Саммит США – Центральная Азия: что Вашингтон предложит региону?
Автор: Дмитрий Попов
Подробнее — в материале Ia-centr.ru.
Главной особенностью мероприятия станет личное участие в нём президента США Джо Байдена. До этого самым высокопоставленным чиновником во главе американской делегации на площадке C5+1 был госсекретарь США, хотя сам формат был запущен Белым домом ещё в 2015 году. Ранее ни один американский президент никогда не собирался за одним столом со всеми среднеазиатскими лидерами, большинство из которых в западных СМИ называют «автократами», а также не посещал Центрально-Азиатский регион с визитами.
Материалы по теме: США предлагают ЦА побороться за отмену «неработающих санкций» времен холодной войны
Соответственно, придание саммиту C5+1 нового статуса можно считать сигналом американской администрации о повышении места Центральной Азии в шкале её международных приоритетов и о намерениях интенсифицировать политику на данном направлении.
Рост американской дипломатической активности в ЦА наблюдается с начала 2022 года на фоне резкого усиления их глобальной конфронтации с Россией и Китаем.
За это время регион посетили несколько представительных американских делегаций, в том числе в феврале 2023 года впервые за несколько лет турне по странам ЦА совершил госсекретарь США Энтони Блинкен, побывавший в Казахстане и Узбекистане. Переговоры на высшем уровне в Нью-Йорке станут логическим продолжением этой тенденции
Фактом проведения саммита Соединённые Штаты также подтверждают свою готовность вновь включиться в обостряющуюся геополитическую борьбу за регион. Они временно «выпали» из неё после вывода натовских войск из Афганистана в 2021 году, который нанёс Западу сильный репутационный ущерб. За ним последовали сокращение финансирования американских программ и общее снижение интереса США к региону.
В этом контексте первая встреча Байдена с «пятёркой», помимо прочего, выглядит как отсроченная дипломатическая реакция США на аналогичные саммиты глав ЦА с участием других мировых центров силы — Индии (январь 2022 года, онлайн), ЕС (октябрь 2022 года, Астана; июнь 2023 года, Чолпон-Ата), России (октябрь 2022 года, Астана), Китая (май 2023 года, Сиань), монархий Персидского залива (июль 2023 года, Джидда).
В целом понятны цели, в достижении которых Вашингтон рассчитывает продвинуться в ходе сентябрьских переговоров с лидерами ЦА. В общем виде они сводятся к максимальному ослаблению влияния в регионе глобальных конкурентов Запада в Евразии — прежде всего России и Китая.
Прозвучавшие накануне заявления помощника президента США по нацбезопасности Джейка Салливана о том, что саммит не направлен против какой бы то ни было третьей стороны, не должны вводить в заблуждение. Именно противодействие Москве и Пекину неоднократно озвучивалось в качестве главного приоритета американской внешней политики в регионе как представителями американской администрации, так и экспертно-аналитическими кругами и прессой. Оно же зафиксировано в ряде американских концептуальных документов, таких как Стратегия национальной безопасности США 2022 года и Стратегия США для ЦА на 2019–2025 годы.
Вместе с тем, судя по комментариям спикеров Госдепа, других американских официальных структур и «мозговых центров» (RAND, Atlantic Council и др.), в Вашингтоне отдают себе отчёт в том, что укрепившиеся за последние годы связи России и КНР с Центральной Азией не позволят решить задачу по «отрыву» региона от Москвы и Пекина быстро.
Властям США предстоит готовиться здесь к затяжному противостоянию, действовать прагматичнее (к примеру, меньше критиковать местные «режимы» за нарушение прав человека. — Прим. Ia-centr.ru), концентрировать на приоритетных направлениях ресурсы, которые в изменившихся условиях уступают совокупным возможностям России и Китая в регионе.
С учётом текущей внешнеполитической конъюнктуры можно прогнозировать, что «вбить клин» в отношения Москвы и стран ЦА на саммите в Нью-Йорке американцы попытаются через призму конфликта на Украине.
Как многократно заявлялось западными дипломатами, в первую очередь они намерены добиваться от центральноазиатских республик соблюдения режима антироссийских санкций.
О том, что последние плохо работают в регионе, свидетельствует кратный рост объёмов санкционной продукции, которая реэкспортируется через него в Россию.
Читайте также: Кусаинов: Казахстану не нужно бояться вторичных санкций
Вашингтон заинтересован также в дипломатической поддержке центральноазиатскими республиками антироссийских инициатив Запада в Генеральной Ассамблее ООН. До сих пор они воздерживались от голосования по большинству международных резолюций, осуждающих действия Москвы.
Ещё одним предметом обсуждения сторон, вероятно, станут транскаспийские инфраструктурные проекты в обход России, призванные снизить экономическую зависимость региона от северного соседа.
Американская сторона вряд ли избежит соблазна в очередной раз «подогреть» с помощью украинской темы опасения стран Центральной Азии по поводу угроз их суверенитету и территориальной целостности, которые якобы исходят от России.
В том же ключе, скорее всего, будут обсуждаться и противоречия центральноазиатских республик с Китаем. В американских дипломатических и экспертных кругах не скрывают обеспокоенности быстрым укреплением позиций КНР в регионе, чему, как утверждается, в немалой степени способствует в том числе отвлечение внимания России на кризис вокруг Украины.
Неполный перечень продвигаемых с подачи Вашингтона «претензий» к действиям Пекина в ЦА включает усиление долговой зависимости стран региона от КНР, скупка китайцами местных активов и занятие ими рабочих мест, притеснение тюрков в Синьцзяне и так далее.
Материалы по теме: США против Китая в Центральной Азии: что дальше?
Другой темой, которая неизбежно попадёт в повестку предстоящего саммита, будет Афганистан, граничащий сразу с тремя странами Центральной Азии. Поскольку администрация Байдена продолжает настаивать на изоляции режима талибов*, она может попытаться убедить государства региона, наладившие с ними рабочие связи (Казахстан, Узбекистан. — Прим. Ia-centr.ru), в необходимости проведения более жёсткой политики по отношению к Кабулу.
Не исключено также, что под прикрытием «афганской угрозы» Вашингтон постарается расширить сотрудничество с центральноазиатскими государствами в сфере безопасности.
В течение последних двух лет западные СМИ несколько раз публиковали «инсайды» об интересе американской стороны к наращиванию программ, связанных с подготовкой военных кадров и поставками оборудования в ЦА, а также к размещению здесь инфраструктуры для нанесения «загоризонтных» ударов БПЛА по целям в Афганистане.
В целом «президентский» статус саммита C5+1 свидетельствует о серьёзности намерений американской стороны в регионе, которые чревато недооценивать. Вполне возможно, он станет отправной точкой для новой американской политики в Центральной Азии, что будет понятно по прошествии времени.
Однако, как представляется, от мероприятия вряд ли стоит ждать непосредственных прорывных результатов. К этому не располагает как навязываемая США негативная антироссийская и антикитайская повестка, вызывающая отторжение у активно сотрудничающих с Россией и Китаем государств региона, так и предыдущий опыт их взаимодействия с Вашингтоном.
Опыт работы США со странами Центральной Азии омрачён провалом прежних западных интеграционных инициатив («Большая Центральная Азия», «Новый Шёлковый Путь») и инфраструктурных проектов (транскаспийский газопровод, CASA-1000), практикой цветных революций и вмешательств во внутренние дела, бегством НАТО из Афганистана, отсутствием крупных инвестиций в местную экономику.
Объявленная администрацией Байдена «Инициатива экономической устойчивости ЦА» в размере $50 млн выглядит для региона с населением почти 80 млн человек карикатурно, особенно на фоне масштабных капиталовложений России и Китая.
Не стоит сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что центральноазиатские лидеры, в отличие от глав большинства восточно-европейских и прибалтийских республик бывшего СССР, в большей степени ориентированы на отстаивание национальных интересов и находятся под меньшим влиянием западной идеологии и пропаганды. Всё это означает, что на предстоящих переговорах в Нью-Йорке сторонам предстоит непростой восточный торг.
*организация, деятельность которой запрещена в РФ.
Читайте другие материалы по теме:
Запад не сможет компенсировать потери Центральной Азии от сворачивания отношений с РФ и КНР
Американский посол «оценил» демократичность Узбекистана
Поделиться: