Что означает возвращение Габидуллы Абдрахимова?

Дата:
Автор: Газиз Абишев
Что означает возвращение Габидуллы Абдрахимова?

Отставка Абдрахимова и конец эпохи демонстративного потребления казахстанской элитыНазначение экс-акима Шымкента Габидуллы АБДРАХИМОВА советником премьер-министра вызвало множество пересудов. Ведь отставке перспективного чиновника предшествовала жесткая отповедь руководителя Администрации президента Крымбека КУШЕРБАЕВА, заявившего, что Абдрахимов «исчерпал кредит политического доверия» - когда же экс-глава южного мегаполиса успела восстановить доверие. Впрочем, если обратить внимание на детали, произошедшее можно расценить как ритуальное понижение г-на Абдрахимова.

   Предыстория

Напомним фабулу событий: в июле нынешнего года Г. Абдрахимов отправился в Лондон по неким инвестиционным делам в интересах города-мегаполиса Шымкент, откуда записал видеоролик для социальных сетей. В нём чиновник, прогуливаясь по Гайд-парку преподал казахстанцам урок патриотизма. Учитывая, что лето в Казахстане прошло под знаком протестов на фоне резко обострившихся социальных проблем и выражения недоверия государственному аппарату, медиаущерб для новой президентской Администрации креативна задумка Абдрахимова нанесла ощутимый. Потому Акорда взялась за экстренный damage control: президент Токаев отправил Абдрахимова в отставку, руководитель Администрации Кушербаев запустил в информационное пространство тезис «об исчерпании политического доверия со стороны главы государства». Сложилось впечатление, что политическая карьера Габидуллы Абдрахимова на этом завершена.

Однако на прошлой неделе стало известно, что премьер-министр Аскар МАМИН личным распоряжением назначил Абдрахимова своим советником. Общественность сразу задалась вопросом – уж не свидетельствует ли это назначение о расколе между Администрацией президента и Канцелярией премьер-министра? Не девальвирует ли это кадровое решение слова Кушербаева об исчерпании лимита доверия? В ответе на эти вопросы целесообразным было бы копнуть несколько глубже.

   Во-первых, назначение советником премьера – явное понижение для Габидуллы Абдрахимова. Как известно, государственные служащие в Казахстане делятся на политических и административных. Административные, в свою очередь, подразделяются на вышестоящий корпус А и нижестоящий корпус Б. Аким города республиканского значения – высокая политическая должность, соответствующая статусу министра или даже вице-премьера.

Должность советника главы правительства относится к административным госслужащим категории Б-3 – фактически это обычная аппаратная должность. Советников по разным направлениям у премьер-министра не менее пяти, большая часть их них занимается организационной, аналитической и бумажной работой. Да, безусловно, за Абдрахимовым остается его узнаваемость и опыт работы, что повышает его аппаратный вес. Однако не стоит недооценивать плотность аппаратной конкуренции в центральных государственных органах: вице-премьеры, их помощники и советники, руководитель Канцелярии, его замы, помощники и советники, помощники и прочие советники самого премьер-министра – у каждого из них есть собственные амбиции и вряд ли большинство из них признает в экс-акиме Шымкента безусловного лидера. Абдрахимову предстоит серьёзная напряжённая работа, чтобы восстановить свои прежние позиции. Некогда он был руководителем Канцелярии премьера и заместителем руководителя Администрации президента, так что в каком-то смысле Абдрахимов начинает аппаратный путь заново. И путь этот будет нелегок, учитывая, как быстро сегодня меняется публичная политика и как пристально за ним будут следить в аппарате Акорды.

   Во-вторых, как известно, президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ декларирует либерально-меритократический подход к управлению государственным аппаратом. Строго говоря, премьер Мамин не совершил ничего предосудительного, назначив Абдрахимова своим советником. Абдрахимов был уволен с поста акима по политико-имиджевым соображениям, но не совершал преступлений, ему не вменяли провал на вверенном участке работы, он не выступал против политики действующего президента. Другими словами, никаких несмываемых пятен на его репутации пока нет. Кроме того, премьер в своих решениях обладает некой автономией: как известно, после конституционной реформы 2017 года Кабинет министров слагает свои полномочия перед Мажилисом, а не перед избранным президентом. Мамин был выдвинут на премьерскую позицию Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ когда он еще был действующим президентом республики и согласован действующим до сих пор Мажилисом. Таким образом, решив принять на аппаратную административную должность уволенного из-за медийного и общественного резонанса (вызванного главным образом пиар-ошибкой) чиновника, глава правительства не нарушил ни конституционных, ни неписанных политических правил.

   В-третьих, увольнение Габидуллы Абдрахимова после ставшего скандальным видео свою воспитательную роль выполнило: Администрация президента продемонстрировала, что будет жёстко реагировать на поступки акимов, порочащие публичный образ власти. Большая часть глав регионов и их заместителей правильно восприняла сигнал – акимы стали более осторожными и внимательными к своему публичному образу. Правила игры усложнились – надо быть одновременно и более открытыми, и более сдержанными.Вместе с тем, кадровый дефицит в центральных органах власти никто не отменял. Печально, но факт: в Казахстане, словно снежный ком, нарастает депрофессионализация кадров, в том числе управленческих. Габидулла Абдрахимов, каким-бы оригинальным в высказываниях не был, является выпускником программы «Болашак», тёртым аппаратным калачом, прошедшим закалку в правительстве, Администрации президента и на руководящей должности в крупном регионе. Такими управленцами в условиях кадрового дефицита не разбрасываются. Тем более, что Габидулла Абдрахимов вполне может быть на хорошем счету у влиятельных персон в казахстанской государственной иерархии.


Поделиться:

Яндекс.Метрика