Афганистан в энергетике – партнёр или вечный реципиент?

Дата:
Автор: Игорь Юшков
В 2023 г. государства Центральной Азии, обновляя энергетическую политику, начали искать новых покупателей нефти и газа, планировать строительство трубопроводов, создавать интеграционные проекты. Особняком в этих процессах стоит Афганистан. Его экономическая и энергетическая безопасность важна для стабильности всего региона, но обеспечить её мешает ряд факторов. О них в интервью Ia-centr.ru рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Афганистан в энергетике – партнёр или вечный реципиент?

– В 2018 году началось строительство афганской ветки ТАПИ, которое к 2021 году заморозили. В 2022–2023 годах проект пытались реанимировать Туркменистан, Афганистан, Россия и Индия. Каковы шансы на успех?

– У афганской ветки ТАПИ есть проблемы с контрактованием. Поставщикам нужны долгосрочные договорённости, чтобы вернуть инвестиции и окупить дорогую эксплуатацию газопровода. Индия же заявляет о готовности заключать контракт, когда газ будет приходить к ним, то есть после завершения постройки трубопровода. Негативный опыт с катарскими поставщиками заставляет Дели настороженно относиться к долгосрочным договорённостям в сфере энергетики. Кроме того, Индия может попробовать добиться низких цен, играя на конкуренции поставщиков, что не выгодно ни Москве, ни Ашхабаду.

Материалы по теме:

Иран хочет встроиться в газовые проекты Евразии

Дополнительной проблемой для России становится длинное транспортное плечо. Значимые объёмы возможно будет поставить с месторождений Западной Сибири, то есть газопроводы придётся тянуть от Ямала до Индии.

Себестоимость такого газа будет очень высокой. По этим причинам есть сомнения, что афганская ветка газопровода когда-либо будет возведена.

Что мешает строить ТАПИ сейчас, когда Афганистан, например, работает с узбекистанскими железнодорожными компаниями и создаёт миллиардный консорциум для возведения транспортной инфраструктуры?

– Основные проблемы ТАПИ связаны тем, что никто не может гарантировать безопасность афганского участка и брать за него ответственность. Участники проекта не доверяют администрации страны, над территорией которой у них нет полноты власти. В результате придётся договариваться с местными сообществами, что повлечёт дополнительные затраты и издержки.

Инвесторы опасаются срывов работ из-за нападений на строителей. Более того, нет гарантий, что инфраструктурный проект, в который планируется вложить десятки миллиардов, стабильно проработает несколько лет и окупится.

Ещё одна проблема связана с заполняемостью газопровода. В предыдущие годы оставался открытым вопрос, сможет ли Туркменистан поставить по трубам ТАПИ нужные объёмы топлива. К 2022 году Ашхабад уже построил три нитки газопровода в Китай, которые не были загружены на полную мощность. Тем не менее было неясно, с чем это связано – с нежеланием КНР закупать топливо у одного поставщика или с неспособностью Туркменистана его добыть. В 2022 году зашла речь о поставках газа из России в Центральную Азию, но даже Москва не может обеспечить безопасность афганского участка. Кроме того, это может спровоцировать конкуренцию между Россией и Туркменистаном с поставщиками.

Читайте также:

Центральная Азия ищет выход из «газового тупика»: Туркменистан будет торговаться

Туркменистан планирует возить сжиженный газ сухопутным транспортом через Афганистан. Это адекватная замена газопроводу или временная мера, чтобы не терять выгоды здесь и сейчас?

Когда речь идёт о туркменистанском сжиженном газе, речь идёт не о метане, который идёт по трубопроводам или перевозится танкерами, а о сжиженном углеводородном газе (СУГ) – продукте переработки нефти. Дело в том, что в Туркменистане нет заводов по производству СПГ, в отличие от нефтеперерабатывающих производств.

Такое топливо Ашхабад уже продаёт соседям. Для торговли сжиженным углеводородным газом не нужна никакая инфраструктура – достаточно простых ёмкостей с давлением в пределах 8 атмосфер. Поэтому он пользуется популярностью в Афганистане.

СУГ используется для заправки автомобилей и в коммунальном секторе, особенно в посёлках без централизованного газоснабжения. Объёмы поставок такого топлива небольшие и не сравнимы с теми, что поставляются по газопроводам. Газопровод автомобильными поставками заменить нельзя, поскольку от него будут питаться крупные электростанции. Кроме того, возить автотранспортом СУГ в Индию невыгодно: его проще реализовать внутри Афганистана.

Как странам Центральной Азии разобраться с ситуациями, в которых Афганистан обостряет их проблемы в энергетике, например не платит за электричество Таджикистану?

– Афганистан – сложный партнёр для соседей, и отсутствие платежей за электричество – его хроническая проблема. Чтобы её решить, необходимо долгие годы системно улучшать жизнь афганцев, но мало кто в регионе и в мире в этом заинтересован.

Решением этой проблемы всегда было физическое отключение Афганистана от энергосетей. В иных случаях проблема неплатежей только усугублялась.

О какой-то программе развития электроэнергетики можно будет говорить, если на всей территории страны установится власть одной администрации, которая будет вести предсказуемую политику, но пока об этом говорить не приходится. Тогда с Кабулом можно будет наладить торговлю, сейчас же она атомизирована и основана на мелких проектах, решающих задачи внутреннего спроса.


Читайте другие материалы по теме:

Интенсивность переговоров зашкаливает: Россия, Казахстан и Узбекистан создают газовый альянс

Туркменистан откажется от внешнеполитического нейтралитета только в двух случаях

Поделиться: