Внешнеполитические аспекты дальнейшего развития Казахстана

Дата:
Автор: Андрей Чеботарев
Внешнеполитические аспекты дальнейшего развития Казахстана

Коридор возможностей для нового руководства Казахстана. Основные тенденцииИАЦ заканчивает публикацию аналитического доклада «Казахстан в новых политических реалиях: тренды и перспективы», подготовленного Казахстанским центром аналитических исследований «Евразийский мониторинг» (г. Нур-Султан, Казахстан) и Центром международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия» (г. Астрахань, РФ).

Естественно, что смена руководства Казахстана произвела большой резонанс среди официальных и деловых кругов ближнего и дальнего зарубежья. Ведущие зарубежные партнеры республики, в первую очередь, озаботились относительно сохранения новым главой государства основ внешнеполитического курса своего предшественника и выполнения Казахстаном своих обязательств перед ними, отраженных в соответствующих договорах и соглашениях.

Хорошо понимая такие ожидания, Касым-Жомарт Токаев с самого начала развития своей политической карьеры в качестве президента РК четко обозначил преемственность относительно осуществления официального внешнеполитического курса Казахстана на основе многовекторности и прагматизма. В  своей предвыборной программе он, в частности, отметил: «Будем укреплять сотрудничество с нашими стратегическими партнерами - Россией, Китаем, США, государствами Центральной Азии, Европейским Союзом, странами Азии и Ближнего Востока, а также с международными организациями: ООН, СНГ, ЕАЭС, ШОС, ОБСЕ, СВМДА и другими» [7].

Оценивая основные тенденции, которые будут характерны во внешней политике Казахстана в обозримом будущем, опрошенные эксперты в своем большинстве отметили именно сохранение текущего внешнеполитического курса страны на основе многовекторности и лавирования между крупными мировыми акторами (38%). С ними согласны еще 15% их коллег при условии усиления Казахстаном деятельности по продвижению и отстаиванию своих национальных интересов.

10% респондентов в качестве соответствующей тенденции ожидают расширения межгосударственного сотрудничества и интеграции Казахстана с Россией. Аналогичное количество опрошенных высказались за расширение страной своего потенциала в качестве связующего звена между Россией и Китаем. Вместе с тем еще столько же респондентов уверены в расширении сотрудничества Казахстана с США и Евросоюзом с целью усиления баланса относительно Китая и России.

Примечательно, что только 3% опрошенных отметили в данном случае перспективы расширения межгосударственного сотрудничества Казахстана с Китаем. Хотя чем именно обусловлен такой контраст в оценках относительно дальнейшего развития Казахстаном взаимоотношений с одним из соседей и стратегических партнеров республики, с одной стороны, и с Россией, США и ЕС, с другой стороны, непонятно. 

Еще 3% респондентов ожидают определенного ухудшения отношений республики с Китаем и Россией вследствие их вероятного давления на Казахстан. Скорее всего, такие опасения основаны на том, что данные страны могут пересмотреть в определенной степени свою политику в отношении Казахстана в связи с уходом Нурсултана Назарбаева с поста главы государства.

диа8.png

В то же время никто из респондентов не считает, что Казахстаном в обозримой перспективе будет отдан приоритет в пользу межгосударственного сотрудничества и кооперации в Центральной Азии. 

Относительно предпочтений Казахстана по линии сотрудничества с различными международными организациями 8% опрошенных ожидают расширение его участия в деятельности ООН, ее институтов и программ. Еще 3% респондентов полагают, что страна активизирует свою деятельность по вступлению в Организацию экономического развития и сотрудничества (ОЭСР).

Респонденты также оценили, с использованием балльной системы от 1 (низкая оценка) до 5 (высокая оценка) баллов, уровень развития Казахстаном в течение ближайших 5 лет отношений с отдельными внешнеполитическими партнерами. Их оценки по этому поводу выглядят следующим образом. 

Таблица 2. Уровень развития взаимоотношений Казахстана с отдельными зарубежными партнерами 


Страна

Балл

1

Китай 


4,2

2

Россия

3

Европейский Союз


3,4

4

Узбекистан 

5

США 

3,3

6

Турция

3,1

7

Кыргызстан

2,7

8

Иран

2,3

9

Индия

2,2


Такие оценки практически отражают страновые и региональные приоритеты, обозначенные в Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2014-2020 годы. 

Сохранение приоритетности Казахстана относительно дальнейшего развития взаимоотношений с Российской Федерацией продемонстрировало то, что свой первый официальный визит и вообще выезд за рубеж в качестве президента РК Касым-Жомарт Токаев совершил именно в эту страну. По итогам прошедших 3 апреля т.г. переговоров между ним и президентом РФ Владимиром Путиным главы двух государств выразили намерение «…обеспечить эффективную реализацию достигнутых договоренностей в целях дальнейшего углубления союзнического и стратегического партнерства между двумя государствами, содействия их устойчивому развитию и повышению их авторитета на международной арене» [8].   

С председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином президент РК встретился 13 июня т.г. в Бишкеке в рамках своего участия в саммите ШОС. Руководители двух стран отметили важность дальнейшего развития казахстанско-китайского сотрудничества и обсудили его отдельные направления. Посещение Токаевым Китая с официальным визитом состоится 11-12 сентября т.г.

Несмотря на критические оценки зарубежных наблюдателей, включая представителей Миссии ОБСЕ, относительно хода и итогов досрочных президентских выборов в Казахстане, в сохранении и возможном расширении двустороннего взаимодействия с этой страной также заинтересованы Евросоюз и США. 

Активность ЕС обусловлена преимущественно принятием в этом году новой Стратегии в Центральной Азии («Европейский Союз и Центральная Азия: новые возможности для укрепления партнерства») и, как следствие, важностью поддержки в ее реализации со стороны Казахстана как наиболее развитой и расположенной к конструктивному взаимодействию с ЕС и его членами страной данного региона. Показательными в этом отношении стали визиты в Нур-Султан со встречами с Касым-Жомартом Токаевым Председателя Европейского совета Дональда Туска и Специального представителя ЕС по Центральной Азии Петера Буриана, осуществленные 31 мая и 15 августа т.г. соответственно. 

Интерес США, в частности, проявился в возобновлении после почти двухлетнего перерыва взаимодействия с Казахстаном и другими странами Центральной Азии в формате «С5+1» с участием глав внешнеполитических ведомств. Причем данная встреча, в которой со стороны США участвовал заместитель государственного секретаря Дэвид Хейл, прошла 21 августа т.г. в Нур-Султане. К тому же Хейл были принят Касым-Жомартом Токаевым и премьер-министром РК Аскаром Маминым, с которыми обсудил вопросы расширения стратегического партнерства, торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между Казахстаном и США, противодействия терроризму, социально-экономического восстановления Афганистана и т.д.  

В свою очередь, для Казахстана особенно важным было признание со стороны США и ЕС итогов прошедших президентских выборов и, как следствие, легитимности нового руководства страны. Примечательно, что первым это сделал Евросоюз, который в лице Дональда Туска 11 июня т.г. официально поздравил Токаева с избранием президентом РК, подчеркнув важность партнерства между Казахстаном и ЕС и роль республики в контексте регионального сотрудничества [9]. США аналогичное поздравление от имени президента Дональда Трампа направили 25 июня т.г., выдержав определенную паузу. В данной телеграмме также была выражена заинтересованность в развитии стратегического партнерства и экономического сотрудничества с расширением возможностей для американского бизнеса [10].

Используя 5-тибалльную систему, опрошенные эксперты также оценили уровень участия Казахстана в течение ближайших 5 лет в отдельных международных организациях. 

Таблица 3. Уровень участия Казахстана в отдельных международных организациях 


Международная организация

Балл

1

Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

3,9

2

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

3,6

3

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)

3,4

4

Организация Объединенных Наций (ООН)

3,3

5

Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА)

3,1

6

Содружество Независимых Государств (СНГ)


2,9

7

Совет сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ)

8

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

2,7

9

Всемирная торговая организация (ВТО)

2,4


Таким образом, согласно оценкам респондентов, в среднесрочной перспективе Казахстан отдаст приоритеты участию в региональных организациях. Из организаций глобального уровня наиболее всего будет развиваться его взаимодействие с ООН и ее институтами. 

Особое внимание в настоящем исследовании было уделено перспективам развития в обозримом будущем взаимоотношений между Казахстаном и Россией.

В своем большинстве респонденты убеждены в сохранении текущего уровня взаимоотношений двух стран в интересах поддержания многовекторной основы внешнеполитического курса Казахстана и недопущения здесь какого-либо дисбаланса в пользу России (70%). 

диа9.png

Иной точки зрения придерживаются 15% опрошенных, ожидающих  расширение казахстанско-российского сотрудничества по всем направлениям и в рамках совместного участия в межгосударственных структурах. Такие же перспективы в рамках двустороннего взаимодействия Казахстана и России видят еще 5% респондентов. Однако при этом они ожидают снижение уровня взаимодействия данных стран в рамках Евразийского экономического сотрудничества (ЕАЭС).  

Остальные респонденты прогнозируют снижение уровня взаимодействия между двумя странами. 5% из них связывают это со сменой президента Казахстана, что может привести к сокращению контактов на высшем политическом уровне. И столько же опрошенных ожидают  снижение уровня торгово-экономического взаимодействия в связи с критическими процессами в экономиках обеих стран.

Важно также, что никто из респондентов не считает вероятным снижение Казахстаном уровня своего взаимодействия с Россией в пользу расширения двустороннего сотрудничества с Китаем, США и Евросоюзом.  

С учетом изложенного выше относительно внешних аспектов дальнейшего развития Казахстана, а также его пребывания в настоящее время в условиях политической турбулентности представляются следующие возможные сценарии реализации им своей внешней политики в целом и взаимоотношениях с Россией, в частности, в течение ближайших 3-5 лет.

Сценарий 1. Продолжение Казахстаном многовекторного внешнеполитического курса с расширением взаимоотношений с Россией.  

Данный сценарий предполагает, что Казахстан однозначно будет продолжать свою внешнюю политику на основе многовекторного и сбалансированного похода. При этом ожидается активизация и расширение его взаимодействия с Россией. 

Во многом это обусловлено тем, что в текущих условиях Казахстан заинтересован в политической поддержке со стороны именно России, имеющей не только схожую модель развития и политическое устройство, но и трехкратный опыт смены государственного руководства с сохранением стабильности и контроля за ситуацией в стране. 

В свою очередь, российской правящей элите может быть интересен казахстанский опыт перехода власти с сохранением Первого президента РК – Елбасы Нурсултана Назарбаева в новой конфигурации политической власти. Вопрос о дальнейшем пребывании во главе России действующего президента Владимира Путина в связи с истечением в 2024 году его второго президентского цикла уже сейчас обсуждается в политических, экспертных и медийных кругах этой страны. При этом в качестве одного из возможных путей решения этого вопроса может стать изменение конституционного статуса и полномочий Государственного совета РФ с сохранением за Путиным позиции председателя этого органа. 

Расширению личных контактов между Владимиром Путиным и Касым-Жомартом Токаевым, в частности, будет способствовать ежегодное проведение Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России. Немаловажно, что, несмотря на политические изменения в Казахстане, XVI Форум пройдет в соответствие с изначальными договоренностями 7 ноября т.г. в Омске (РФ). В целом, данные контакты можно расценивать не только как один из ключевых механизмов обеспечения взаимоотношений двух стран в конструктивном и партнерском русле, но и своего рода поддержку лично президента РК в интересах укрепления его позиций в своей стране и на международном уровне. 

 Прошедшее 29 мая т.г. в Нур-Султане заседание Высшего Евразийского экономического совета свидетельствует о положительной динамике развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Присвоение Первому президенту РК – Елбасы Нурсултану Назарбаеву как основоположнику евразийской интеграции руководителями стран-участниц союза в единогласном порядке звания почетного председателя ВЕЭС усиливает позиции Казахстана в данном объединении. Действующее же руководство республики настроено на расширение сотрудничества стран-участниц, развитие общего рынка и принятие совместных усилий по устранению барьеров в торговле и транзите [11]. Все это будет также способствовать развитию взаимоотношений между Казахстаном и Россией. 

Сценарий 2. Усиление многовекторного внешнеполитического курса Казахстана без отдачи приоритета в пользу отдельных партнеров. 

В рамках этого сценария ожидается, что фактор фактического участия Первого президента РК – Елбасы Нурсултана Назарбаева в управлении страной заметно отразится и на ее внешнеполитической деятельности. 

Судя по всему, такие внешнеполитические партнеры, как США, Канада, Япония, Евросоюз, отдельные страны Европы и международные организации (ООН, ОБСЕ), настроены на развитие контактов на официальном уровне с действующим президентом и другими уполномоченными органами Казахстана. 

Вместе с тем в действиях руководителей России, Китая, Турции и стран Центральной Азии прослеживается ориентация главным образом на Елбасы, в лице которого они явно видят гаранта сохранения достигнутого уровня взаимоотношений Казахстана с данными странами и положительного решения тех или иных вопросов межгосударственного взаимодействия. Показательными в этом отношении являются частые телефонные разговоры Нурсултана Назарбаева и глав соответствующих государств. Например, в ходе такого разговора с Владимиром Путиным, состоявшимся 28 августа т.г., собеседники обсудили вопросы продвижения диалога в гуманитарной сфере и график предстоящих встреч [12].

При таком раскладе Елбасы и его ближайшее окружение не просто сохранят свое ведущее участие в сфере внешней политики Казахстана, но и могут ввести определенную консервацию в рамках данного направления деятельности государства с целью недопущения усиления влияния на Казахстан в условиях политической турбулентности со стороны ключевых внешнеполитических партнеров. Одновременно может иметь место ограничение роли президента РК Касым-Жомарта Токаева в рассматриваемой сфере в целях недопущения усиления его позиций.  

Все это может привести к максимальному сохранению многовекторной основы внешней политики Казахстана и сложившегося на текущий момент формата взаимоотношений с другими странами и международными организациями без каких-либо серьезных движений в сторону расширения двустороннего сотрудничества с кем-либо из них, включая Россию. Определенные исключения могут быть сделаны в отношении отдельных партнеров при условии увеличения ими объема инвестиций в экономику республики. 

Россия в этой ситуации, с одной стороны, практически ничего не потеряет, сохранив в силе и обеспечивая выполнение договоренностей по различным направлениям сотрудничества с Казахстаном в двустороннем и многостороннем форматах. С другой стороны, ей не следует ожидать и каких-либо серьезных продвижений в рамках данного сотрудничества, включая, например, совместное строительство на территории Казахстана атомной электростанции.

Сценарий 3. Сокращение уровня взаимодействия Казахстана и России. 

Такой вероятный сценарий исходит из следующих моментов. Во-первых, при сохранении Россией различных ограничений для допуска казахстанских товаров в целях реализации на ее внутреннем рынке или транзита в другие страны межгосударственные споры по этому поводу могут в любой момент выйти на уровень так называемых «торговых войн» с негативным отражением в политической плоскости. В том числе это может привести к резкому снижению взаимного товарооборота и торгово-экономического взаимодействия в рамках ЕАЭС.

Во-вторых, усиление санкционного давления на Россию со стороны стран Запада может негативно отразиться на экономике Казахстана, что особенно будет ощутимо для него в текущем состоянии. В том числе имеются риски влияния соответствующих проблем в экономике и социальной сфере на протестные настроения среди населения страны. В таком случае протесты могут получить не только внутриполитический, но и внешнеориентированный характер с антироссийской риторикой. 

В-третьих, негативную реакцию среди казахстанской элиты и общественности вызывают различные инициативы представителей официальных кругов России по поводу углубления евразийской интеграции, включая возможное введение в ЕАЭС единых гражданства и валюты. Однако в Казахстане эти инициативы расцениваются на уровне угрозы суверенитета и национальной безопасности страны. 

В этих условиях казахстанские власти могут опасаться активных действий России, которая может воспользоваться ситуацией с политической турбулентностью в Казахстане для оказания на них определенного воздействия и продвижения своих интересов. В качестве же защитных мер они могут сократить объем сотрудничества с этой страной по основным направлениям и, наоборот, увеличить его с другими внешнеполитическими партнерами, включая Китай, Евросоюз и т.д. Кроме того, Казахстан может сделать свое участие в ЕАЭС более формальным, а свою интеграционную активность перенести на взаимоотношения с другими странами Центральной Азии. 

Вместе с тем каких-либо четких оснований в пользу каждого из трех отмеченных выше сценариев осуществления Казахстаном в среднесрочной перспективе своей внешнеполитической деятельности, включая развитие взаимоотношений с Россией, не наблюдается. Многое здесь будет зависеть от того, в каком направлении будет развиваться политическая ситуация в самом Казахстане и как на это будут реагировать его ведущие внешнеполитические партнеры. Учитывая же уровень установленных взаимоотношений между Казахстаном и Россией и осознания их важности руководством и населением двух стран, ожидать какого-либо ухудшения здесь не приходится. 

Использованные источники:

 

1. Предвыборная программа кандидата в Президенты Республики Казахстан Токаева Касым-Жомарта Кемелевича «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс» // Официальный сайт кандидата в Президенты Республики Казахстан К.-Ж. Токаева (https://toqaev2019.kz/project).

2. Там же. 

3. Указ Президента Республики Казахстан от 27 августа 2019 года № 141 «О некоторых вопросах Президентского молодежного кадрового резерва» // Информационно-правовая система «Әділет» (http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1900000141).

4. В Казахстане разрешат проводить демонстрации - Токаев // «Tengrinews.kz», 17.06.2019 г. (https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/v-kazahstane-razreshat-provodit-demonstratsii-tokaev-371491/).

5. Указ Президента Республики Казахстан от 17 июля 2019 года № 63 «Об утверждении положения и состава Национального совета общественного доверия при Президенте Республики Казахстан» //  Информационно-правовая система «Әділет» (http://adilet.zan.kz/rus/docs/U190000063U).

6. Парламентские выборы пройдут в конституционные сроки - Назарбаев // «Kazakhstan Today», 21.08.2019 г. (https://www.kt.kz/rus/politics/parlamentskie_vybory_proydut_v_konstitutsionnye_sroki_-_1377888224.ht....

7. Предвыборная программа кандидата в Президенты Республики Казахстан Токаева Касым-Жомарта Кемелевича «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс» // Официальный сайт кандидата в Президенты Республики Казахстан К.-Ж. Токаева (https://toqaev2019.kz/project).

8. Совместное заявление Президента Республики Казахстан К.К. Токаева и Президента Российской Федерации В.В. Путина (3.04.2019 г.) // Официальный сайт Президента Республики Казахстан (http://www.akorda.kz/ru/events/international_community/foreign_other_events/sovmestnoe-zayavlenie-pr....

9. Телеграммы поздравления в адрес Касым-Жомарта Токаева (11.06.2019 г.) // Официальный сайт Президента Республики Казахстан (http://www.akorda.kz/ru/events/international_community/telegrammes_and_letters/telegrammy-pozdravlen....

10. Поздравительная телеграмма Президента США Дональда Трампа (25.06.2019 г.) // Официальный сайт Президента Республики Казахстан (http://www.akorda.kz/ru/events/international_community/telegram_of_congratulations/pozdravitelnaya-t....

11. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета в расширенном составе (29.05.2019 г.) // Официальный сайт Президента Республики Казахстан (http://www.akorda.kz/ru/events/astana_kazakhstan/participation_in_events/prezident-kazahstana-kasym-....

12. Телефонный разговор с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным (28.08.2019 г.) // Официальный сайт Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Нурсултана Назарбаева (https://elbasy.kz/ru/news/2019-08/telefonnyy-razgovor-s-prezidentom-rossiyskoy-federacii-vladimirom-....


Поделиться: