Хан-Тенгри

Историко-культурный и общественно-политический журнал

Проблемы и перспективы евразийской интеграции

«Прикоснувшиеся к солнцу»

Дата:
Выставка в Доме русского зарубежья.

С конца ноября прошлого года в Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына развёрнута выставка «Прикоснувшиеся к солнцу», посвященная феномену авангардной живописи в советских республиках Средней Азии. В её основе – работы трёх выдающихся художников: Александра Волкова, Виктора Уфимцева и Александра Николаева (Усто Мумина). Сами организаторы, впрочем, предпочитают термин «проект».  Возможно, так будет точнее. Проект, помимо выставки, включает в себя  документальный фильм Валдиса Пельша «Ловцы солнца» (авторы сценария – Любовь Агафонова и Юлия Вербицкая), а также написанную специально к выставке книгу-альбом Любови Агафоновой «Прикоснувшиеся к солнцу». Фильм крутится в демонстрационном зале, а ещё его можно посмотреть на YouTube.

Солнца, как видим, много. Но на картинах его больше стократ. Свет в зале нарочито-приглушенный – сияют сами картины. В красках, в живописных мазках ликуют гранат, виноград, сверкают рубины и аметисты. Собственно, они и ехали в Туркестан за светом, товарищи художники.

Но не все.

Лично для меня, пожалуй, самым большим потрясением стали работы Александра Волкова. Уроженец Нового Маргелана, он успел отучиться в Петербурге у Маковского и Рериха и вернуться к себе домой в Туркестан. Восток для Волкова – естественная среда обитания. В его картинах щедро плещется солнце, но он умеет рисовать и прохладу, и «тихий зикр». Его праздничные караваны шествуют на фоне мазаров из великого прошлого в прекрасное будущее, даруя зрителю мгновенья настоящего счастья. Его золотые и гранатовые чайханы подобны запечатанным мавзолеям цвета. Его узбеки-мужчины молоды и красивы до неприличия, а женщины с бездонными очами словно обуяны демоном Врубеля. Кстати говоря – переход от кубизма к фигуративной живописи, неизбежный в период сокрушительной победы соцреализма,  в исполнении Волкова выглядит вполне естественным. Его «Штурм бездорожья» на удивление музыкален – это не столько коллективный труд, сколько коллективный танец, по ходу которого дехкане прокладывают дорогу к зрителю. А ещё Волков писал стихи и дружил с Сергеем Есениным.


Александр Волков. Штурм бездорожья.

Александр Николаев закончил Сумский кадетский корпус, затем Уланский корпус в Твери. Учился в Москве у Малевича, в 1919 году был мобилизован в Красную Армию и назначен за грамотность комиссаром роты. В 1920 году по мандату ТурЦика поехал укреплять и развивать национальные искусства в Туркестане. Впечатлившись суфизмом, принял ислам (поразив муллу глубоким знанием Корана), взял псевдоним Усто Мумин («смиренный мастер») и навсегда прикипел к Востоку. Жил в Самарканде, где общался с Кузьмой Петровым-Водкиным и Даниилом Степановым, потом переехал в Ташкент.  Стопроцентный декадент и эстет, арестованный в 38-ом и невероятным образом через четыре года отпущенный на свободу, Усто Мумин к концу жизни получил звание заслуженного работника искусств Узбекистана. Ну, тут только руками развести...


Александр Николаев (Усто Мумин). История юноши Гранатовые уста.

«В своих работах 20-х годов Усто Мумин органично соединяет технику эпохи Раннего Возрождения с искусством восточной миниатюры. Дувалы, перепёлки, плоды граната и стройные юноши симметрично располагаются на его полотнах по законам живописи итальянского кватроченто», – пишет хороший друг нашего журнала Вадим Муратханов. На выставке, помимо прочих, представлены три самые знаменитые работы Усто Мумина – лучезарный «Жених», неописуемой красоты «История юноши Гранатовые уста» – картина, выстроенная по канонам житийной иконы, в миниатюрных клеймах которой представлена история юноши – и невероятный «Бай»: монументальное, однако ж не без иронии торжество плоти над духом.


Александр Николаев (Усто Мумин). Бай.

Вот этот сюжет с превращением авангардистов в важных советских начальников от искусства наиболее выпукло прослеживается в судьбе Виктора Уфимцева – отчаянного бунтаря в юные годы и председателя Правления Союза художников Узбекистана в сороковые годы. Любовь Агафонова (куратор выставки) пишет о нём следующее: «Уфимцев развешивал свои кубические творения на ветвях деревьев и карнизах домов. Надевал экзотические одежды и путешествовал на крыше поезда, дрался и писал манифесты. В середине жизни — чиновник, от которого зависела жизнь художников Средней Азии, а в конце жизни — вновь уловивший возвращение «авангарда» автор контрастных гуашей с синим восточным набором Ташкента, Тандера, Индии и Афганистана».

Невероятный талант помогал Уфимцеву успешно работать и в авангардистской, и в строго реалистической манере. На выставке представлены и те, и другие, и третьи картины — на любой вкус. Немного жаль, что не доехала до Москвы картина из Музея Савицкого «К поезду» — одна из самых известных работ Виктора Уфимцева. Зато представлена – из того же собрания – не менее знаменитая «Станция Аральское море».


Виктор Уфимцев. Станция «Аральское море».

Ну, да, ехали не только за светом, но и за свободой, которой на окраинах тогдашней державы было по определению больше, чем в метрополии. Об этом мы подробно писали в очерке, посвященном Игорю Савицкому, создателю знаменитого музея советского авангарда в Нукусе – его можно посмотреть здесь:

Свобода есть свобода есть свобода. Очерк истории Музея Савицкого в Нукусе - Читайте на IA-CENTR

Эта тема на выставке также представлена (потому что невозможно говорить о советском авангарде, не упоминая Савицкого и его музей). Любовь Агафонова нашла довольно неожиданный ракурс: история собрания Савицкого подана в контексте его конкуренции с другим известным коллекционером советского авангарда, Георгием Костаки.

Не лишним будет упомянуть, что на выставке, помимо упомянутой троицы, представлены картины многих художников, успевших «прикоснуться к солнцу». Среди них – Кузьма Петров-Водкин, Роберт Фальк, Давид Бурлюк, Владимир Яковлев, Анатолий Зверев, Александр Исупов, Александр Тышлер, Павел Кузнецов, Владимир Мемухин и другие.

В общем, есть что посмотреть. Но придётся поторопиться: выставка открыта до 3 марта нынешнего года.