Демография, вода и старые карты: что мешает урегулированию границ между Киргизией и Таджикистаном?

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
Юридическое оформление границ двух стран Центральной Азии осложнено наличием анклавов и интересами местного населения, живущего в условиях острого дефицита природных ресурсов. Крупный конфликт 2022 года в Баткенской области во многом был связан с размежеванием вокруг таджикского джамоата Ворух, окруженного территорией Киргизии. Истоки и сложности территориального спора Киргизии и Таджикистана проанализировал к. и. н., исследователь Института истории, археологии и этнологии имени Б. Джамгерчинова НАН Киргизской Республики Канатбек Ормоналиев в статье для научного журнала «Бюллетень науки и практики».
Демография, вода и старые карты: что мешает урегулированию границ между Киргизией и Таджикистаном?

Портал Ia-centr.ru является площадкой для обмена экспертными мнениями. Данный материал отражает точку зрения исследователя из Киргизии. На сайте также можно ознакомиться с альтернативным взглядом на проблему пограничного урегулирования, предложенным экспертом из Таджикистана.

Как формировалась граница Киргизии и Таджикистана?

Корни киргизо-таджикского пограничного конфликта уходят в национально-территориальное размежевание 1920-х годов. Изначально интересы таджикской стороны представляла Узбекская ССР (образована в 1924 году - прим. Ia-centr.ru), в которую Таджикистан входил на правах автономной республики. C 1929 года таджикская автономия получила статус союзной республики - теперь в ее состав включалась Ленинабадская область (ныне Согдийская - прим. Ia-centr.ru), у которой оставались пограничные проблемы с советской Киргизией. Кроме того, спорными точками стали Джиргатальский район (ныне район Лахш - прим. Ia-centr.ru) и Восточный Памир - территории с компактным проживанием киргизов, использующих местные высокогорные пастбища.

Территориальное размежевание породило множество спорных анклавов в границах соседних республик, конфликты вокруг которых в ряде случаев не урегулированы до сих пор. Проводя границы, советское руководство исходило из принципов политической и экономической целесообразности, при этом значительное влияние на разграничение оказывала коллективизация 1930-х. В новой организации землепользования быстро проявились недостатки: возникла чересполосица, некоторые участки оставались без хозяйственного освоения. Начались конфликты между колхозами за право пользования землей, при этом ряд спорных хозяйственных участков находился на границе Киргизской и Таджикской ССР.

Согласно постановлению СНК СССР от 1935 года, такие конфликты решались по принципу фактического землепользования. Для решения споров на границе руководство республик несколько раз созывало большие паритетные комиссии. По решению первой комиссии (июнь 1949 года) 14 колхозов Баткенского района Киргизской ССР были переданы Таджикистану. Впоследствии для урегулирования межреспубликанских границ были созваны вторая (февраль 1958 года) и третья (март 1959 года) комиссии, однако все случаи спорных участков так и не были урегулированы.

По данным проектных институтов «Киргизгипрозем» и «Таджикгипрозем» на 1980 год, хозяйства Таджикской ССР продолжали использовать 1675 га киргизских земель, а хозяйства Киргизской ССР - 473 га таджикских. Спор за земельные и водные ресурсы между жителями Баткенского (Киргизская ССР) и Исфаринского (Таджикская ССР) районов привел к столкновениям киргизов и таджиков в селениях Танги-Воруха (1982 год; киргизское название Ак-Сай - прим. Ia-centr.ru) и Матче-Актатыре (1988 год - прим. Ia-centr.ru).

Несмотря на новые попытки межреспубликанского урегулирования, напряженность на пограничных территориях усиливалась и в 1989-1991 годах грозила перерасти в открытый конфликт.

Материалы по теме:

Бежавшим от войны баткенцам негде зимовать: обзор кыргызоязычных СМИ за неделю

После распада СССР Бишкек и Душанбе предприняли еще несколько попыток пограничного урегулирования. В ноябре 1997 года, по окончании гражданской войны в Таджикистане, в городе Ош начались переговоры межправительственной комиссии по вопросам двустороннего взаимодействия, а в 2000 году была созвана специальная комиссия по делимитации и демаркации границы двух стран.

В 2000-е годы, как правило, Киргизии и Таджикистану удавалось договориться на волне антиузбекских настроений. Так, в марте 2000 года Ташкент повысил транзитную плату за проезд легкового транспорта из соседних стран по своей территории. После этого Душанбе и Бишкек подписали межправительственное соглашение о совместной реконструкции автотрассы Худжанд - Исфара - Ош - Мургаб и строительстве обходных дорог вдоль территориальных анклавов Узбекистана.

Что мешает разрешению конфликта?

На сегодня протяженность киргизско-таджикской границы составляет около 970 километров, при этом большая ее часть, включая 459 км в Ферганской долине и еще 58 спорных участков в других районах, остается неурегулированной.

Проблема осложняется спорами между Душанбе и Бишкеком о том, по какой карте проводить границу. Таджикистан в вопросах делимитации и демаркации ссылается на карты 1924-1926 годов, а Киргизия - на карты и документы 1958-1959 годов, подготовленные в ходе работы паритетных комиссий. Душанбе отказывается принимать документы с картами 1958 года как не ратифицированные Таджикской ССР.

Спор двух государств осложнен инфраструктурными проблемами, дефицитом ресурсов и наличием в регионе потоков наркотранзита. Кроме того, жители конфликтных районов исходят из разных этнопсихологических представлений о статусе неурегулированных пограничных территорий.

Таджики считают своей этнической территорией не только земельные участки, которыми они пользовались в досоветский период, но и обширные отгонные пастбища и пашню, введенные в оборот со времен СССР. Киргизы рассматривают как свои все земли, где они живут и кочуют, вне зависимости от письменных источников и документов.

Наиболее спорные участки располагаются в горах Ферганской долины, где идет борьба местных жителей за плодородные земли вдоль рек и горных потоков - на других территориях вести сельское хозяйство невозможно. Сама долина переживает стремительный демографический рост: так, население Воруха за XX век выросло почти в 20 раз и в настоящее время составляет больше 30 тысяч человек.

Население спорных районов регулярно пересекает границу для выпаса скота, сбора лекарственных трав, рубки леса и забора воды. При этом происходит постепенный отток граждан Киргизии с пограничья, а жители Таджикистана зачастую скупают или арендуют дома и земельные участки на киргизской стороне без должного юридического оформления.

На сегодня главной зоной конфликта остается Баткенская область, в районе которой располагается таджикский анклав - джамоат Ворух. До 1999 года в Баткене не было собственных чертежей, описаний населенных пунктов и национального состава местных жителей, что осложняло пограничную делимитацию.

Автодорога, проходящая через Ворух, остается единственной транспортной магистралью, соединяющей Лейлекский район (самый западный район Баткенской области, граничащий с Таджикистаном на севере, западе и юге - прим. Ia-centr.ru) c остальной территорией Киргизии. Жители села Ворух порой перегораживают проезжую часть валунами, не давая двигаться автотранспорту.

Сохранится ли напряженность на границе?

В территориальный конфликт вовлечено не только местное население, но также силовые и гражданские ведомства соседних государств. 26 марта 2008 года около 150 вооруженных людей во главе с руководителем Исфаринского района пересекли границу в Баткенской области и попытались с помощью экскаватора разрушить киргизскую дамбу, мешавшую поступлению поливной воды на таджикскую территорию.

Читайте также:

Князев: «Граница Кыргызстана и Таджикистана может стать инструментом манипулирования на геополитическом уровне»

В январе 2014 года пограничники Таджикистана и Киргизии обстреляли друг друга на участке между Ворухом и киргизским селом Ак-Сай. Поводом к конфликту стало строительство новой дороги в обход Воруха - предполагалось, что это позволит киргизским водителям не останавливаться на пропускных пунктах в анклаве Таджикистана. Однако, по мнению таджикской стороны, дорога между селами Ак-Сай и Тамдык была запланирована на территории, принадлежащей джамоату Ворух.

(Столкновения продолжились и в дальнейшем, последнее из них произошло в сентябре 2022 года в Баткенской области, вылившись в резонансный конфликт - прим. Ia-centr.ru)

По мнению экспертов, напряжение вокруг границ повышает экономические расходы двух стран - в частности, на строительство новых транспортных маршрутов. Так, Узбекистан и Киргизия тратят большие суммы на корректировку инфраструктуры автомобильных и железных дорог в обход пограничных анклавов. Этих расходов можно было бы избежать при наличии действенных транзитных соглашений.

Пограничные споры между Киргизией и Таджикистаном требуют комплексного и взаимовыгодного решения. Но одного юридического урегулирования границы недостаточно: чтобы решить вопрос, необходимо совершенствовать инфраструктуру и условия жизни населения по обе стороны границы. Однако есть вероятность, что даже после четкого определения границ напряженность из-за нехватки ресурсов (вода, земля, пастбища) на местах сохранится.


Читайте полную версию статьи на сайте электронной библиотеки «КиберЛенинка».

Поделиться: