Инвестиции в борьбе с климатическими угрозами: какие меры страны ЦА принимают для управления климатическими рисками?
Автор: Ia-centr.ru
Регион в зоне риска
ЦА является одним из регионов мира, наиболее чувствительных к климатическим изменениям. Ускорение климатических процессов требует от стран корректировки их стратегий развития с учетом увеличивающихся негативных последствий от них.
За последние десять лет страны ЦА уделяли климатической повестке больше внимания, чем это делалось раньше. Причем в регионе росли инвестиции в данном направлении не только со стороны властей, заметно увеличилась роль и частных предприятий. Также страны региона активнее начали привлекать прямые иностранные инвестиции для решения этих проблем.
С 2010 по 2020 год регион привлек 5 млрд долл. ПИИ. Однако этого явно недостаточно, особенно по сравнению с инвестициями в другие отрасли, например в энергетику.
Читайте также: Как странам ЦАРЭС эффективнее справляться с последствиями природных бедствий?
Меры Казахстана по предотвращению климатических угроз
Климатические изменения могут привести к сокращению ВВП Казахстана на 1,6 % к 2060 году. Казахстан является лидером в ЦА по выбросам парниковых газов. Причем более ¾ этих выбросов приходится на энергетический сектор. Кроме того, устаревшая инфраструктура в республике, особенно в аграрном секторе, приводит к потере 40 % воды.
Казахстан на данный момент реализует концепцию зеленой экономики. Согласно стратегии, к 2050 г. 50 % производства электроэнергии должно приходиться на возобновляемые источники. Для полноценной реализации стратегии необходимы постоянные вливания в размере 3–4 млрд долл. ежегодно в период 2021–2049 гг. Казахстан наиболее активно привлекает инвестиции в данное направление. Из вышеуказанных 5 млрд долл. ПИИ за 2010–2020 гг. республика привлекла 1,7 млрд долл. Инвестиции преимущественно направлены на повышение энергоэффективности.
Меры в Киргизии
В среднем ежегодный ущерб от климатических изменений в Киргизии оценивается в 30–50 млн долл. В будущем при сохранении тенденций и бездействия ущерб может дойти до 1 млрд долл.
Так же, как в Казахстане и других странах ЦА, климатическое направление далеко не является приоритетным для инвестиций. 90 % ПИИ приходятся на горнодобывающую промышленность, производство и различные сферы услуг.
По оценкам ООН, в ближайшие годы потребность республики в инвестициях для управления климатическими рисками может составить около 10 млрд долл. Из этой суммы 7,2 млрд долл. необходимо для смягчения негативных последствий климатических процессов.
Читайте также: Как изменение климата влияет на экономику и политику стран Центральной Азии?
Ситуация в Таджикистане
Таджикистан является наименее привлекательным для иностранных инвесторов. За последние пять лет республике удалось привлечь всего 1 млрд долл. ПИИ. Из этой суммы львиная доля приходится на добычу сырья.
Вливания от международных климатических фондов за последнее десятилетие составили 450 млн долл. Столько же для реализации своей климатической стратегии республике удалось привлечь от других международных финансовых организаций. В основном эти средства были направлены на модернизацию гидроэнергетической инфраструктуры и в аграрный сектор. Реализация нынешней стратегии зеленой экономики (период реализации — 2023–2037 гг.) требует вливаний в размере 2,1 млрд долл.
Меры Узбекистана
Структура инвестиций в Узбекистане поменялась после 2017 года. Добывающая промышленность хоть и остается приоритетным направлением, либерализация экономики позволяет активнее реализовывать проекты, направленные на смягчение последствий климатических процессов.
Однако меры, направленные на управление климатическими рисками в аграрном секторе, в первую очередь связанные с ирригацией, являются недостаточными. По данным Всемирного банка, республике необходимо потратить около 46,7 млрд долл. для смягчения последствий климатических изменений в период 2023–2060 гг. Кроме того, для достижения целей республики по декарбонизации необходимы вливания в размере 178 млрд долл.
Предпринимаемые в республиках ЦА меры по управлению климатическими рисками и смягчению последствий климатических процессов являются недостаточными. Корректировки требуют как сами стратегии, так и непосредственно их реализация. Для успешной реализации проектов в этом направлении республикам необходимо добиться большего взаимодействия между различными секторами государственного управления и экономики. Отдельного внимания требует проблема низкой инвестиционной привлекательности проектов, связанных с климатической повесткой. Кроме того, тесное региональное сотрудничество могло бы помочь самим республикам эффективнее справляться с последствиями климатических изменений. Например, в вопросе водной безопасности страны региона сильно взаимозависимы.
Полную версию доклада читайте на сайте Института Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества.
Поделиться: