ОДКБ, Мюнхен и...Южный Кавказ
Автор: ИАЦ МГУ
Москва - Мюнхен (4 - 7 февраля)
Одним из основных обсуждаемых на прошлой неделе вопросов были итоги внеочередных сессий (Москва, 4 февраля) Совета коллективной безопасности ОДКБ и заседания Межгоссовета ЕврАзЭС. По актуальности, конечно-же, первенство у результатов первой сессии: объявлено о формировании Коллективных сил оперативного реагирования и принятие бюджета организации на 2009 г. На пресс-конференции российский президент Дмитрий Медведев сообщил, что структура "должна стать эффективным универсальным инструментом" для обеспечения безусловного исполнения "задачи поддержания безопасности на всем пространстве ОДКБ", в частности "отражения военной агрессии"(1).
В общем-то, ничего сенсационного в происшедшем нет. Весь ход прошлогоднего геополитического развития свидетельствовал о продолжении политики инициирования блоков в общемировом пространстве. Называя этот аспект одним из основных итогов 2008 г., автор отмечал, что "данный цикл свидетельствует о новых формах борьбы за обладание геополитическим влиянием в евразийском пространстве"(2). Так что февральская активность - продолжение движения Москвы к строительству реально многополярного мира.
Посему создание коллективных сил - не столь "внутренний фактор", сколь мессадж внешнему сообществу: "Это будут серьезные формирования, укомплектованные самой современной военной техникой...по своему боевому потенциалу не хуже, чем соответствующие формирования Североатлантического блока"(1).Не случайно, ряд аналитиков окрестили структуру начальным шагом к создании организации типа "Варшавского Договора". Другое дело, по какой причине провозглашение структуры произошло именно в начале февраля? Ведь о приложении усилий "к дальнейшему развитию и совершенствованию сил и средств системы коллективной безопасности" в заявлении глав государств - членов ОДКБ говорилось еще в 2004 г. Когда были подписаны соглашения "О взаимном обеспечении сохранности секретной информации в рамках ОДКБ" и "Об оперативном оборудовании территории и совместном использовании объектов военной инфраструктуры" стран организации. Как представляется, создание Коллективных сил именно на нынешнем этапе несло запрограммированный характер, т.к. решение прозвучало в преддверие традиционной Мюнхенской конференции по безопасности.
Общеизвестно, что по итогам "Мюнхенского Давоса" никакого рода совместных коммюнике не принимаются. Но в последние годы этот форум предстает местом озвучивания важнейших геополитических заявлений, определяющих ход мирового развития. В 2007 г. как раз в Мюнхене тогдашний глава России Владимир Путин сделал программное выступление о невозможности функционирования однополярной модели в современном мире. В Сети уже появился текст выступления на конференции российского вице-премьера Сергея Иванова, скоцентировавшего внимание на "последовательном развитии" Россией "многовекторного сотрудничества" с мировыми государствами "на двустороннем уровне, и в рамках ключевых международных и региональных организаций". Направленностью политики страны в преломление к европейской безопасности он назвал создание ситуации по недопущению укрепления безопасности "одних ...за счет...других" для обеспечения четкого понимания ее "неделимости и всеобъемлющего характера...как нашего общего дела и достояния". Весьма знаменателен еще один акцент вице-премьера России. Высказав уважение "культивировавшихся веками ценностям" Америки и Европы, С.Иванов подчеркнул невозможность этого "уникального опыта...служить эталоном, с которым...все народы мира должны сверять свои политические уклады, национальные культуры, вероисповедания и менталитет"(3).
Таким образом, как усматривается, предварившие Мюнхен сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ и ЕврАзЭС ни в кой мере не были проведены спонтанно. Тем более что выступление С.Иванова вновь напомнило мировому сообществу инициативу Д. Медведева о разработке договора о евробезопасности. По всей видимости, это прекрасно было понято Западом. Призвав «отнестись к предложениям Москвы исключительно серьезно», глава МИД Греции Д.Бакоянни отметила готовность Афин способствовать диалогу. Назвавшая Россию "стратегическим партнером ЕС", канцлер Германии А.Меркель заявила о заинтересованности структуры в "активном участии" Москвы "в формировании архитектуры европейской безопасности". А президент Франции Н.Саркози сообщил о "готовности повторить", что "категорически не считает" Россию источником "главного риска и военной угрозы"(4).
В свою очередь, вице-президент США Д.Байден заявил о продолжении разработок ПРО "по отражению угроз с Ближнего Востока", но с учетом консультаций "с союзниками по НАТО и Россией". Другим "полем сотрудничества" между Москвой и Вашингтоном Д.Байден назвал урегулирование ситуации в Афганистане. В целом, эти пункты позволяют предполагать определенный сдвиг во взаимоотношениях США и России. Но именно сдвиг, не более. Так, хотя американский вице-президент озвучил намерение вести диалог с Ираном, он призвал Тегеран "прекратить ядерную программу и помощь терроризму" для получения "значительных поощрений". В противном случае пообещав "давление и изоляцию". С другой стороны, американская сторона заявила о непризнании независимости Абхазии и Южной Осетии в качестве независимых государств, сделав знаковое уточнение: "Отдельные правительства не должны распространять свое влияние на целые регионы и диктовать свои решения другим государствам. Мы не признаем, что современные государства не могут принимать самостоятельные решения"(5). Вопрос тут не в том, что Д.Байден огласил ожидаемый внешнеполитический "список приоритетов". Актуальность - в просматривании безусловных "зон-лидеров" в столкновении глобал-интересов Вашингтона и Москвы: Каспийское пространство и Южный Кавказ. Следовательно, дальнейшая постановка "геополитических декораций" будет продолжена в тех же энергоресурсных регионах.
Вокруг Южного Кавказа
В данном ракурсе рядом экспертов высказывается мнение, что московские договоренности от 4 февраля оказались не в интересах Баку. В этом контексте подразумевается невозможность в "час Х" решить возврат оккупированных территорий военным путем. Однако, признаем, что проблематичность данной формы восстановления территориальной целостности возникла далеко не вчера. Зафиксировав в 2008 г. в совместном заявлении армянского и российского президентов важность "сотрудничества во всех областях межгосударственных отношений,..координации действий на международной арене...в интересах...стабильности и безопасности в региональном и глобальном масштабе", стороны признали "значение ОДКБ в качестве важного гаранта обеспечения безопасности государств-членов"(6). Кроме того, осенью прошлого года мининдел России Сергей Лавров, объявив, что "югоосетинский кризис не создает никакого прецедента" для Нагорного Карабаха, сфокусировал внимание на фактор "международного права, положения всех принципов устава ООН" при содействии "мирному разрешению конфликтов на пространстве СНГ". Зафиксировав следующее: "Никто из тех, кто занимается Нагорным Карабахом, не планирует... бомбить мирных граждан и миротворцев. Там нет никого, кто хотел бы обеспечить территориальную целостность путем массового убийства людей, которых ты считаешь своими гражданами, жителями своей собственной страны"(7).
Говоря другими словами, Москва еще в 2008 г. однозначно озвучила возможность восстановления территориальной целостности Азербайджана путем мирных переговоров. Т.е. ракурс нереальности военного пути для возвращения Баку оккупированных земель возник далеко не в начале текущего февраля. Здесь целесообразно иметь ввиду, что Карабахский вопрос никогда не решался напрямую в армяно-азербайджанском формате. Его развитие (в той или иной форме) всегда шло в русле общемировой геополитической канвы. Следовательно, данный "стиль" останется характерным на сегодня и завтра. Обрамлением которого, как все последние годы, будут политические тонкости между мировыми странами-лидерами в их борьбе за контроль и маршруты энергоресурсов Каспийского региона.
В данной связи, мимо внимания аналитиков не может пройти январское объявление Д.Медведевым Еревана "надежным, стратегическим партнером России". Но аналогичный термин летом 2008 г. глава России применил и в направлении Баку, подчеркнув "особый характер нынешнего партнерства, и очень мощные экономические связи". А в сентябре "российско-азербайджанское взаимодействие по всем вопросам" Д.Медведев характеризовал в качестве одного из "ключевых факторов для обеспечения безопасности и стабильности в регионе". Так что многое, если не все, в развитии ситуации будет зависеть от того, в какую сторону и по какому маршруту будут двигаться каспийское "черное" и "голубое" "золото". В аспекте чего заслуживает внимание позиция азербайджанского президента Ильхама Алиева. Проконстатировав несколько дней назад транспортировку азербайджанского газа в Грузию и Турцию, а оттуда в страны ЕС, он назвал "привлекательным" прозвучавшее в 2008 г. предложение "Газпрома" о его покупке: «Если мы сможем продавать наш газ на границе без каких-либо проблем с транзитной страной и сложностей для проектов по транспортировке, и если будут предложены выгодные рыночные цены, то почему бы не рассмотреть предложение!?». Попутно обратив внимание на отсутствие в данный момент финансовой поддержки для запуска Набукко(8).
Без сомнений, Запад не будет молчаливо наблюдать в разворачивающимся процессом. Еще 9 января Тбилиси и Вашингтон подписали хартию о стратегическом партнерстве. Параллельно прошла информация о негативной реакции Вашингтона на планы Москвы по созданию в Абхазии баз для кораблей Черноморского флота.
Экономический оттенок
Но при этом просматривается и экономическая составляющая развития региональной обстановки. Так, на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС было принято решение об учреждении совместного антикризисного фонда с объемом ок. 10 млрд долл. Для обращающихся к услугам этого фонда государств, финансы станут "непосредственным и достаточно доступным инструментом", чтобы решить "свои краткосрочные проблемы...получить стабилизационный кредит или прибегнуть к т.н. суверенному заимствованию"(Д.Медведев)(1). Весьма симптоматично, что уже 4 февраля российский министр финансов Алексей Кудрин, объявив о помощи "соседним странам, с которыми работаем", назвал Беларусь, Кыргызстан (по 2 млрд долл.) и Армению. Сообщив о предоставлении Москвой Еревану стабилизационного кредита в размере 500 млн долл. "на преодоление последствий глобального финансового кризиса". В этой связи, вице-спикер армянского Национального Собрания Грайр Карапетян, отметив "хорошую понимаемость" Россией "нашей позиции", заявил, что политических требований Москва предъявлять не будет: "Ничего, кроме того, о чем мы договорились в рамках ОДКБ, в рамках межгосударственных соглашений, не предполагается"(9). Хотя экс-министр Национальной безопасности Армении Д.Шахназарян посчитал, что "предоставляемый кредит...имеет серьезный политический компонент. Они выдвинут политические требования"(10).
Здесь можно отметить, что в 2006 г. Ереван выдал разрешение компании Midland Resourses Holding на продажу принадлежащих ей 100% акций ЗАО "Электрические сети Армении" дочерней компании ЗАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» Interenergo B.V.". В начале 2008 г. ОАО "Российские железные дороги" была объявлена победителем тендера по передаче ЗАО «Армянская железная дорога» в концессионное управление. В конце прошлого года правительство Армении и ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" подписали новый договор о доверительном управлении Армянской атомной электростанцией на протяжении последующих пяти лет.
Естественно, и в этом случае Запад не будет лишь статистом. По данным "Новости-Армения", Всемирный банк намерен предоставить Армении в четырехлетнем разрезе 525 млн долл. на реализацию новых программ, техническое содействие и консалтинговые услуги. Американский посол в Армении М.Йованович, в свою очередь, назвала США "лучшим другом Армении с момента обретения ею независимости". Добавив об обсуждении вопроса возобновления финансирования программы дорожного строительства Армении на предстоящем в марте заседании Совета корпорации «Вызовы тысячелетия»(аrmtown.com).
Заключение
Безусловно, ближайшие недели продемонстрируют, насколько страны Южного Кавказа окажутся восприимчивы к стремительной развивающейся обстановке. Не исключено, что "на местах" будут предприняты шаги "на зрителя". Так, непосредственно в канун московских сессий Минобороны непризнанной НКР распространило сообщение о нарушении режима прекращения огня со стороны Баку, "обстрелявшего карабахские позиции". 7 февраля депутат армянского парламента, глава союза "Джавахк" Ширак Торосян заявил о создании грузинскими пограничниками "искусственных пробок на армяно-грузинской границе". Назвав одной из целей этого "усложнение связи между Арменией и Джавахком", он призвал правительство "предпринять соответствующие шаги"(regnum.ru). По всей видимости, акции такого рода будут иметь продолжение.
Так что можно прогнозировать далеко не безоблачное небо над Кавказом, определяющее воздействие на "цветность" которого окажет маршрут Каспийского богатства.
1.Пресс-конференция по итогам саммитов ОДКБ и ЕврАзЭС
http://www.kremlin.ru/appears/2009/02/04/2136_type63377type63380_212492.shtml
2.Важнейшие события 2008 года. Субъективно о завершающемся годе в геополитическом плане
http://www.islamnn.ru/modules.php?name=News&file=articles&sid=3147
3.Сергей Иванов. Куда идет Россия? Новые видения общеевропейской безопасности. Выступление на 44-й Мюнхенской конференции по вопросам безопасности и обороны
http://www.intelros.ru/subject/ross_rasput/1821-sergejj-ivanov.-kuda-idet-rossija-novye.html
4.В Мюнхене обсуждают проблемы глобальной безопасности и отношения России с НАТО
http://www.1tv.ru/news/world/137641
5.США не признают независимость Абхазии и Южной Осетии
http://www.itar-tass.com/level2.html?NewsID=13558986&PageNum=0
6.Совместное заявление Президента Российской Федерации и Президента Республики Армения
http://www.kremlin.ru/text/docs/2008/06/203296.shtml
7.Стенограмма выступления Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по международным делам, Москва, 18 сентября 2008 года
http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/FC9978713DE25765C32574C8004FEA20
8.Ильхам Алиев. Интервью американской газете Wall Street Journal.
http://br.az/index.php?newsid=848
9.Чем Армения возместит 500 миллионов?
http://www.a1plus.am/ru/?page=issue&iid=68978
10.Экс-министр Нацбезопасности Армении видит политический компонент в финансовой помощи РФ
Теймур Атаев, политолог. Азербайджан.
ВЕСТИ КАВКАЗА
Поделиться: