Как странам ЦАРЭС эффективно справляться с последствиями природных бедствий?

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
Большинство стран Программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (страны ЦА, Афганистан, Азербайджан, Грузия, Монголия, Китай и Пакистан) постоянно находятся под угрозой стихийных бедствий. Им далеко не всегда удается справляться с их последствиями из-за недостатка ресурсов, часто приходится долго ждать внешней помощи. Одним из способов решения проблемы является разработка механизма управления рисками в рамках программы. Азиатский банк развития разработал дорожную карту по созданию такого механизма. Подробнее — в материале ia-centr.ru.
Как странам ЦАРЭС эффективно справляться с последствиями природных бедствий?

Что из себя представляет механизм управления рисками?

Страны ЦАРЭС часто сталкиваются с последствиями природных катаклизмов, с которыми не всегда удается справиться эффективно. Время ожидания международной помощи может продлиться долго из-за бюрократических процедур, что увеличивает потери материальные и не только.

Передача управления рисками — это своего рода страхование от подобных случаев, когда существует определенный институт, который может компенсировать затраты. Причем речь не только о ликвидации последствий, такой институт может также помочь с мероприятиями по снижению рисков или страхованием капитала от рисков.

По мнению разработчиков дорожной карты, основными задачами при создании подобного механизма в ЦАРЭС являются: во-первых, обеспечение доступности продуктов механизма (страховок, полисов) для стран-участниц. Во-вторых, повышение ответственности стран региона и их вовлеченности в разработку этой инициативы.

Читайте также: Глобальное потепление обернется новой волной миграции?

Мировой опыт по созданию региональных механизмов

В мире уже функционирует ряд подобных инициатив. Региональные механизмы управления рисками есть у стран Карибского бассейна (CCRIF SPC), Океании (Pacific Catastrophe Risk Insurance Company), в Африке (African Risk Capacity Insurance Company Limited) и Юго-Восточной Азии (Southeast Asia Disaster Risk Insurance Facility).

Все они в свою очередь имеют ряд подструктур. Например, в ЮВА есть отдельный трастовый фонд (определяет стратегические цели), субтрасты (реализуют конкретные инициативы) и генеральная страховая компания. У всех механизмов есть отдельные структуры, предоставляющие услуги страхования.

Читайте также: Азиатский банк развития прогнозирует будущее региона

Финансирование и структура регионального механизма управления рисками стран ЦАРЭС

Необходимые объемы капитала в подобных инициативах зависят во многом от географических и других особенностей региона. Например, капитал фонда стран Карибского бассейна составляет около 60 миллионов долл. По мнению авторов отчета, для ЦАРЭС на ранних стадиях достаточно собрать 100–150 млн долл. Они предлагают разные источники финансирования. В первую очередь это взносы самих стран-участниц. Во-вторых, внешние инвестиции, денежные вливания напрямую или через финансовые продукты (ценные бумаги, бонды и т. д.), а также средства доноров. АБР сам может предоставить техническую помощь с функционированием финансовых операций.

Другим важнейшим аспектом является ценообразование страховых продуктов. Для этого необходим тщательный технический анализ путем моделирования возможных рисков, связанных с природными катастрофами. Обеспечение справедливого ценообразования и доступности страховых продуктов ставится в приоритет.

Структура управления, по мнению авторов, должна состоять из представителей стран-участниц, внешних инвесторов и, самое главное, управленцев с опытом работы в страховой и финансовой сферах. Практически все члены совета директоров в ранее перечисленных региональных институтах имеют богатый опыт именно в этих сферах. Это также потребует реализации масштабных программ профессиональной подготовки кадров стран-участниц для их успешного и активного вовлечения.

Успех реализации такой технически сложной инициативы зависит от множества факторов. В первую очередь это вовлеченность самих стран-участниц, что будет связано с доступностью страховых услуг института управления рисками и уверенностью в том, что выделяемые ресурсы как самими участницами, так и инвесторами окупятся. Следует также отметить наднациональный характер инициативы, на что страны региона не всегда могут согласиться. Однако эффективность подобных инициатив уже доказана мировым опытом.

 

Полную версию отчета «Дорожная карта по развитию регионального механизма передачи рисков для ЦАРЭС» читайте на сайте Азиатского банка развития.

Поделиться: