АЗЕРБАЙДЖАН НАКАНУНЕ РЕФЕРЕНДУМА

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
18 марта 2009 года в Азербайджане пройдет референдум, на который будет вынесен вопрос о внесении целого ряда поправок в Конституцию. Основной из них наблюдатели признают предложение об отмене нормы, запрещающей одному человеку избираться на пост президента более двух раз.Сторонники поправки в Азербайджане заявляют, что она послужит демократизации общества и поддержанию стабильности в стране и регионе. Противники называют это предложение шагом на пути к авторитаризму. Спрашивается: не вызовет ли "демократический" уход с поста президента Ильхама Алиева хаос внутри самого Азербайджана? Не обострит ли это многие не решенные до сих пор политические, экономические и военные проблемы на всем Кавказе? Как Баку в случае принятия поправок будет выстраивать свои отношения с Москвой?
АЗЕРБАЙДЖАН НАКАНУНЕ РЕФЕРЕНДУМА

КТО МЕШАЕТ МОСКВЕ И БАКУ УКРЕПЛЯТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО 18 марта 2009 года в Азербайджане пройдет референдум, на который будет вынесен вопрос о внесении целого ряда поправок в Конституцию. Основной из них наблюдатели признают предложение об отмене нормы, запрещающей одному человеку избираться на пост президента более двух раз. Сторонники поправки в Азербайджане заявляют, что она послужит демократизации общества и поддержанию стабильности в стране и регионе. Противники называют это предложение шагом на пути к авторитаризму. Спрашивается: не вызовет ли "демократический" уход с поста президента Ильхама Алиева хаос внутри самого Азербайджана? Не обострит ли это многие не решенные до сих пор политические, экономические и военные проблемы на всем Кавказе? Как Баку в случае принятия поправок будет выстраивать свои отношения с Москвой? После принятия азербайджанским парламентом и Верховным судом проекта акта референдума, который вынесут на всенародное обсуждение, страсти по всей республике разгорелись не на шутку. Тем более что "всколыхнулась" улица - прошла несанкционированная властями акция протеста оппозиционных партий, которые выступили против изменений Конституции. "Правящая партия просто вынесла на обсуждение в парламент то, что уже давно интересует широкие слои общества, - считает депутат Милли меджлиса (парламента) Айдын Мирзазаде. - Нужно снять ограничение, которое не позволяет способному и энергичному президенту, имеющему широкую поддержку общества, избираться более двух раз. Ограничения в этом плане хороши для стран с устоявшимся демократическим развитием и стабильностью, но учитывая геополитическое положение Азербайджана, наличие неурегулированного нагорнокарабахского конфликта, требуется расширение возможностей главы государства". "РАЗРЯДКА" В ОТНОШЕНИЯХ Азербайджан - это ключевое государство в Каспийском регионе. Через него проходят стратегические оси: север-юг, восток-запад. С того момента, как между Баку и Москвой были установлены дипломатические отношения (4 апреля 1992 года), наблюдалось чередование притяжений и отталкиваний между двумя государствами. Девяностые годы прошлого века вообще прошли под знаком отчуждения. В течение целого десятилетия лидер России ни разу не побывал в Баку. С приходом к власти Владимира Путина наступила "разрядка". Долгие годы именно "азербайджанское направление" подавалось как один из серьезных дипломатических успехов путинской администрации. Однако в конце 2006 года двусторонние отношения были омрачены недопониманием по "газовому вопросу". В 2008 году Баку выражал недовольство позицией Москвы в ООН в ходе рассмотрения азербайджанского проекта резолюции по Карабаху. Все это, впрочем, не помешало сторонам заявить о "стратегическом партнерстве" во время первого транскаспийского турне нового президента России Дмитрия Медведева. "Азербайджан - наш стратегический партнер на Кавказе. Нас связывают многовековая история и особый характер нынешнего партнерства, что помогает в решении самых разных проблем", - заявил президент Дмитрий Медведев 3 июля в Баку в ходе переговоров с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Данное заявление, по мнению посла России в Азербайджане Василия Истратова, носит неслучайный характер. В беседе с корреспондентом "ВПК" дипломат выделил в нем два аспекта - двусторонний и региональный. С одной стороны, в заявлении президента содержится искренняя оценка нынешнего состояния двусторонних отношений. Развитые торгово-экономические связи (объем товарооборота по итогам прошлого года превысил 2 млрд долларов), насыщенное и многоплановое гуманитарное сотрудничество, доверительный политический диалог на высшем уровне и конструктивное взаимодействие на международной арене - все это важные, связанные друг с другом элементы того фундамента, на котором Баку и Москва строят сегодня отношения стратегического партнерства. С другой стороны, региональной, важно учитывать, что отношения стратегического партнерства между нашими странами - это один из ключевых факторов политической стабильности и безопасности в более широком и очень чувствительном для России региональном контексте - на Кавказе, в Каспийском регионе и на Ближнем Востоке. А учитывая растущую роль Азербайджана в европейской энергетической политике, можно сделать вывод и о том, что развитые и взаимовыгодные азербайджано-российские отношения важны и для Европы. Председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы Евгений Федоров считает, что сегодня Азербайджан, без сомнения, занимает ключевые позиции в Каспийском регионе. Это связано не только с богатыми природными ресурсами, которыми он славится уже лет сто, но и с его геополитическим положением. Посол Истратов в свою очередь отметил, что одним из итогов взаимных доверительных контактов между президентами Путиным и Алиевым стала Московская декларация, которая показала желание Кремля активизировать свою роль в разрешении армяно-азербайджанского нагорнокарабахского конфликта. Эти усилия идут не вопреки, а параллельно усилиям Минской группы ОБСЕ, а также Турции, которая особенно в последнее время активную роль играет в региональных процессах. "Обратите внимание, - сказал посол, - США и Франция сразу же поддержали Московскую декларацию". Интересно, что все собеседники на Смоленской площади дипломатично избегают темы недавнего скандала, связанного с крупными поставками российских вооружений в Армению на 800 миллионов долларов. ОТКУДА БЕРУТСЯ ТРЕЩИНЫ Оружейный скандал, по мнению многих наблюдателей, дал новую трещину в отношениях Москвы и Баку. Тема поставок российского оружия Армении всегда была болезненной для Азербайджана. Особенно громкий резонанс в середине 90-х годов вызвали сведения о передаче Москвой Армении вооружения на миллиард долларов. Этот факт обнародовал покойный генерал Лев Рохлин, возглавлявший Комитет по обороне Госдумы России. В Азербайджане до сих пор немало сторонников версии, будто таинственная смерть генерала связана с этими разоблачениями. Но это происходило во времена президентства Бориса Ельцина, когда российско-азербайджанские отношения оставляли желать много лучшего. Сейчас же Азербайджан для России - одна из самых дружественных стран. И Кремль до последнего времени стремился демонстрировать равноудаленность в вопросе карабахского конфликта, не давая повода усомниться в своей нейтральной позиции. И вдруг такая информационная бомба, вызвавшая всплеск негативных эмоций в азербайджанском обществе. О серьезности ситуации свидетельствовало и то, что МИД Азербайджана после некоторой паузы выступил с официальным заявлением, выразив глубокую озабоченность тем, что действия российской стороны "усилят военный потенциал Армении, захватившей часть территории Азербайджана", и "создадут возможности для продолжения оккупации". Первый вице-спикер парламента Азербайджана Зияфет Аскеров заявил, что действия России могут привести к самым печальным последствиям, поскольку "оружие передается не для хранения на складе, а для использования". "Следует признать, что это крайняя точка зрения, - отметил ведущий эксперт Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов. - Умеренные же политики с пониманием относятся к стремлению России усилить свою роль в регионе и напоминают, что Москва не раз на деле демонстрировала дружеское отношение к Азербайджану, понимание его проблем. "Россия никогда не скрывала, что у нее есть программа военно-технического сотрудничества с Арменией, - к неожиданности многих заявил глава российского МИДа Сергей Лавров. - Такая же программа имеется у нас с Азербайджаном. Эти программы не являются секретными. Армения является членом ОДКБ, для которых есть более льготные условия. Наши азербайджанские друзья об этом прекрасно знают, и никаких вопросов в связи с тем, что мы осуществляем ВТС с Арменией, равно как и с Азербайджаном, ни у кого не возникает". Главный вопрос, занимающий сегодня политологов: как отразится развитие последних событий на судьбе миротворческого процесса? В этой ситуации вопрос о том, имела ли место передача российского оружия Армении или нет, в определенном смысле отодвигается на второй план. Более важно то, что в отношения Азербайджана и России внесен привкус недоверия. И сделала это чья-то мастерская рука. Сергей КРОН Баку №9 (275) 11 - 17 марта 2009 года

Источник - Военно-промышленный курьер

Поделиться: