Хан-Тенгри

Историко-культурный и общественно-политический журнал

Проблемы и перспективы евразийской интеграции

Восточный дрейф Рустама Ибрагимбекова

Дата:
Журнал «Хан-Тенгри» вспоминает выдающегося писателя и сценариста.

Про Рустама Ибрагимбекова можно рассказывать долго и исключительно в восторженных тонах. В самом деле: 4 Государственные премии Российской Федерации в области литературы и искусства (уникальное достижение), а до них – Государственная премия СССР (1981 год). Он держал в своих руках «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля – как сценарист фильма «Урга. Территория любви»; «Оскара» за лучший иностранный фильм и Гран-при кинофестиваля в Каннах – как сценарист фильма «Утомленные солнцем»; добавим, для полноты картины, что одна из Госпремий присуждена ему за сценарий к фильму «Сибирский цирюльник».

Но это ещё не всё. Далеко не всё.

Рустам Мамед Ибрагим оглы Ибрагимбеков родился в 1939-ом году в Баку, там же окончил Азербайджанский институт нефти и газа, затем продолжил учёбу в аспирантуре Института кибернетики в Москве. Имел, между прочим, несколько научных трудов по теории систем автомобильного управления – но сильно углубляться в науку не стал, в 1967-ом году поступил на Высшие сценарные курсы и написал сценарий к фильму «В этом южном городе», снятому в 1969-ом году на «Азербайджанфильме» режиссёром Эльдаром Кулиевым. Сценарий прочитали на Экспериментальной творческой киностудии, где как раз в то время Андрон Михалков-Кончаловский вместе с писателем Фридрихом Горенштейном работали над сценарием фильма о басмачах; написанный ими вариант киностудию не устроил, Андрону Кончаловскому предложили новых партнёров – Валентина Ежова и Рустама Ибрагимбекова (как специалиста по Востоку). Затем и сам Кончаловский сошёл с дистанции, режиссёром будущего фильма назначили Владимира Мотыля.

И эта троица сотворила чудо под названием «Белое солнце пустыни».

– Если бы я признался, что никогда не был в Средней Азии и не участвовал в революциях, то меня бы не взяли, – вспоминал со свойственным ему лукавством Ибрагимбеков. – Пришлось притвориться бывалым восточным человеком. И я сразу сказал, что мы не должны делать фильм о революционерах, а должны делать фильм о человеке, которого мотало и кидало, но он остался с добротой, душой, совестью, смекалкой и юмором...


Что тут можно добавить? Мало кому со второго в жизни сценария удавалось стать классиком отечественного кино. У Рустама Ибрагимбекова получилось. «Белое солнце пустыни» до сих пор остаётся культовым фильмом, лучшим отечественным истерном, а реплики героев стали народными присказками и поговорками. Хотя сам Ибрагимбеков оценивал фильм трезвее.

– Это не великое произведение, это картина, которая нравится миллионам людей, уже нескольким поколениям, - говорил он много лет спустя. – Это образец массовой культуры, и я этому очень рад.

Лукавая скромность Ибраимбекова – «я никакой не специалист по Востоку» - не помешала ему в 1990-ом году написать сценарий к одному из лучших фильмов Никиты Михалкова «Урга. Территория любви», действие в которой происходит в Монголии, а большинство актёров – монголы и китайцы. Ещё через пять лет Ибрагимбеков пишет сценарий к совместному казахско-французскому фильму «Кочевник» – необыкновенно поэтической, изысканной восточной балладе о жизни и судьбе объединителя казахских степей Абылай-хане. (Одним из продюсеров фильма являлся, между прочим, сам Милош Форман.) История создания картины закручена не менее лихо, чем история «Белого солнца пустыни» – начинал её чешский режиссёр Иван Пассер, а заканчивал Сергей Бодров-старший – тем не менее, на выходе мы получили замечательно снятый, эпичный, цельный, глубокий фильм, в котором восточная философия и восточная поэзия сплетаются в каллиграфически (кинематографически) исполненный узор.


Вот такой восточный уклон в творчестве выдающегося сценариста.

- Генетически и биологически я азербайджанец, но сформирован русской культурой, - признавался мастер. – И вообще: я три дня азиат, три дня европеец, а на седьмой думаю, кем лучше быть...

Рустама Ибрагимбекова не стало 10 марта 2022 года. Светлая ему память – а вечную он сам себе сотворил.