Германия и ЕС после Меркель: экологизация, «Северный поток» и общая «оборонка»
Автор: Евгения Ким
Германия при Ангеле Меркель на некоторое время получила статус «морального лидера» западного мира.
– Что меняет для Европы и мира в целом уход Ангелы Меркель с поста канцлера ФРГ?
– Уход Ангелы Меркель означает завершение продолжительной политической эпохи в истории Германии и, отчасти, всей Европы.
За свои 16 лет пребывания на посту канцлера ФРГ Меркель заслужила репутацию авторитетного политика, готового решать кризисные ситуации, основываясь на культуре диалога и компромисса.
В период роста популистских настроений на Западе во второй половине 2010-х гг., Ангела Меркель оставалась образцом взвешенного подхода во внешне- и внутриполитических вопросах. Благодаря этому, Германия на некоторое время получила статус «морального лидера» западного мира.
Уход из большой политики столь значимой фигуры создает определенный вакуум власти и авторитета, заполнить который предстоит, прежде всего, преемнику Меркель на посту федерального канцлера. Однако на первых порах сравнение любого немецкого политика на посту главы правительства ФРГ с канцлерин будет не в его пользу.
Новое немецкое правительство будет решать задачи по реформированию ЕС, по перенастройке отношений с США, Россией и Китаем, поиску ответов для страны на глобальные вызовы. Немецкая внешняя политика традиционно отличается последовательностью, и вряд ли курс нового правительства будет сильно отличаться от того, что проводила в жизнь Ангела Меркель.
Германия продолжит увеличивать свой вес на международной арене, прибегая преимущественно к мерам экономического характера и институтам т.н. «мягкой силы».
– У Германии всегда была роль лидера ЕС, изменится ли это сейчас?
– Немецкая экономика, являющаяся залогом лидерства ФРГ в ЕС, переживает период преодоления последствий коронакризиса. Несмотря на потери, крупные германские корпорации смогли приспособиться к новым условиям работы и продемонстрировать свою готовность к адаптации в меняющихся внешних условиях.
Растущая «экологизация» внешней и внутренней политики Германии является частью программы по переходу немецкого общества и государства к принципиально новой социально-экономической системе. Партнерам Германии в ЕС придется соответствовать новым производственным и торговым требованиям, которые формирует или будет формировать Берлин. Это усилит их зависимость от ФРГ.
Уход Ангелы Меркель означает уход влиятельного медиатора в многочисленных спорах между государствами-членами ЕС. Однако новый канцлер сможет перенять эту роль, опираясь на собственный опыт и сложившиеся между европейскими странами взаимоотношения.
– Кто готов и может примерить на себя роль лидера в Европейском союзе, если основываться на актуальных реалиях?
– С точки зрения экономического и политического потенциалов лидирующая роль внутри ЕС прочно закреплена за франко-германским тандемом. Германия и Франция проводят планомерную работу по усилению координации своих министерств и ведомств. Коронакризис показал, что состояние дел здесь далеко от идеала, однако франко-германское сотрудничество по-прежнему остается важнейшим каркасом Европейского Союза.
В последние годы значительно усилился голос стран Восточной Европы, таких как Польша и Венгрия, недовольных леволиберальной политикой Берлина, Парижа и Брюсселя. Речь идет, прежде всего, о миграционной политике и разнообразных ценностных аспектах. Будущему немецкому правительству предстоит искать подход к синхронизации позиций восточноевропейских государств с политическим мейнстримом ЕС.
– Насколько сократится или, наоборот, усилится зависимость Европы от США?
– Трансатлантический консенсус играет ключевую роль во внешнеполитическом позиционировании ФРГ и ЕС. США являются для европейских стран гарантом безопасности, важным экономическим и политическим партнером. Эта ситуация сохранится и во время правления канцлера, который придет на смену Ангеле Меркель.
Между тем, эмоциональная внутриполитическая дискуссия внутри США, болезненный опыт президентства Дональда Трампа, вывод американских войск из Афганистана создают условия для пересмотра отдельных деталей взаимоотношений ЕС и США.
Так, продолжительное время ведутся разговоры том, что Европейский Союз должен усилить свои возможности в сфере обороны. Речь идет как о едином европейском оборонно-промышленном комплексе, так и о вооруженных силах, сформированных под европейским командованием. Однако маловероятно, что в этом направлении мы можем ожидать быстрых и заметных изменений.
– Что будет с проектом «Северный поток-2»?
– Необходимость осуществления проекта «Северный поток-2» является консенсусной точкой для большинства немецких политических сил, кроме партии «Зелёные».
Ангела Меркель была влиятельным, однако не единственным заступником проекта. Новый канцлер продолжит этот курс своей предшественницы.
Поделиться: