Сарканд, Пишпек. Потом в регион было переброшено несколько полков Сибирского казачьего войска, из которых сформировано новое Семиреченское казачье войско. В совокупности в области им было передано 5 млн десятин земли для собственных нужд. Существенная часть территории, причем, наиболее плодородные земли. Естественно, обрабатывать все эти угодья казаки физически не могли. В реальности обрабатывали где-то 5%. Остальное сдавали в аренду казахскому и кыргызскому населению.

 


Семиреченская областная администрация, 1910 г.

 

– А что казахское и кыргызское население делало с арендуемой землей? Использовало для кочевания или тоже начинало заниматься земледелием?

– Во-первых, надо сказать, что этот регион имел свои традиции земледелия. Там же реки с гор текут. И при Кокандском ханстве там имелись очаги земледелия, оседлости. С конца XIX века казахи и кыргызы активно переходят к земледелию. Очаги оседлости возникают вдоль обоих склонов Ала-Тау. Собственно, отсюда возник потом конфликт, потому что, когда стали изымать землю для крестьянского переселения, стали брать не из степных районов, а из массивов уже обрабатываемых предгорных земель. Это происходило, несмотря на то, что против были местные российские власти, которые считали, что надо, напротив, поощрять переход к оседлости казахского и кыргызского населения. Они говорили, что это освободит часть земель и тому подобное. Кроме того, например, сенатор Пален выступал с предложением наделять кочевников таким же количеством земли, что и русских крестьян-переселенцев. От 20 до 40 десятин, в зависимости от качества земли. Но Петербург на это не пошел. Изъятия земли не сразу приобрели массовый характер. Сначала правительство не было заинтересовано в переселении – оно даже вводило в 1880-е годы на него законодательный запрет. Но в конце века произошли изменения. Крестьянское переселение стало рассматриваться как фактор укрепление влияния России на азиатские окраины. Начинается поддержка переселения, крестьяне переселяются либо самостоятельно, либо с помощью государства. Чаще – самостоятельно с последующей легализацией. Так создается второй слой русского население Семиречья – русская крестьянская колонизация. Землю для них изымает Переселенческое управление, оно находится в Петербурге, оно имеет приоритет перед местными властями и определяет, что, где и сколько изъять. Создается достаточно значительное русское земледельческое население, но закладываются два противоречия: между крестьянами с одной стороны и казахами/киргызами с другой. И противоречие между крестьянами и казаками. У крестьян, как им кажется, мало земли. А у казаков – много и делиться они не хотят. Тем более, что поток переселенцев резко усиливается в 1909-1911 годах, в период Столыпинской реформы, и дефицит земли приобретает особенно острый характер. Но в целом создается значительное русское крестьянское земледельческое население в Семиреченской области.

– А переселенцы могли арендовать землю у казаков?

– Могли и арендовали. Было даже такое, что крестьяне самостоятельно арендовали земли у казахов. И потом эта земля за ними закреплялась.

– И, как я понимаю, дальше эти противоречия и выстрелили? И в ходе восстания 1916 года, и в годы Гражданской войны. Все действия большевиков – это игра на этих противоречиях?

– В целом, да. Гражданская война в Семиречье это не про конфликт между красными и белыми, а между крестьянами и казаками. Она приобрела ожесточенный характер с происходившим взаимным уничтожением деревень и станиц. Просто казаки были за белых и свои привилегии, а крестьяне за красных и за захват казачьей земли. В мае 1918 года после Верненского казачьего восстания местный Совет крестьянских депутатов постановил расформировать Семиреченское казачье войско и передать его землю крестьянам. Казахи и кыргызы в этом не участвовали, потому что потерпели поражение во время восстания 1916 года.

– Теперь перенесемся в СССР. Мы видим, что в 1924 году Семиречье тоже переходит: из Туркестанской АССР в Казахскую АССР, которая тогда называлась Киргизской АССР. Что это было, чем обусловлено?

– Туркреспублика возникла из Туркестанского генерал-губернаторства, соответственно и Семиреченская область в ней осталась. Но в Туркестане была своеобразная ситуация. В Ташкенте находилась власть, представленная местными рабочими, русскими. Они были в постоянной связи с Москвой, требовавшей усилить роль национальных меньшинств. Но местная власть это требование игнорировала, особенно в Семиречье. Местные крестьяне категорически отказывались делиться властью. Был знаменитый инцидент, когда прилетел из Москвы такой знаменитый летчик А. А. Шавров (кстати, уроженец Семиречья) и попытался объяснить местным большевикам политику центра, что нужно землю казахам вернуть, отнятую после восстания 1916 года, и все такое. А местные ему сказали, что это он сам не понимает политической линии. В итоге его убили, бросили в колодец и засыпали колодец песком. Потом, когда советская власть всерьез добралась до Туркестана, прислали комиссию из видных большевиков: Фрунзе, Бокий, Элиава, Рудзутак – в основном представители нацменьшинств. Их задача была создать местную власть, более соответствующую национальной политике большевиков. В Ташкенте они создали так называемое «Мусульманское бюро», во главе которого поставили Турара Рыскулова, казахского коммуниста.

 


Турар Рыскулов

 

Интересно, что вообще в Туркестане в местной власти основные позиции занимали казахи – не узбеки или таджики, а казахи. Потому что среди казахов было значительно больше тех, кто получил образование в русских учебных заведениях. Соответственно, они владели русским и подходили для коммуникации с Москвой в большей степени, чем, скажем, джадиды (участники движения, идеологически аналогичного младотуркам Османской империи – Л.У.). В 1917 году даже партию «Шура Улема» – очень консервативную партию улемов – возглавлял Серали Лапин, казах, светский человек, адвокат. Причина была в том, что он имел русское образование, знал язык и имел опыт взаимодействия с русской бюрократической системой. Возникло двоевластие. С одной стороны – Мусбюро, с другой – комиссия Рудзутака. А Турар Рыскулов хотел ни более ни менее как создать тюркскую компартию и соответственно тюркскую советскую республику. То есть такой большевицкий вариант пантюркизма. Для Москвы это, понятно, было неприемлемо, не совпадало с ее концепцией национально-государственного строительства – уже были созданы Башкирская республика, а в 1920 – Казахская (Киргизская) республика с центром в Оренбурге. И понятно, что идея Рыскулова и Мусбюро этому всему противоречит. А, кроме того, создавало некие внешнеполитические риски, связанные с пантюркизмом. После образования СССР в 1922 году этот вопрос вообще был снят, Рыскулова отозвали в Москву, и идея рассосалась. Но возник вопрос, что делать дальше. В Средней Азии была такая странная ситуация: есть Казахская автономная республика, есть Бухарская и Хорезмская Народные республики, в которые превратились завоеванные красными Бухарский эмират и Хивинское ханство и остававшиеся формально субъектами международного права, и Туркестанская республика. И при этом в СССР в целом был заявлен принцип национально-государственного строительства. Но ни Хорезмская, ни Туркестанская, ни Бухарская республики в этот принцип не вписывались: нет такой национальности туркестанец или бухарец. Но большевики решили распространить принцип национально-государственного строительства на весь регион. И начали в 1922 году готовиться к национально-территориальному размежеванию. Это был очень болезненный процесс, поскольку сколько-нибудь четкое понимание своей общей этнической принадлежности было характерно в Средней Азии только для тех, кто родоплеменным образом жил: у казахов, туркменов, кыргызов. А оседлое население такой идентичности не имело, оно идентифицировало себя по местности проживания – бухарцы, ташкентцы, самаркандцы и так далее. По языковому принципу тоже не получалось разделения, в городах говорили и на тюрки, и на иранском (таджикском) языках. Ближайший аналог в соседнем Афганистане: гератцы и кабульцы. В то время и кочевники, жившие внутри оазисов исторической Средней Азии – локайцы, карлуки и ряд узбекских племен тоже не имели общей идентичности с оседлым населением. В этой ситуации те районы Туркестана, которые были заселены казахами, были включены в состав Казахской АССР.

– А как это происходило? С тем же успехом Ташкент мог войти в Казахстан – вокруг в основном казахи жили.

– Казахские власти хотели присоединить Ташкент. В туркестанской системе власти казахи играли большую роль, естественно, они хотели остаться в Ташкенте. Но Москве это было не выгодно. Во-первых, потому, что Ташкент был достаточно европеизированный город, бывшая столица генерал-губернаторства. И если делать столицей Узбекистана не Ташкент, а Самарканд или Бухару – это будет такая архаика. Им казалось, что модернизировать Среднюю Азию проще из города, который уже модернизирован, имеет европейскую часть. Если бы он стал столицей Казахской АССР, это бы лишило Узбекистан такого центра модернизации. Там был еще любопытный момент: в Ташкентском оазисе треть населения составляла такая группа людей, называлась курама. Это была переходная группа между узбеками и казахами. Вопрос был: кем их считать? Если узбеками – то тогда большинство населения вокруг Ташкента узбеки, если казахами – то казахи. Их посчитали узбеками и были очень серьезные дискуссии, прямо шла борьба за принадлежность отдельных районов.

– А на каких языках эти курама говорили?

– Они использовали такой переходный пограничный язык между среднеазиатским тюрки на основе карлукской ветви тюркских языков, еще его называли староузбекский язык, и кипчакской ветви, к ней принадлежали казахи, близкие к ним кыргызы, каракалпаки.

– Суржик?

– По сути, да, суржик.

– В 1936 году, одновременно с принятием «сталинской» конституции СССР, статус Казахстана был повышен с автономной республики в составе РСФСР до союзной республики. Как вы считаете, сыграло ли в этом роль наличие границы с китайским Восточным Туркестаном, в котором СССР в 20-30-е годы проводил более чем активную политику, вплоть до вторжения частей Красной армии и ведения боевых действий. Проще говоря, не будь этой границы – стал бы Казахстан союзной республикой?

– Сложно сказать. Мне кажется, это не было главным фактором. Главный фактор, как мне кажется, следующий. Повышение статуса Казахской республики было связано исключительно с делами Средней Азии. Когда в 1924 году создали Узбекскую ССР, она получилась доминирующей республикой – историческое ядро оседлых территорий региона Средней Азии оказалось в Узбекистане. Эта республика объединила сразу Бухарский эмират, Хивинское ханство и большую часть Туркестанской республики. После этого власти СССР это доминирование планомерно ослабляли – можно вспомнить выделение в 1929 году Таджикской СССР, до этого она входила в состав Узбекской ССР в качестве автономной. В рамках этой же тенденции – повышение статуса до союзной республики для Казахстана и Киргизии. При этом к Таджикистану, и Киргизии прирезали районы с преимущественно узбекским населением. И с Казахстаном граница прошла практически у Ташкента. Все это, на мой взгляд, было сделано для ослабления доминирования Узбекистана в регионе. Если бы все эти территории остались в составе Узбекистана, он бы практически совпал с Туркестанским генерал-губернаторством плюс Бухара и Хива. Кроме того, Казахстан выглядел как противовес Узбекистану еще и вот по какой причине. С точки зрения властей СССР, Узбекистан тогда был еще довольно архаичной республикой. А Казахстан к 1936 году прошел через большие изменения. Здесь был голод и связанные с ним процессы оседания кочевого населения, коллективизации, урбанизации. В нем процент казахского населения сильно сократился – русских стало больше, чем казахов. Там была построена система административного управления из Москвы. Такой противовес и, одновременно, пример для подражания.

– Насколько реально было создание в Восточном Туркестане советской республики?

– Технически это было не сложно. Восточный Туркестан фактически управлялся из Алма-Аты. Но у Сталина была своя концепция отношений с Китаем и этого делать не стали. Тут надо отметить, что и у Российской империи, и у СССР была общая стратегия взаимодействия с Китаем, в которой регион Средней Азии был только частью общей картины. Не было отдельного среднеазиатского направления, китайского направления. Все вопросы рассматривались в комплексе.

 

Беседовал Лев Усыскин