От соперничества – к сотрудничеству? Как сегодня развивается Каспийский регион
Автор: Ia-centr.ru
Казахстан: как оказаться в центре мировой торговли?
За последние пять лет объем контейнерных перевозок по Каспийскому морю вырос в три раза, что подталкивает прикаспийские страны модернизировать инфраструктуру портов. Есть и более глобальная цель: региональные акторы планируют встроиться в мировые логистические цепочки, в том числе в рамках проекта Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Транзитный путь проходит от каспийских портов Актау и Курык по паромной линии до порта Баку, оттуда через Азербайджан и Грузию – в турецкие города, и далее – в Европу.
В 2022 году Казахстан, Азербайджан и Грузия актуализировали расширение ТМТМ – предлагалось создать совместное предприятие и усилить инфраструктуру. Так, представители Астаны предложили организовать контейнерный хаб в Актау при поддержке Всемирного банка и международных контейнерных корпораций. В плане торговли Астана активно подключается к партнерству с Азербайджаном, который, в свою очередь, модернизирует Бакинский порт при участии турецких инвесторов.
Пропускная способность казахстанской инфраструктуры составляет 21 млн тонн. Астана планирует расширить ее, построив собственный паромный флот – на сегодня у республики есть четыре торговых судна на Каспии, правительство страны планирует увеличить их число до 10.
Глобальная цель Астаны – превратить Казахстан в основной транзитный хаб Центральной Азии, задействованный в перевозке грузов из Китая в Европу.
Кроме того, Казахстан намерен развивать экспорт углеводородов через Азербайджан. Астана намерена направлять по данному маршруту до 8 % своей нефти. Переговоры об этом ведутся на межгосударственном уровне, а также между компаниями «Казмунайгаз» и SOCAR (государственная нефтяная компания Азербайджана. – Прим. Ia-centr.ru).
Через путь Баку – Тбилиси – Джейхан Казахстан намерен продавать в Европу до 1,5 млн тонн топлива в год. Кроме того, с 2023 года Казахстан рассчитывает поставлять 3,5 млн тонн нефти по трубопроводу Баку – Супса. Астана рассчитывает довести общий объем прокачки нефти через Азербайджан до 6–6,5 млн тонн.
По оценкам специалистов, экспорт по новому маршруту обойдется Астане гораздо дороже, чем по традиционному пути Тенгиз – Новороссийск. Для транспортировки казахстанской нефти через Баку необходимо построить два морских терминала, закупить танкерный флот, провести углубление дна в мелководной части Каспийского моря.
Материалы по теме:
Газ, модернизация, безопасность: каковы внешнеполитические приоритеты Ашхабада?
Газовые амбиции: Ашхабад и Баку в поисках партнеров
Открытие в 2020 году «Южного газового коридора» изменило расстановку сил на рынке углеводородов: азербайджанский газ получил прямой выход в страны Южной Европы. В 2023 году Баку планирует направить в еврозону до 12 млрд кубометров газа.
ЕС уже рассматривает возможность заменить российское топливо на азербайджанские поставки, несмотря на то, что реальный потенциал «Южного газового коридора» остается под вопросом.
Большой интерес к возможностям азербайджанского коридора проявляет Туркмения. В 2021 году Ашхабад урегулировал с Баку вопрос о спорном каспийском месторождении Достлуг, что позволило странам возобновить обсуждение транзитных проектов.
Ашхабад вернулся к идее Транскаспийского газопровода, открывающего возможность поставок туркменского газа в Европу через азербайджанскую территорию. Баку участвует в обсуждении проекта, однако, по оценкам экспертов, Азербайджан больше заинтересован в наращивании собственного экспорта, нежели в транзите туркменских ресурсов.
Одновременно Туркмения активизирует взаимодействие с Ираном. В ноябре 2021 года Баку, Тегеран и Ашхабад подписали трехстороннее соглашение по своповым поставкам, предусматривающее ежегодную перевалку 1,5–2 млрд кубометров туркменского газа в Азербайджан по иранской территории. С января 2022 года Иран запустил транспортировку туркменского газа по своим трубопроводам, а в июне 2022 года объем своповых поставок было решено удвоить.
Кроме того, в рамках диверсификации углеводородных поставок Ашхабад планирует начать строительство своих сухогрузов на Каспии, стремясь снизить логистическую зависимость от Китая.
Читайте также:
Поделить Каспий и не поссориться: Иран недоволен новыми правилами пользования акваторией
«Север – Юг»: что ищут на Каспии Россия и Иран?
Планы создания нового транспортного коридора обсуждались между Россией, Азербайджаном и Ираном еще с 2016 года. В 2022 году три страны подписали декларацию о развитии международного транспортного коридора (МТК), заявив о планах к 2030 году увеличить совместную перевалку грузов до 30 млн тонн. Страны планируют нарастить сотрудничество в транспортной и энергетической сфере, а также снизить давление административных барьеров.
Важнейшим звеном западного маршрута МТК «Север – Юг» является Иран. Республика развивает железнодорожное сообщение с Азербайджаном; кроме того, Тегеран стал основным партнером Махачкалинского порта, через который проходит 60 % транскаспийских российских грузов. По сравнению с 2021 годом в прошлом году перевалка импортных грузов в Махачкале выросла больше чем в два раза (так, на 20 % увеличилась отгрузка зерна в Иран).
Транзитный контракт с Исламской Республикой открывает России короткий путь в Индию, из которой в 2022 году в Махачкалу уже прибыл первый груз.
Благодаря введенным против России санкциям грузопоток по МТК «Север – Юг» растет, а порт Махачкалы становится важнейшим логистическим хабом. Власти Дагестана планируют построить на море мультимодальный порт Каспий, который позволит перевозить до 25 млн тонн грузов к 2025 году. В свою очередь, Иран планирует наращивать торговый флот в акватории: в августе 2022 года Тегеран запланировал приобрести восемь крупных коммерческих судов для работы на Каспии.
В 2022 году Россия предоставила Ирану кредит на строительство ТЭЦ «Сирик» в размере $1,4 млрд, а в июле «Газпром» и Иранская национальная нефтяная корпорация договорились о совместных проектах на $40 млрд в углеводородном секторе. В частности, Россия предлагает инвестиции в разработку месторождений Киш, Северный и Южный Парс. Со своей стороны, в октябре 2022 года Тегеран обязался поставить Москве до 40 газовых турбин для ТЭЦ; также были достигнуты договоренности по нефти и развитию железнодорожной инфраструктуры.
С середины 1990-х Иран был исключен из обсуждения крупных логистических и энергетических проектов и теперь наверстывает упущенное. Во многом это стало возможно при поддержке России: общее соперничество с Западом предопределило активизацию партнерства Москвы с Тегераном.
Читайте полную версию статьи на сайте ИМЭМО РАН
Поделиться: