Социсследование. Портрет верующего гражданина в Казахстане

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
В последние годы в Казахстане существенно увеличился процент религиозного населения. Продолжит ли Казахстан оставаться светским государством? Какие политические шаги руководства Казахстана одобряет религиозное население, а каким препятствует? Ответ на эти и другие вопросы читайте в социологическом исследовании руководителя Общественного фонда «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмиры Илеуовой.
Социсследование. Портрет верующего гражданина в Казахстане

Характеристики исследования

Исследование проведено в городских условиях на трех административно-территориальных уровнях:

– города республиканского значения (ГРЗ): Алма-Ата, Шымкент;

– областные центры: Костанай, Актау;

– малые города: Рудный, Жанаозен.

Общий размер выборки составил 1604 респондента. По итогам опроса, проведенного в шести городах Казахстана, 768 респондентов (47,9 % из числа опрошенных) можно отнести к убежденным теистам, то есть к тем, кто убежден, что Бог существует; из них 56,6 % относят себя к мусульманам. В структуре возрастов больше всего теистов среди тех, кому от 31 года до 49 лет, самая низкая их доля среди горожан в возрасте до 30 лет.

Диаграмма 1. Какое утверждение отражает вашу позицию?


Источник: Turanpress.kz

Религиозные практики

С точки зрения религиозных практик убежденные теисты отличаются от всех остальных групп опрошенных. Однако далеко не все теисты ходят в мечеть (38,5 %), читают религиозную литературу или смотрят соответствующие программы (27,6 % и 29,1 %). Несколько чаще теисты разговаривают с кем-либо на религиозные темы или принимают участие в мероприятиях, где читается молитва (40,2 % и 47,8 %). Самыми частыми действиями теистов являются чтение молитв (56,7 %), подаяния нуждающимся (67,8 %) и проведение религиозных праздников (75,8 %).

Таблица 1. Как часто вы выполняете следующие действия?


Источник: Turanpress.kz

Читайте также: Демонстративная религиозность в Казахстане: кто «играет в наперстки» с Богом?

Отношение к политике государства в сфере религии

Большинству теистов (73,5 %) полностью и скорее понятна политика, которую проводит государство в религиозной сфере. Примечательно, что число одобряющих госполитику в сфере религии среди теистов выше, чем в среднем по другим группам (28,3 % и 24,4 %). Однако если взять в целом по сумме показателей, то заметим, что среди теистов доля поддерживающих госполитику ниже, чем по выборке: 63,3 % одобряют госполитику и 27,7 % не одобряют.

Диаграмма 2. Одобряете ли вы политику государства в сфере религиозных отношений?


Источник: Turanpress.kz

Что конкретно в государственной политике одобряют или не одобряют теисты? Во второй таблице приведены отдельные меры госполитики и отношение к ним двух групп горожан. Итак, теисты в полной мере не поддерживают ни одну из указанных мер, в то время как по другим опрошенным половиной или большинством одобряются сформулированное в преамбуле закона о религиозной деятельности и религиозных объединениях признание исторической роли ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа (54,4 %) и также мера по строгому надзору за миссионерской деятельностью (т. е. контроль за деятельностью новых для нашей страны исламских и христианских течений) (50,2 %).

Читайте также: Токаев высказался об актах сожжения Корана в Европе

Стоит отметить, что по таким направлениям госполитики, как запрет на молельные комнаты в государственных объектах образования и здравоохранения, в госучреждениях и воинских частях, а также строгий надзор за распространением религиозной литературы среди теистов поддержка ниже, чем в других группах. В то же время выше, чем по всей выборке среди теистов одобрение наличия в школьной программе предмета «Светскость и основы религиоведения» в качестве факультативного курса (38,8% и 31,2%).

Таблица 2. Как вы относитесь к следующим мерам, принятым на уровне государства за последние годы в сфере религиозных отношений?


Источник: Turanpress.kz

Увеличение спроса на клерикализм?

Как показал опрос, среди теистов, проживающих в городах Казахстана, высок запрос на усиление клерикализма, то есть увеличение влияния религии на государство. Выявлена триада представлений, формирующих клерикальный запрос. Некоторые из них носят институциональный характер и не востребованы большинством респондентов из других групп. Учитывая, что также сильны запросы (на уровне 40 % и выше) по поводу возможности функционирования в стране религиозных школ и того, чтобы судебные решения выносились на основе норм религиозного права, можно сказать, что мы имеем дело со сформированным в этой группе представлением о Казахстане как об исламском государстве.

Таблица 3. Согласны ли вы со следующими утверждениями?


Источник: Turanpress.kz

Резюмируя, отметим, что теисты, говоря о том, что им понятна государственная политика в сфере религиозных отношений и что они в большинстве своем ее одобряют, скорее лукавят: в разрезе отдельных конкретных мер они показывают свое фактическое неприятие данной политики. Так, ни одна из мер в рамках имеющегося законодательства не получила большинства поддержки в этой группе.


Полную версию материала «Портрет верующего горожанина» читайте на сайте  информационного агентства Turan Press.



Читайте другие материалы по теме:



Особенности политического ислама в Казахстане

Останется ли суфизм в Центральной Азии «вне политики»?
Теги: Казахстан

Поделиться: