Азербайджан: новый этап политистории

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Кстати сказать, в вопросе о карабахском урегулировании оппоненты власти выступают с гораздо более жестких и воинственных позиций, чем действующая власть. И это - еще одна причина пассивности Запада и фактической поддержки официального Баку со стороны Москвы. Статус-кво в Карабахе сегодня никто не хочет разрушать. В этой ситуации даже последние действия Ильхама Алиева (повторяющие опыт республик Центральной Азии) воспринимаются как лучшее, по сравнению с перспективой возвращения к временам Эльчибея.
Азербайджан: новый этап политистории
Азербайджан: новый этап политистории

Сергей Маркедонов, заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа - для РИА Новости

"Новости-Азербайджан".

Начался новый этап политической истории постсоветского Азербайджана. 18 марта успешно прошел референдум, на который была вынесена 41 поправка к 29 статьям Основного закона этой страны. Самой главной новеллой было изменение Статьи 101 Конституции АР. До 18 марта Основной закон недвусмысленно гласил: « Никто не может быть избран Президентом Азербайджанской Республики повторно свыше двух раз». После того, как азербайджанские избиратели проголосовали за принятие конституционных изменений, президент прикаспийского государства может быть избран на высший должностной пост без каких-либо ограничений. И это, пожалуй, главный итог.

Среди других наиболее важных поправок можно также назвать право президента переносить дату выборов главы государства и национального парламента (Милли Меджлиса) в случае военных действий, а также расширение контроля высшей власти над муниципалитетами.

Оппозиционные партии призывали к бойкоту всенародного голосования, а после подведения предварительных итогов заявили о массовых фальсификациях, а также дали свои данные по явке избирателей. По мнению лидеров азербайджанской оппозиции, количество пришедших на избирательные участки не превысило 15%. Однако тактика бойкота, как и в прошлом году, в период подготовки к президентским выборам, не принесла оппонентам власти успеха. Внешнюю поддержку оппозиционеры не получили. Совет Европы (СЕ) не одобрил принятие поправок, но в то же время активно не выступал против них. При этом структуры СЕ в своей критике сосредоточились по большей части даже не на идее продления президентских полномочий, а на изменениях, касающихся регулирования деятельности муниципалитетов.

Не одобрили бойкота и послы стран Европейского союза в Баку. И хотя в ежегодном докладе Госдепартамента США содержалось немало критических тезисов по поводу соблюдения прав человека властями Азербайджана, Вашингтон также был достаточно пассивен в период подготовки и проведения референдума. Впрочем, такая политика Западом реализуется уже не в первый раз. Схожим образом ЕС и США действовали во время азербайджанских парламентских (ноябрь 2005 года) и президентских выборов (октябрь 2008 года). В этом плане у Запада и у России в отношении к официальному Баку наблюдается консенсус. И в Москве, и в Вашингтоне с Брюсселем полагают, что реальный выбор в Азербайджане - это, с одной стороны, нынешний светский, предсказуемый и стабильный режим, а с другой - вчерашние лидеры Народного фронта, ввергнувшие собственную страну в хаос и войну, и поставившие ее на грань краха в 1992-1993 гг.

Кстати сказать, в вопросе о карабахском урегулировании оппоненты власти выступают с гораздо более жестких и воинственных позиций, чем действующая власть. И это - еще одна причина пассивности Запада и фактической поддержки официального Баку со стороны Москвы. Статус-кво в Карабахе сегодня никто не хочет разрушать. В этой ситуации даже последние действия Ильхама Алиева (повторяющие опыт республик Центральной Азии) воспринимаются как лучшее, по сравнению с перспективой возвращения к временам Эльчибея.

Решение изменить Конституцию 1995 года диктуются, впрочем, не только внешними, но и, прежде всего, внутренними обстоятельствами. Во-первых, действующий президент стремится обезопасить себя и свое окружение, поскольку в постсоветских республиках смена высшей власти чревата переделом собственности и развитием событий отнюдь не в соответствие с учебными пособиями по «научному демократизму». Подобного рода сценарии мы уже увидели в Грузии, Киргизии, Армении и том же Азербайджане, где два президента были отстранены от власти не путем выборов, а посредством переворотов. Во-вторых, в пользу конституционных новелл сработал и глобальный финансовый кризис. До него прикаспийская республика переживала мощный подъем (только в прошлом году страна получила доходы от нефти порядка 20 млрд. долларов США). Но в 2009 году в Азербайджане уже происходит серьезный спад в такой сфере, как строительство. Играет свою роль и снижение объемов денежных переводов из России. Отсюда стремление власти укрепить свои позиции перед лицом возможных социальных протестов. Пока у официального Баку есть ресурс популярности, позволяющий провести это усиление без серьезного сопротивления общества.

Таким образом, для азербайджанской власти в марте этого года удачно сложились несколько факторов. Это, прежде всего, удачная внешнеполитическая конъюнктура, слабость оппозиции (у которой так и не появилось новых лидеров и новых программ), готовность общества сделать выбор в пользу стабильности и предсказуемости.

Однако успехи власти (а они идут один за другим в течение нескольких лет, начиная с президентской кампании октября 2003 года) не должны приводить к головокружению. Как бы удачно не действовали администраторы Азербайджана, в стране масса социальных, экономических, политических проблем. До сих пор зияет открытая рана Карабаха, а ситуация с беженцами далека от своего решения (в некоторых случаях даже от ее постановки). Массы населения разочарованы в Западе. С одной стороны, рядовые азербайджанцы не видят успешности США и стран ЕС в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, а с другой - протест вызывает западная массовая культура. Модернизация республики (понимаемая многими как «вестернизация») также сопровождается значительными социальными издержками.

В этой ситуации велика опасность перехода протестного потенциала от светской оппозиции к улице. Нет никакой гарантии, что социально-политическое недовольство как брэнд не будет запатентовано «союзом базара и мечети». Политический ислам в Азербайджане пока слаб и даже маргинален. В Баку любят шутить, что «чадру на азербайджанскую девушку не наденет и бен Ладен». Однако лозунги подавленной и политически деморализованной светской националистической оппозиции могут оказаться в руках исламистов, которые умеют играть разыгрывать карту социальной справедливости и обличать власти. 18 марта азербайджанские власти получили дополнительные ресурсы и дополнительную легитимность. Теперь самое главное - это грамотно распорядиться тем и другим

http://novosti.az/analytics/20090323/42784483.html

Поделиться: