Почему Каспийский регион является предметом особой озабоченности?
Автор: Гульнара Мамедзаде
Минуло почти полгода с момента подписания Каспийской конвенции.
За этот период обозначились качественные сдвиги в развитии Каспийского процесса, который заметно интенсифицируется и масштабируется.
Каспийский регион сегодня обретает статус стабильного «экономического кольца» в центре Евразии, где в ближайшее десятилетие сфокусируются инвестиции, интересы и инициативы региональных и глобальных центров сил.
Этот политический тренд вероятно имел в виду в своем недавнем заявлении и глава МИД РФ Сергей Лавров, подчеркнув, что "Каспийский регион является предметом особой озабоченности». «В хорошем смысле озабоченности», - скорректировал дипломат, прежде всего подразумевая «развитие полноценного сотрудничества между всеми прикаспийскими государствами".
Полноценное сотрудничество на Каспии действительно развивается, и не только на двустороннем и многостороннем уровне в формате пятерки.
Во взаимоотношениях стран пятерки на Каспии уже отработан достаточно эффективный механизм взаимодействия. Не взирая на все противоречия, которые имели место в ходе сложного переговорного процесса, и еще не разрешены окончательно, этот слаженный механизм ни разу не подвел.
После подписания Конвенции число участников большого трансконтинентального Каспийского проекта, со всем его углеводородным кейсом и потенциалом в сфере логистики, заметно наращивается.
Свои интересы в направлении взаимодействия с каспийской пятеркой активировали как соседние страны ближнего зарубежья, так и ведущие мировые акторы - Китай, ЕС, США, Турция, Индия и другие.
Здесь можно апеллировать различными гибкими формулами: «5+1», «5+3»... и геополитическими треугольниками, в том числе в формате Россия-Иран-Азербайджан, Россия-Турция-Азербайджан и тд, которые формируются вокруг Каспия. Но есть важное преимущество: Каспий создает атмосферу сотрудничества, а не противостояния.
Конкуренция в Каспийском регионе превалирует на уровне геополитических стратегий и инвестиционных портфелей, и не имеет явной перспективы обострения в военно-политическом ключе.
Так как Конвенция открывает экономические шлюзы, но блокирует попытки третьих стран «разделить ответственность» в сфере безопасности на Каспии.
На последнем аргументе фиксировалась непосредственно инициатива РФ, что подтверждает и последнее заявление Лаврова, в частности: «Нам очень важно, чтобы Каспийский регион, как это предусмотрено конвенцией, сохранялся регионом, в котором ответственность за все происходящее несет Каспийская пятерка - Россия, Азербайджан, Казахстан, Иран и Туркмения».
То есть, получается, что какие бы стратегии присутствия на Каспии не генерировали третьи игроки, первыми в этом регионе они все равно не станут. Хорошо, если так.
Но есть определенные риски, связанные с давлением США на Иран. Если на каком-то этапе стороны перейдут опасную черту, это непосредственно отразится на всем Каспийском регионе.
Однако определенный оптимизм придают инвестиции – они, как правило, всегда влекут за собой повышенную меру ответственности и выступают определенным гарантом безопасности.
Безопасность на Каспии инвестируется и закреплена Конвенцией, поэтому обретает более прочную основу, не взирая на турбулентные процессы по всему периметру границ этого региона и определенные риски на внутриполитическом уровне в самих прикаспийских странах.
В Каспийском регионе в настоящее время оформляется трансконтинентальная система транспортно-энергетических коммуникаций. Это долгосрочная программа развития, о чем свидетельствует интенсивная повестка мероприятий, встреч и переговоров прикаспийских стран на международном уровне.
Достаточно проанализировать хронологию событий, развивавшихся в регионе после подписания Конвенции, которую регулярно фиксирует «Каспийский вестник». Точка отсчета - август 2018 года.
Перечень далеко неполный, но позволяет учесть формирующиеся в регионе тенденции:
- 25 августа состоялся визит в Азербайджан канцлера Германии Ангелы Меркель, в основе которого просматриваются «стратегические интересы стран ЕС в регионе Южного Кавказа и на Каспии».
- 1 сентября в Сочи состоялись переговоры Владимира Путина с Ильхамом Алиевым. Президенты обсудили, в том числе, увеличение транзитно-транспортного потенциала на российско-азербайджанских участках международных транспортных коридоров, включая МТК «Север – Юг».
- 3 сентября в Чолпон-Ате состоялся VI саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств с участием президентов Азербайджана, Казахстана, Турции, Узбекистана, Кыргызстана и премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Главы государств уделили особое внимание вопросам совместного использования транспортно-коммуникационного потенциала Каспийского моря, «которое поможет тюркоязычным странам наладить тесные транспортные и энергетические связи».
- 6 сентября в Вене прошёл Туркмено-Австрийский бизнес-форум. В числе приоритетных направлений партнёрства были обозначены транспорт и логистика.
- 12-13 сентября президент Казахстана посетил с официальным визитом Турецкую Республику. Назарбаев, в частности, призвал турецких инвесторов принять участие в развитии транспортно-логистического хаба, функционирующего на базе портов Актау и Курык на Каспийском море.
- 25 сентября в Нью-Йорке состоялся Каспийский бизнес-форум, где представители более 100 компаний и политических кругов США и стран Каспийского региона обсудили экономические и политические перспективы Каспия.
- 27 сентября состоялся рабочий визит Президента РФ в Азербайджан. Главы государств значительную часть переговоров посвятили каспийской тематике. Российской и азербайджанской сторонами уже достигнут высокий уровень кооперации на Каспии.
- 2 октября в Липецке в рамках Седьмого туркмено-российского экономического форума встретились представители туркменского и российского бизнеса. Активизирована работа Международного совета делового сотрудничества торгово-промышленных палат стран прикаспийского региона «Деловой Каспий».
- 5 октября в столице Индии, в ходе очередного российского-индийского саммита с участием Президента РФ, Москва начала переговоры с Дели о создании коридора Россия-Казахстан-Туркменистан-Иран-Оман-Индия.
- 9 октября в Туркменистане открылся международный туристический форум, обсуждались туристические проекты на Каспии, включая круизные туры из Астрахани по всем прикаспийским странам.
- 11 октября в Ашхабаде состоялись переговоры между главой российской госкомпании «Газпром» и президентом Туркменистана. Стороны констатировали, что «заключение договоренностей по возобновлению закупок туркменского газа окажет благоприятное воздействие на состояние торгово-экономического сотрудничества на Каспии.
- 12 октября состоялась встреча делегации Туркменистана с Заместителем Председателя Европейской Комиссии по энергетическому союзу Марошем Шевчовичем. Тематика переговоров предполагала обсуждение перспектив строительства Транскаспийского газопровода. Также были затронуты вопросы дальнейшего усовершенствования принципов деятельности Каспийской корпорации развития (CDC).
- 15 октября в Кабуле открылась выставка, посвященная проекту газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ-TAPI).
- 15 октября заместитель губернатора северной иранской провинции Мазендаран после встречи с экономической делегацией китайских компаний и инвесторов заявил о готовности китайской стороны инвестировать в строительство нефтеперерабатывающего завода в провинции Мазендаран. Иран сегодня является одним из главных стратегических экономических партнеров Китая на Каспии.
- 19 октября в Ташкенте состоялось очередное заседание Совета рамочного соглашения по торговле и инвестициям (TIFA). Вашингтон традиционно уделяет важное внимание развитию торговли со странами Центральной Азии, которые американская сторона относит к странам Каспийского региона наряду с закавказскими республиками.
- 22 октября в Баку состоялось выездное заседание правления и общего собрания объединения юридических лиц «Международная ассоциация «Транскаспийский международный транспортный маршрут».
- 23 октября в Ашхабаде, в МИД Туркменистана, состоялось 3-е заседание уполномоченных представителей прикаспийских государств по обсуждению проекта Протокола о сотрудничестве в области борьбы с незаконной добычей биологических ресурсов на Каспийском море.
- 24 октября в рамках кавказского турне советник Президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон посетил Азербайджан. Стороны обсудили энергетические, транспортные и транзитные проекты, реализуемые по инициативе Азербайджана, в частности железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс и «Южный газовый коридор».
- 24-25 октября в Ашхабаде состоялась четырёхсторонняя экспертная встреча по проекту международного транспортного коридора «Каспийское море – Черное море» (МТК-КМЧМ). Туркменистан и Румыния проводят работы по созданию нового международного транспортного коридора, который должен соединить Каспийское и Чёрное моря через территорию Азербайджана и Грузии.
- 25-26 октября в Министерстве иностранных дел Туркменистана состоялись переговоры с делегацией США. Ранее в США туркменский лидер пригласил американских партнёров изучить перспективы участия в проектах по сооружению современной инфраструктуры в Туркменистане в связи с участием Ашхабада в создании межрегиональных транспортно-транзитных коридоров по линиям Восток-Запад и Юг-Север с выходом на азиатские, европейские и ближневосточные рынки.
- 8 ноября Каспийский политический центр (Caspian Policy Center — США) совместно с Торговой палатой США и посольствами Афганистана, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Турции и Туркменистана организовал первый американо-каспийский инновационный форум в Бостоне.
- 14 ноября в Москве в МГИМО МИД России состоялся Международный Экономический Форум «Каспийский диалог, 2018».
- 27 - 29 ноября в Баку состоялась вторая сессия Комиссии по сохранению, рациональному использованию водных биоресурсов Каспийского моря и управлению их совместными запасами.
- В декабре 2018 года с участием казахстанских дипломатов состоялось заседание Берлинского Евразийского Kлуба (БЕК) на тему «Правовой и экономический статус Каспия: перспективы сотрудничества Европы с регионом».
- 15-17 января 2019 года в Баку проведены выездные заседания рабочей группы и Общего собрания Объединения юридических лиц «Международная ассоциация «Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ)», созданной в 2017 году с целью содействия реализации одноименного транспортного коридора, призванного связать Китай и Центральную Азию со странами Европы через акваторию Каспийского моря и территории прикаспийских государств.
- В январе очень значимые встречи в Давосе провел президент Азербайджана Ильхам Алиев, и в скором времени так же планируется встреча глав трех прикаспийских государств – России, Ирана, Азербайджана.
Похоже, на Каспии все только начинается... Масштаб предстоящих процессов, особенно в сфере развития экономического потенциала региона, в настоящее время даже сложно прогнозировать со всей ответственностью.
Сейчас не менее важно другое - какова доступная интерпретация всех тех глобальных проектов и инициатив, которые накапливаются в Каспийском регионе и наращивают его стратегическое значение?
Очевидно, что история большого успеха на Каспии, прорыва – как его еще называют, развивается, но требует дальнейшей конкретизации целей и смыслов.
При этом очень важно обозначить смыслы не только через призму интересов политиков – на этом уровне несколько иная шкала ценностей и приоритетов, но и с точки зрения интересов масс, населяющих пространство Каспийского региона.
В медийном поле каспийская тема чаще подается на уровне смыслов, понятных прежде всего политикам и профессионалам.
В результате аккумулированный в публичном пространстве материал, раскрывающий суть каспийской интеграции, в основном сух, скуп и однообразен.
Растерянным обществам сложно в текущих хаотичных реалиях, навеянных пессимизмом, вылавливать созидательные смыслы и определять ориентиры развития. Тем более, проникнуться значимостью грандиозных проектов, нередко существующих в параллельной для них реальности.
Конвенция тогда реально получит статус «Каспийской Конституции», когда интеграция отроет возможности для полноценного развития народов региона и справедливого распределения благ, генерируемых глобальными и региональными проектами.Материалы по теме:
Каспийская конвенция: Что дальше?
Поделиться: