Серьезный конфликт между Кыргызстаном и Таджикистаном - вопрос лишь времени

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Вся история человечества (от первых цивилизаций до наших дней) - это история войн и вооруженных конфликтов между государствами и народами. Войны начинались преимущественно из-за раздела территории, контроля над водными ресурсами, межэтнических противоречий и других причин.
Серьезный конфликт между Кыргызстаном и Таджикистаном - вопрос лишь времени

Вся история человечества (от первых цивилизаций до наших дней) - это история войн и вооруженных конфликтов между государствами и народами. Войны начинались преимущественно из-за раздела территории, контроля над водными ресурсами, межэтнических противоречий и других причин.
К сожалению, в современном мире многие кризисные ситуации продолжают решаться с позиции военной силы. Как правило, после информационной подоплеки и ряда целенаправленных провокаций на границе в инциденты вовлекаются воинские формирования враждующих стран, которые впоследствии перерастают в крупные вооруженные конфликты.
Указанные аспекты предвооруженного столкновения и противостояния присутствуют в отношениях Бишкека и Душанбе. Список взаимных претензий начинают земельно-территориальные участки на спорных приграничных территориях, преимущественно в Баткенской области Кыргызстана, где на границе с Таджикистаном остаются около 70 спорных участков.
В Кыргызстане находится таджикский анклав Ворух, административно относящийся к Исфаринскому району Согдийской области Таджикистана. На территории площадью около 130 тыс. кв. км проживают более 20 тыс. человек, 95% которых являются таджиками, а 5% - киргизами.
С каждым годом ожесточенное противостояние между жителями приграничных районов двух стран заканчивается попытками их правительств хоть как-то урегулировать ситуацию.
Однако все безуспешно, так как эти страны не могут прийти к общему согласию по вопросу определения принадлежности спорных приграничных участков. Так, таджикские эксперты, ссылаясь на карты и документы 1925г., утверждают, что участок земли на южной окраине Паскы-Арыка принадлежит Таджикистану. В свою очередь кыргызская сторона придерживается противоположной позиции и указывает на карты 50-х годов.
Кризисная ситуация усугубляется «ползучей миграцией» со стороны Таджикистана. Эта страна латентно сдвигает линию своей границы, фактически увеличивая площадь спорных территорий. С учетом текущей миграционной динамики Кыргызстан может потерять половину или одну треть территории Баткенской области.
Важно отметить, что Кыргызстан и Таджикистан уже имеют горький опыт длительного конфликта, в основе которого лежит застарелый спор вокруг земельно-водных ресурсов. Если не уходить вглубь истории приграничных конфликтов, можно сказать, что уже с 1980-х гг. имели место серьезные столкновения между таджиками и киргизами, например, в селениях Ворухе-Танги (1982г.) и Матче-Актатыре (1988г.).
Безрезультатные попытки урегулировать противоречия, в ходе которых выдвигались различные требования, вплоть до передачи спорных земель Таджикистану, привели к новой эскалации напряженности (1989-1991гг.), угрожая перерастанием в открытый двусторонний конфликт. В 1998 г. на территории Баткенского района отмечались новые столкновения из-за распределения воды.
За последние 2-3 года произошли аналогичные приграничные столкновения, преимущественно в весенне-полевой сезон. Нашумевший случай произошел 26 марта 2008 г. в Баткенской области, когда более 150 таджикских граждан во главе с руководителем администрации Исфаринского района вторглись на территорию Кыргызстана и с помощью экскаватора попытались разрушить дамбу на канале, препятствовавшую поступлению поливной воды на таджикскую территорию.
По мнению кыргызских экспертов, участие в приграничных инцидентах вооруженных людей во главе с руководителем Исфаринского района, которые при всем том находились на кыргызской стороне, (позиция силы и вседозволенности) может явно спровоцировать вооруженный конфликт. Это, кстати, является аргументом к вышесказанному тезису о «целенаправленных провокациях на границе и вовлечении воинских формирований».
На действия таджикских властей Бишкек официально отреагировал, вызвав официального представителя Таджикистана С.Баротова в МИД Кыргызстана. Кыргызская сторона выразила озабоченность тем, что именно хаким Исфаринского района в сопровождении силовых структур возглавил группу 150 граждан Таджикистана и, пересекая госграницу, «предпринял попытку разрушить дамбу на территории Кыргызской Республики».
Наблюдения за растущей конфронтацией между Бишкеком и Душанбе, а также нестабильной внутриполитической обстановкой в двух странах свидетельствуют, что в последнее время эти разногласия усилились, приобретая радикальные формы. Так, существуют ли реальные мотивации и предпосылки к началу вооруженного конфликта между Бишкеком и Душанбе?
Во-первых, политические элиты Кыргызстана и Таджикистана стремятся выйти из ореола «несостоявшихся государств», доказать свое экономическое и военное превосходство друг другу, занять более-менее устойчивые позиции. Или, говоря иными словами, продемонстрировать свою силу. История знает немало примеров, когда из-за этих, на первый взгляд, банальных, так сказать, бытовых причин вспыхивали вооруженные конфликты.
Во-вторых, нельзя не учитывать также географические параметры двух государств, наличие ограниченности или неравномерное распределение природных ресурсов, которые могут «подстегнуть» «тихую экспансию» с последующим освоением соседних территорий.
Так, Таджикистан при наличии территории 143,1 тыс. кв. км (из которых 93% - горная местность), имеет более 7 млн. человек населения (плотность населения более 45 чел. на 1 кв. км).
В свою очередь, Кыргызстан имеет 198,5 тыс. кв. км территории с населением около 5 млн. человек (плотность 25 чел. на 1 кв. км).
Необходимо заметить, что в Баткенской области проживают всего до 200 тыс. кыргызов, а в Согдийской области Таджикистана - более 1 млн. таджиков. И соответственно, это обстоятельство притягивает данный участок территории как объект противостояния.
В-третьих, в контексте соотношения вооруженных сил Кыргызстана и Таджикистана, что прежде всего, проявляется в сопоставлении морально-боевых потенциалов (на основе чего, собственно, и вырабатывается представление о степени превосходства по боевой мощи одной стороны над другой), можно констатировать: стороны находятся приблизительно в равной степени боеготовности.
Только Душанбе имеет некоторое преимущество перед Бишкеком, так как вооружение и военная техника 201-й российской базы передана армии Таджикистана, общая стоимость которых составляет около 1 млрд. долл. К тому же, в 2008 г. Таджикистан увеличил расходы на оборону почти в 2 раза ($63 млн.).
В-четвертых, фактически информационная война давно уже ведется между государствами. Бишкек держит явное лидерство: активные выступления депутатов Жогорку Кенеша, МИСИ и «независимых экспертов», статьи наступательного характера, призывы военных. Все это буквально заполонило кыргызские теле- и радиоэфиры.
Например, на заседании Комитета по международным делам и межпарламентскому сотрудничеству Жогорку Кенеша КР, где было рассмотрен вопрос об инциденте с вторжением граждан РТ на территорию Кыргызстана, правительству было рекомендовано «в случае повторения подобной ситуации принять адекватные и всеобъемлющие меры по защите территориальной целостности Кыргызской Республики, вплоть до применения силы».
Одновременно, в начале апреля 2008 г. появилось интервью председателя кыргызской погранслужбы З.Молдошева, в котором был кратко дан отчет о проделанной работе этого ведомства. В частности, недвусмысленно говорилось о нелегальной миграции, в т.ч. со стороны Таджикистана, о планах «усиления многоплановых мер по противодействию международным террористам». В ноябре-декабре продолжились стычки между населением приграничных сел.
Несколькими днями позже, опять же в статье «Киргизско-таджикские водные войны», приводится мнение руководителя службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества А.Собянина, в котором эксперт предлагает «вернуться к предложению 2005г., сделанному Россией, и обсудить возможность создания российской военной базы на юге страны, что позволило бы более твердо гарантировать государственный суверенитет Киргизии в случае эскалации пограничных проблем».
Эти и другие факты указывают на явно прослеживаемые элементы подготовки к применению вооруженной силы. Сначала - путем информационной артподготовки Бишкека в плане демонстрации силы (или устрашения). В условиях участившихся беспорядков на пограничных территориях и конфликтов при определении принадлежности земельных участков, водных спорах и др., предпринимаемые односторонние действия Бишкека и Душанбе без учета мнения друг друга, свидетельствует о возможности реальной угрозы межэтнических вооруженных конфликтов. Вопрос применения оружия и армии - дело только времени...

Гульнур Рахматуллина - главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК, кандидат экономических наук, Алматы.

Маркетинг и консалтинг

Поделиться: