Заметки раздраженного алматинца: бензин тревоги нашей, и …курить все дороже

Дата:
Автор: Тимур Исаханов
Кто про что, а бензиновые расценки среди моих знакомых отслеживает каждый второй. Последний рост цен на ГСМ вроде бы незначительный – со 143-144 тенге за литр до 147-149 – но он болезненный в плане общих тревог.
Заметки раздраженного алматинца: бензин тревоги нашей, и …курить все дороже

Материалы по теме:

Дело пахнет керосином: почему нефтедобывающий Казахстан остался без авиатоплива?

«Бензин жоқ»: блеск и нищета казахстанского рынка нефтепродуктов

Сагинтаев увольняет вице-министров: дойдет ли дело до отставки всего правительства?


Кто про что, а бензиновые расценки среди моих знакомых отслеживает каждый второй. Последний рост цен на ГСМ вроде бы незначительный – со 143-144 тенге за литр до 147-149 – но он болезненный в плане общих тревог.

Алматы по меркам Казахстана город зажиточный. Здесь с элементами шока воспринимаются новости, когда президент пеняет акиму Жамбылской области за низкую производительность труда в сельском хозяйстве и то, что в регионе 523 тысячи безработных (половина экономически активного населения). Однако после последней серийной девальвации, уровнявшей алматинцев с бишкекчанами в пересчете на доллар, доходы у жителей южной столицы не растут. В свете стагнирующих доходов, что повышение на 11% тарифа холодной воды, что несколько дополнительных тенге за литр бензина – все воспринимается с дополнительной психоэмоциональной нагрузкой.

Торговцев бензином в Алматы не любили никогда, потому что от них не бывает хороших известий. Они или плачутся, что еле сводят концы с концами, или пытаются оправдать очередное повышение цен на ГСМ. Постоянно апеллируют к законам свободного рынка, хотя рыночные отношения в повседневной практике торговли бензином ничего объяснить не могут.

Элементарный пример. На АЗС Алматы бензин марки АИ-92 стоит одинаково с дизельным топливом, себестоимость которого при любом технологическом цикле вдвое ниже. Традиционно в России бензин дороже, чем в Казахстане, а доля его на рынке ГСМ республики составляет 30% (по солярке 15%). Поэтому казахстанские торговцы бензином рост цен на него стабильно объясняли и объясняют влиянием российского фактора. Но когда из-за санкций между Россией и Западом рубль опал и российский бензин стал дешевле казахстанского, местное бензиновое лобби тут же подсуетилось и закрыло российскому бензину доступ на казахстанский рынок административными запретами. В общем, игра всегда в одни ворота в ущерб рядовому потребителю.

Не нужно быть Вангой, чтобы дать наиточнейший прогноз на будущее. В России в следующем году ожидается повышение акцизов на бензин. Оно в течение года будет произведено дважды. И хотя это касается только розницы, то есть оптовые продажи на заводах под данный формат не подпадают, торговцы бензином в Казахстане дважды поднимут цену на него у себя, ссылаясь на новые российские акцизы и не упоминая о том, что к ним они никакого отношения в свете реального ценообразования не имеют.

Качество бензина на АЗС Алматы – это отдельная горестная песня. Официально все под контролем и продукция соответствует заявленному качеству, но двигателям своих четырехколесных друзей автовладельцы доверяют больше. Из инсайдерских источников известно, что вместо того же АИ-92 могут продавать бензин с октановым числом 87, хотя его ни в какой номенклатуре нет. В общем, если ваше горючее разбавлено в равной пропорции ослиной и барсуковой мочой, считай, что повезло, ведь могут залить в бак вообще чего-нибудь без бензина.

Помимо общегородских вещей, есть специфические особенности на каждой конкретной АЗС. К примеру, электронное табло может показать, что вам залили столько бензина, сколько в ваш бак не может поместиться, потому что автопроизводитель установил его заведомо меньшего объема. Даже если АЗС входят в одну сеть, все равно качество горючего на них разное. Еще при формально одной и той же марке бензин с разной скоростью расходуется в баке на одинаковый километраж. Поэтому в Алматы есть АЗС, к которым даже поздним вечером не заканчивается очередь, а есть те, куда встают заправиться лишь залетные автомобили, не подозревающие о качестве местного топлива. И делают такое первый и последний раз в жизни.

Бензиновый рынок Казахстана олигопольный – пять компаний владеют 80% оптовых поставок. Свои интересы они блюдут очень строго, о чем уже писалось выше. Со стороны кажется странным, что Казахстан, добывающий 85 млн тонн нефти, не может обеспечить себя собственным бензином. Все три доставшихся от советских времен НПЗ работают с неполной нагрузкой, перерабатывают в среднем 14,5 млн тонн сырья в год и полностью обеспечить рынок автобензином не могут в принципе, а авиационным керосином тем более.

Секрет недогруженности НПЗ в своеобразии налоговой политики Казахстана. При экспорте сырой нефти за рубеж не платится НДС, тогда как сырье для нефтеперерабатывающих заводов данным налогом облагается. Экспортной пошлины для компаний, работающих по СРП (соглашение о разделе продукции) тоже нет, а на них приходится львиная доля экспортных поставок. К тому же сырая нефть на международном рынке продается за доллары и евро, а на НПЗ за тенге, который может «девальвирнуть» в любую минуту.

Если  вы от всех этих бензиновых переживаний решили покурить – не стоит. Удовольствие пускать дым и тем гробить свое здоровье тоже регулярно дорожает. Вся надежда только на контрабанду, но и контрабандные сигареты в своих ценах привязаны к официальным планкам, т.е. еще более отпрыгивают ввысь (так пачка контрабандных швейцарских «Marllboro» сегодня стоит тысячу тенге).

Минимальные цены на сигареты в Казахстане повысятся до Т360 в следующем году. Соответствующие изменения внесены в постановление от 4 апреля 2007 года «Об установлении минимальных розничных цен на сигареты с фильтром, без фильтра и папиросы».  Как указывается в документе, до 31 декабря 2017 года установлены минимальные розничные цены на 20 сигарет с фильтром, без фильтра и папиросы в размере Т320; с 1 января до 30 июня 2018 года – Т340; с 1 июля до 31 декабря 2018 года – в размере Т360.

Когда минимальная цена была 300 тенге за пачку сигарет, блок (10 пачек по 20 сигарет в каждой) контрабандных «FAST» в полулегальных точках Алматы обходился в 1300 тенге. Вообще ценообразование в данном виде незаконного бизнеса достаточно гибкое. Одно время там тоже цены росли, но потом бизнесмены из теневой части экономики осознали, что 2000 тенге за блок (200 тенге пачка) «FAST» для «бюджетных» курильщиков – много, и отыграли 700 тенге назад. А ведь у них тоже наверняка имеются серьезные издержки, бизнес же как ни крути незаконный (таможня, полиция, налоговики, администрация базаров, чиновники). «BRASS» – это еще менее дорогие сигареты. В итоге получается, что пока правительство продолжает поднимать минимальную планку цен на «белые» табачные изделия, рынок контрабанды более гибко реагирует на платежеспособный спрос.

Все это вызывает неизбежные вопросы об адекватности государственной политики в табачном вопросе. В Казахстане гетто для курильщиков и парализацию их в правах начали вводить не в инициативном порядке, а в связи с мощным международным импульсом (прежде всего из США и Европейского союза). На Западе перед началом антитабачной кампании провели полномасштабные исследования и выяснили, что налоги от табачной индустрии не покрывают издержки, которые несет общество из-за курения (лечение, потеря трудоспособности, конфликты). Однако общества в разных странах планеты отличаются, и степень коррупции в них – тоже.

Сторонники повышения минимальных цен сигарет указывают на их сравнительную дешевизну в Казахстане. Но жизнь уже показала, что и при существующих расценках контрабандная продукция себя вполне нормально и конкурентоспособно чувствует. Все признают, что сигареты хотя бы частично снимают стресс. Спортзалы, пешие прогулки, езда на велосипеде, театры, кинотеатры, бани тоже эффективно борются со стрессом, но в массовом измерении Алматы, пожалуй, главным конкурентом для табака до сих пор остается алкоголь. 


Материалы по теме:

Дело пахнет керосином: почему нефтедобывающий Казахстан остался без авиатоплива?

«Бензин жоқ»: блеск и нищета казахстанского рынка нефтепродуктов

Сагинтаев увольняет вице-министров: дойдет ли дело до отставки всего правительства?


Поделиться: