Хан-Тенгри

Историко-культурный и общественно-политический журнал

Проблемы и перспективы евразийской интеграции

Гибель Отрара. Исторический фильм на все времена

Дата:
Журнал «Хан-Тенгри» решил напомнить о фильме, прочно канувшем в Лету.

У этого выдающегося фильма студии «Казахфильм» очень непростая судьба. Достаточно сказать, что он вышел в драматическом 1991-ом году: фильм о падении империи хорезмшахов вышел в год развала СССР. Собственно, именно поэтому он не пошел в российский прокат и не получил прессу, которую, безусловно, заслуживал. Хотя бы потому, что сценарий к фильму писали классики отечественного кино Алексей Герман и Светлана Кармалита, а приглашенным консультантом выступал, подумать только, сам Лев Гумилёв.

Поклонникам творчества Алексея Германа этот фильм надо смотреть обязательно. Смотреть – и сопоставлять с последним фильмом Алексея Германа «Трудно быть богом». Предельная реалистичность батальных сцен, крупные планы с ошеломляющей достоверностью деталей, жестов, мимики и самой, скажем так, исторической атмосферы – это всё было реализовано вначале в «Гибели Отрара», фильма на историческую тематику, а затем уже в экранизации фантастической повести братьев Стругацких.

Режиссёром фильма был назначен тогдашний студент ВГИКа Ардак Амиркулов. Съемки с перерывами продолжались четыре года, пока у государства не лопнуло терпение и не кончились деньги. Заканчивали при поддержке частных инвесторов – для этого Амиркулову пришлось выкупать отснятый материал у тогдашнего руководства «Казахфильма». Позже он признается: «Я учился в «Отраре» не только снимать кино, я учился жизни».

Теперь о самой картине.

Фильм очень длинный – два с половиной часа – и это точно не блокбастер. Качество плёнки так себе, на телефончике такой фильм не посмотришь. Грамотный монтаж мог бы сократить картину минут на сорок – но хорошо, что обошлись без грамотного монтажа: проиграв в динамике, выиграли на глубине контента.


Герой первой половины фильма, кипчак Унжу (его блистательно играет Дохдурбек Кыдыралиев), возвращается к своему старому хозяину, правителю Отрара Каир-хану. Возвращается из войска монголов, куда был послан Каир-ханом в разведывательных целях и где дослужился до звания тысячника. Ему есть что поведать Каир-хану и самому хорезмшаху Мухаммеду II – и об устройстве монгольского войска, и о тактике монголов (он лично участвовал в опустошительном походе Чингисхана на империю Цинь), об их психологии захватчиков и покорителей мира. Но хорезмшаху, планирующему идти на Багдад, дабы стать владыкой всего мусульманского мира, какие-то там степняки-монголы неинтересны. В Унже подозревают багдадского лазутчика и отправляют на медленную мучительную смерть в узилище. Откуда его не очень шустро вызволяют люди Каир-хана.

По освобождению Унжа разоблачает китайского советника хорезмшаха, который оказался, подумать только, монгольским шпионом.

Вторая половина фильма придерживается исторической канвы: ограбление и разгром в Отраре каравана купцов, в которых заподозрили монгольских шпионов; убийство монгольских послов, прибывших уладить конфликт; соответственно, незамедлительное прибытие монгольского войска, осада Отрара и штурм цитадели, которую героически оборонял Каир-хан. Множество незабываемых, мощных по своей достоверности и художественной силе эпизодов, включая хашар – использование пленных рабов при штурме городских стен – и так называемую дуэль отрарского богатыря с безымянным монголом. (К этим неведомым им рыцарским утехам монголы относились крайне скептически). В конце фильма взятого в плен Каир-хана доставляют к Чингисхану и заливают ему горло серебром, отобранным у того самого каравана купцов в Отраре. Примерно так.

Тут вот что интересно: фильм снимали люди, в равной степени отождествляющие себя и с оборонявшимися, и с нападающими. Отсюда такой отстраненный и, в принципе, объективный взгляд на происходящее. Без пафоса, свойственного большинству восточных фильмов на историческую тематику. Ну, и не стоит недооценивать авторитет и влияние приглашенного консультанта по истории.

В фильме есть такой эпизод: некий ученый муж под конец осады, когда монголы уже ворвались в город, собирает в потайном месте все самые ценные книги и рукописи из библиотеки. – «Это всё, что от нас останется», - объясняет он своему ученику. И повелевает ученику замуровать его вместе с книгами. Ученик выполняет приказ наставника, после чего проезжавший мимо верховой монгол походя, абсолютно равнодушно пронзает ученика копьём.

Судьба фильма чем-то напоминает судьбу этих замурованных книг. Подлинный шедевр киноискусства, снятый безвестным молодым режиссером и даже отмеченный призом ФИПРЕССИ на кинофестивале в Монреале, словно канул в Лету. О нём не вспоминают ни в России, ни в Казахстане – хотя, возможно, это лучший и точно самый доподлинный исторический фильм, снятый на постсоветском пространстве.

Это то, что должно остаться.


P.S.

Спустя почти двадцать лет, в 2008-ом году, Ардак Амиркулов снимет фильм «Прощай, Гульсары!» – экранизацию одноименной повести Чингиза Айтматова. С тем же постаревшим, но всё равно блистательным Дохдурбеком Кыдыралиевым в главной роли. Фильм получил Гран-при V Международного фестиваля «Евразия» (2008) и, по мнению редакции журнала «Хан-Тенгри», вполне может претендовать на звание самой грустной картины в истории мирового кинематографа.