Почему Бишкек поддерживает движение «Таблиги Джамаат»*?
Автор: Ia-centr.ru
Пацифисты или экстремисты?
Проповедническое общество «Таблиги Джамаат»* было основано в 1926 году в Индии богословом Мауланой Мухаммадом Ильясом. Лидеры движения провозгласили своей целью проповедь ислама, основанную на ценностях добровольности и пацифизма. За короткий срок «Таблиги Джамаат»* стала крупнейшей транснациональной религиозной организацией – на сегодня общество действует в 150 странах мира и, по некоторым оценкам, насчитывает до 80 млн последователей.
Участники движения не афишировали свою деятельность и всегда отказывались от работы с прессой. При этом «Таблиги Джамаат»* демонстративно отказывается от участия в политике. В отличие от ряда исламистских организаций, они не призывают изменить государственный строй и возродить халифат. Однако есть основания полагать, что стратегические цели организации связаны с политикой и властью.
Международный опыт показывает, что специфическая интерпретация ислама, проповедуемая движением, разрушительна для светского общества. Оставаясь закрытой организацией, «Таблиги Джамаат»* формирует у своих членов радикальное самосознание и нетерпимость к иным религиозным течениям, даже к традиционному исламу. Особенно уязвима к такому влиянию молодежь.
Одно из основных требований движения к своим сторонникам – даават, или проповедь. Дааватчи «Таблиги Джамаат»* обходят улицы и зазывают мусульман в мечети. Они отличаются особой навязчивостью: преследуют людей на улицах, напрашиваются в дома.
Практика даваата также связана с путешествиями. Так, даваатчи обязаны приезжать на ежегодные собрания (машрафа), проходящие на территории Пакистана, Индии и Бангладеш. В этих собраниях принимают участие до миллиона человек, а принимаемые там решения распространяются по всему миру. Таким образом, транснациональная активность «Таблиги Джамаат»* создает угрозу суверенитету светского государства.
После терактов 11 сентября 2001 года в США организация часто фигурировала в расследованиях актов международного терроризма. Радикальные исламисты стремятся использовать возможности проповеднической сети «Таблиги Джамаат»* в своих интересах. По мнению ряда экспертов, организация выступает координатором суннитских экстремистов.
Материалы по теме: Ферганская долина: преодоление стереотипов?
Киргизия – последний форпост «Таблиги Джамаат»* в СНГ?
С начала 1990-х годов миссионеры движения наращивали активность в Центральной Азии, в том числе и в Киргизии. Этому способствовала линия официального Бишкека, провозгласившего политику открытости. При этом 86 % населения страны являются мусульманами, что делает их восприимчивыми к идеям исламского прозелитизма «Таблиги Джамаат»*.
Изначально движение вело работу на севере Киргизии, который считается менее религиозным, чем юг страны. Первые проповедники прибывали из Шри-Ланки, Пакистана и Индии – они говорили на английском и арабском, поэтому им требовались переводчики. В настоящее время организация охватила всю территорию страны. Численность рядов «Таблиги Джамаат»* в Киргизии оценивается в 20-25 тысяч человек, в основном это сельская молодежь.
По мнению востоковеда Александра Князева, движение получило внутри страны политическую поддержку на самом высоком уровне. Организацию официально поддерживает Духовное управление мусульман Киргизии (ДУМК), а лидеры «Таблиги Джамаат»* занимают руководящие посты в ДУМК и его региональных отделениях.
Каждый год десятки киргизских проповедников совершают даваат в Пакистан, Индию и Бангладеш, участвуя в ежегодных собраниях. Последователи движения направляют своих детей в центры и медресе «Таблиги Джамаат»* в Южной Азии. В пандемию эти поездки не только не были прекращены, но даже поощрялись.
Власти страны заявляют, что движение даваатчи в Центральной Азии является традиционным и вносит вклад в распространение ислама ханафитского толка. На сегодня Киргизия стала крупным центром организации в СНГ – так, здесь активно печатается религиозная литература «таблигов»*, которую те пытаются распространять в соседних странах.
Читайте также: Особенности политического ислама в Казахстане
Проблема международного уровня
Между тем в большинстве стран – соседей Киргизии движение «Таблиги Джамаат»* запрещено. В 2006 году организация была признана экстремистской в Таджикистане, в 2009 году – в России, в 2013 году – в Казахстане. Аналогично движение признано экстремистским со стороны ШОС и ОДКБ. В 2009 году Совет безопасности Киргизии также рекомендовал Верховному суду запретить «Таблиги Джамаат»* как движение, угрожающее национальной безопасности страны. Кроме того, вопрос о запрете организации обсуждался в Жогорку Кенеше (парламент Киргизии. – Прим. Ia-centr.ru) VI созыва, однако этого так и не было сделано. Представитель ГКНБ тогда заявил, что «Таблиги Джамаат»* не несет угрозу для страны.
Тем не менее Бишкек стремится контролировать деятельность организации. Так, адептов «Таблиги Джамаат»* заставляют менять традиционную для них пакистанскую одежду на киргизскую, а при проведении даваата требуют справку с места жительства.
Легальное существование организации оборачивается для Бишкека международными проблемами. Десятки дааватчи из Киргизии были осуждены по экстремистским статьям в РФ и Казахстане – в том числе за распространение религиозной литературы. Киргизское МВД отдельно рекомендовало своим гражданам не брать с собой книги движения при поездке в Россию.
Социально-экономическая и политическая нестабильность в Киргизии не только создает почву для распространения радикализма в стране, но и усиливает угрозу экспорта терроризма в соседние страны. Эксперты отмечали рост активности «Таблиги Джамаат»* в пандемию, что совпало по времени с призывами исламистских радикалов использовать коронавирус как биологическое оружие.
Эксперт Канатбек Мурзахалилов отмечает, что «Таблиги Джамаат»* также создает Бишкеку проблемы при реализации соглашений с ОДКБ и ШОС, которые признают организацию экстремистской. В частности, это касается Конвенции ШОС о противодействии экстремизму.
* – организация, деятельность которой признана экстремистской и запрещена в Российской Федерации
Читайте полный текст статьи в научном журнале «Постсоветские исследования».
Поделиться: