Коридор возможностей для нового руководства Казахстана. Основные тенденции

Дата:
Автор: Андрей Чеботарев
Коридор возможностей для нового руководства Казахстана. Основные тенденции

5 сентября в г. Нур-Султане состоялась презентация аналитического доклада «Казахстан в новых политических реалиях: тренды и перспективы» подготовленнего Казахстанским Центром Аналитических Исследований «Евразийский мониторинг» (г. Нур-Султан, Казахстан) и Центром международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия» (г. Астрахань, РФ) на основе результатов проведенного в первой половине августа 2019 года экспертного опроса, в котором  участвовали 25 респондентов – политологов, социологов, историков и общественных деятелей. ИАЦ МГУ публикует первую часть доклада, посвященную основным внутриполитическим тенденциям в Казахстане в посттранзитный период.

Избрание Касым-Жомарта Токаева президентом РК на досрочных выборах с результатом в 70,96% голосов позволило, во-первых, повысить уровень легитимизации президентской власти и укрепить позиции нового главы государства в стране и на международном уровне. Во-вторых, снять все вопросы и предположения, особенно муссируемые в казахстанских и зарубежных СМИ, относительно преемственности верховной власти и официального политического курса страны. Населению и внешнеполитическим партнерам Казахстана был сделан четкий сигнал о том, что руководить Казахстаном в обозримой перспективе (по крайней мере, в течение последующих 5 лет) будет именно Токаев. 

1.1. Основные тенденции 

Сам новый глава государства в качестве основных векторов своего политического курса обозначил преемственность, справедливость и прогресс. Первый из них он определил как «эффективное продолжение курса Елбасы на новом этапе развития страны» [1], предполагающее укрепление суверенитета страны, национальной безопасности, внутриполитической стабильности и общественного согласия, завершение Плана нации по выводу страны на качественно новый уровень устойчивого развития, продолжение многовекторного внешнеполитического курса и т.д. Тем самым Токаев четко продемонстрировал приверженность политической стратегии своего предшественника. 

В то же время президент выделяет прогресс как способность к обновлению во всех сферах жизни казахстанского общества и государства и «созидательные перемены на благо людей» [2]. В рамках его достижения заявлены трансформация государственной системы на основе демократии, повышение ответственности власти перед народом, усиление общественного контроля за деятельностью государственных органов, развитие органов местного самоуправления, совершенствование многопартийной системы, передача несвойственных государству функций профильным неправительственным организациям и т.д. 

Таким образом, в процессе выстраивания новым руководством Казахстана своего политического курса наблюдается попытка соединения двух противоположных друг другу в смысловом отношении векторов его реализации. Преемственность предполагает высокий уровень сохранения существующего положения дел в стране и ее политической системе. Тогда как прогресс ориентирует на проведение определенных политических и иных преобразований. При этом каждый из этих векторов имеет своих сторонников в правящей элите и обществе. В связи с этим президенту и его пока еще находящейся в процессе своего формирования команде в процессе выработки, принятия и реализации различных мер придется находить и поддерживать баланс между двумя данными векторами. 

В этих условиях очень трудно определить возможные контуры и перспективы развития Казахстана в течение ближайших 5 лет. Большая часть опрошенных экспертов (45%) испытывает по этому поводу оптимистические ожидания. 35% респондентов со своими ожиданиями не определились, отдав предпочтение принципу «Пусть будет так, как будет». Остальные их коллеги (20%) настроены в данном случае пессимистично.   

  диа1.png 

При всем этом среди основных тенденций возможного развития Казахстана в рассматриваемый период респонденты наиболее всего ожидают нарастание дестабилизирующих процессов в политической системе и экономике (45%). В определенной степени с ними солидарны еще 5% респондентов, по мнению которых проявления дестабилизации в указанных сферах могут происходить с определенной периодичностью. 

Вместе с тем 30% опрошенных считают, что новое руководство страны в последовательном порядке осуществит либерализацию экономики и политической системы.

Противоположной точки зрения придерживаются 10% респондентов, ожидающих усиление авторитарных тенденций в политической системе и экономике страны. 

Еще 5% опрошенных полагают, что будет происходить последовательная либерализация экономики при усилении авторитарных тенденций в политической системе. И столько же их коллег, наоборот, ожидают проведение определенной либерализации в политике при усилении монополий и олигополий в экономике. 

диа2.png

Можно предположить, что такое многообразие мнений с преобладанием ожиданий негативного характера обусловлено главным образом неопределенностью, которая проявляется в фактическом отсутствии отдачи руководством Казахстана четкого приоритета в пользу преемственности с консервацией или прогресса с проведением определенных политических и социально-экономических преобразований, а также ростом протестных настроений в обществе в условиях транзита власти.  

Часть опрошенных экспертов связывают проведение определенных политических и социально-экономических изменений в Казахстане именно со сменой руководства страны. При этом 32% из них полагают, что все это произойдет в среднесрочной перспективе (3-5 лет). И только 5% респондентов ожидают соответствующие изменения в краткосрочной перспективе (1-2 года).

диа3.png

В то же время большинство респондентов не считают смену главы государства ключевым фактором возможных перемен в политике и экономике. По мнению 16% из них, эта смена носит номинальный характер при сохранении реального руководства страной за первым президентом. Столько же опрошенных не ожидают от нового президента каких-либо серьезных политических изменений. И еще аналогичное количество респондентов полагают, что изменения коснутся только расклада сил в правящей элите. 

На взгляд 5% респондентов, смена президента РК носит переходный характер с целью обеспечения занятия в будущем данного поста другим лицом. И столько же их коллег оценивают ее исключительно в контексте преемственности официального политического курса. 

Основанием для таких экспертных оценок является, прежде всего, то, что смена президента РК привела к фактическому формированию в Казахстане качественно новой конфигурации политической власти, где Нурсултан Назарбаев фактически продолжает играть руководящую роль с учетом его следующих статусных позиций.  

Во-первых, как Первый президент РК – Елбасы, чьи статус и полномочия определены конституционным законом «О Первом Президенте Республики Казахстан – Елбасы» от 20 июля 2000 года. В частности, он вправе выступать с инициативами по важнейшим вопросам государственного строительства, внутренней и внешней политики и безопасности страны, которые подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами и должностными лицами. Более того, собственные инициативы официальных структур и их представителей по данным вопросам должны согласовываться с Елбасы. 

Во-вторых, как пожизненный председатель Совета Безопасности Республики Казахстан. Особенно обращает внимание функция данного органа по обсуждению кандидатур, рекомендуемых к назначению на должности первых руководителей центральных государственных органов и  акимов регионального уровня. Благодаря ей, Елбасы сохраняет влияние на кадровую политику в высших звеньях власти. Он также вправе давать поручения другим членам Совета Безопасности. 

В-третьих, как председатель партии «Nur Otan», обладающей парламентским большинством и контролирующей в связи с этим законотворческий процесс в Парламенте РК. С учетом объявленной Нурсултаном Назарбаевым 21 августа т.г. в ходе расширенного заседания Политического совета партии «Nur Otan» перезагрузки партии ожидается усиление роли последней в осуществлении контроля за деятельностью исполнительных органов власти и их должностных лиц. 

И, в-четвертых, как неформальный верховный арбитр в отношениях между ведущими группами влияния в правящей элите страны. Для них именно Елбасы продолжает пока оставаться гарантом сохранения ими своего положения и активов в экономике и банковском секторе страны. 

После ухода с поста главы государства по настоящий момент времени Нурсултан Назарбаев, в частности, провел:

а) два заседания Совета Безопасности РК, посвященные вопросам социально-экономического развития страны, обеспечения экологической и водной безопасности и устранения последствий чрезвычайного происшествия в городе Арыс Туркестанской области; 

б) 20 встреч с должностными лицами государственных органов и квазигосударственных структур Казахстана с обсуждением ситуации в разных сферах и регионах страны; 

в) поездки в Пекин и Москву для участия в работе Второго форума международного сотрудничества «Один пояс, один путь» и посещения военного парада по случаю 74-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне соответственно;

г) 19 встреч с официальными лицами зарубежных государств и международных организаций, в том числе 8 – с главами государств и правительств отдельных стран;

д) 20 телефонных переговоров с главами государств и правительств зарубежных стран.

Таким образом, наблюдается активное стремление Первого президента РК - Елбасы сохранять в течение продолжительного времени свое влияние в политической жизни Казахстана и его внешних связях. При этом данное  обстоятельство следует оценивать неоднозначно. 

С одной стороны, фактор политического участия Нурсултана Назарбаева ограничивает возможности действующего президента РК Касым-Жомарта Токаева по полноценному руководству страной. Особенно это наблюдается в вопросах кадровой политики и реформирования политической системы. В первом случае, судя по всему, согласованию с Елбасы подлежат возможные кадровые изменения среди должностных лиц, входящих в состав Совета Безопасности РК (руководитель Администрации Президента РК, премьер-министр, министры обороны, внутренних и иностранных дел, председатель Комитета национальной безопасности РК и т.д.).   

С другой стороны, именно Назарбаев обеспечивает внутриэлитный консенсус и лояльность ведущих групп влияния в отношении нового главы государства, а также влияет на поддержание стабильности в стране посредством проведения жесткой линии по отношению к участникам несанкционированных акций протеста и иных оппонентов действующей власти. Для Токаева, находящегося на начальном этапе президентства, все это является серьезной политической поддержкой со стороны своего предшественника.  

Большинство опрошенных экспертов считают сложившуюся на сегодня конфигурацию политической власти в Казахстане двоевластием с участием первого и второго президентов республики. Вместе с тем 25% из них оценивают такое двоевластие как установленное на основе согласования данными персонами по сферам влияния и компетенциям. Тогда как 20% респондентов ожидают постепенное нарастание противоречий между ними. 

диа4.png

30% опрошенных отмечают осуществление новым президентом руководства страной, благодаря политической поддержке предыдущего главы государства. 

По мнению 10% респондентов, президент неспособен принимать решения по наиболее важным вопросам развития страны без согласования с Елбасы. Столько же их коллег считают сохранение реальной власти последнего при номинальном положении нового главы государства. И только 5% опрошенных полагают, что власть в стране фактически рассредоточена между несколькими влиятельными персонами, занимающими ключевые позиции в госаппарате.

В этих условиях расширение новым руководством Казахстана уровня своей политической и административной самостоятельности проходит по следующим основным направлениям. 

Во-первых, постепенное формирование Касым-Жомартом Токаевым своей собственной команды. В этом процессе ему приходится пока балансировать между представителями так называемой «старой гвардии», к которой относится он сам, и молодого поколения управленцев. При этом президент делает большую ставку на последних посредством их назначения на руководящие должности в своей администрации, правительстве и т.д. В данном случае следует отметить кадровые изменения среди помощников и советников главы государства, министров образования и науки, культуры и спорта, труда и социальной защиты населения, акимов Нур-Султана, Шымкента, Западно-Казахстанской, Кызылординской и Мангистауской областей, а также назначения руководителей вновь созданных министерств экологии, геологии и природных ресурсов, торговли и интеграции и Агентства по делам государственной службы.

 Кроме того, созданы правовые основы для формирования Президентского молодежного кадрового резерва. Речь идет о корпусе претендентов на должности министров и региональных акимов, их заместителей, председателей комитетов центральных исполнительных органов, руководителей и членов правлений национальных холдингов и компаний в возрасте не старше 35 лет с высшим образованием и трудовым стажем не менее 5 лет [3]. Отбором таковых будет заниматься недавно образованная Национальная комиссия по молодежному кадровому резерву при Президенте РК. 

Что касается представителей «старой гвардии», то из них глава государства, скорее всего, будет приближать к себе в первую очередь тех людей, которые подобно ему не аффилированы с теми или иными группами влияния. Таковыми, в частности, являются назначенные непосредственно им руководитель Администрации Президента РК Крымбек Кушербаев и вице-премьер Бердибек Сапарбаев.  

Во-вторых, проведение в ближайшей перспективе определенных политических и социально-экономических преобразований. О соответствующих намерениях главы государства свидетельствует утвержденный 19 июня т.г. его указом План действий по реализации предвыборной программы Президента Республики Казахстан «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс» и предложений, полученных в ходе общенациональной акции «Бірге». Данный документ предполагает реализацию 106 мер в рамках 19 направлений, включая эффективное государственное управление и трансформацию политической системы. 

Руководство страны также демонстрирует готовность улучшить условия для реализации гражданами своего конституционного права на проведение  собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования. В частности, 17 июня т.г. в интервью «Euronews» Токаев заявил о намерении разработки и принятия нового закона, который будет регулировать соответствующие вопросы и либеральнее действующего [4]. В развитие данного намерения 30 июня группам гражданских активистов позволили провести в Нур-Султане и Алматы митинги с обсуждением политических перемен и других актуальных вопросов.

Наконец, главой государства заданы ориентиры по развитию диалога между властью и общества. С этой целью 12 июня им был создан Национальный совет общественного доверия. Деятельность данного органа направлена на выработку предложений и рекомендаций по актуальным вопросам государственной политики на основе широкого обсуждения с представителями общественности [5]. В его состав вошли 47 человек из числа государственных служащих, представителей общественных организаций, СМИ и экспертного сообщества. 

В-третьих, активизация президентом страны деятельности в сфере внешней политики, хорошо знакомой ему в силу профессиональной принадлежности и солидного практического опыта. Особенно это важно для выстраивания лично им конструктивных взаимоотношений с руководителями других государств и международных организаций.

Следует отметить, что с момента вступления на пост президента РК Касым-Жомартом Токаевым были осуществлены:

а) 4 зарубежных поездки, включая официальный визит в Россию, государственный визит в Узбекистан и участие в саммитах ШОС и СВМДА в Бишкеке и Душанбе соответственно;

б) 68 встреч с официальными лицами зарубежных государств и международных организаций и представителями иностранных деловых кругов, в том числе 15 – с главами государств и правительств отдельных стран;

в) 23 телефонных переговоров с главами государств, правительств и парламентов зарубежных стран и руководителями международных организаций;

г) участие в 7 мероприятиях международного уровня.

Представляется, что дальнейшее расширение участия казахстанского президента в рассматриваемой сфере будет положительно влиять на его позиционирование в качестве полноправного руководителя своей страны на международном уровне.

Возвращаясь к вопросу реализации политических и административных мер, заявленных главой государства, респондентов попросили оценить уровень эффективности данного процесса с использованием балльной системы от 1 (низкая оценка) до 5 (высокая оценка) баллов. Их ответы позволили составить следующий рейтинг.

 

Таблица 1. Меры в рамках реализации предвыборной программы Касым-Жомарта Токаева

 

Меры

Балл

1

Защита и продвижение национальных интересов Казахстана в рамках многосторонних структур и двустороннего сотрудничества с иностранными государствами

 

3,4

2

Продвижение международных инициатив Казахстана по укреплению региональной и глобальной безопасности

 

3,3

3

Формирование «Президентского кадрового резерва»

3,2

4

Укрепление механизмов обеспечения общественного согласия и общенационального единства

 

3,1

5

Повышение качества предоставления и доступности государственных услуг

6

Законодательное закрепление персональной ответственности политических государственных служащих за совершение коррупционных преступлений подчиненными

 

 

 

2,9

7

Повышение ответственности и подотчетности государственных служащих при реализации государственных программ и использовании бюджетных средств

8

Разработка и реализация Концепции развития гражданского общества до 2025 года

 

 

2,8

9

Либерализация законодательства по вопросам проведения мирных собраний

10

Обеспечение деятельности Национального совета общественного доверия

 

2,7

11

Совершенствование многопартийной системы

12

Усиление общественного контроля над деятельностью полицейской службы

 

 

2,5

13

Дальнейшее развитие органов местного самоуправления, включая механизмы участия граждан в процессе принятия решений и контроля над их реализацией

14

Обеспечение независимости судебной власти и судей

 

 

 

2,4

15

Введение механизма подотчетности и подконтрольности обществу всех подведомственных организаций государственных органов, национальных холдингов и национальных компаний

16

Обеспечение прозрачности и эффективности системы кадрового роста в системе государственного управления на основе принципа меритократии

17

Внедрение передовых международных стандартов прозрачности процесса принятия государственных решений при активном участии парламента, НПО, СМИ и учете опросов общественного мнения

 

2,3

 

Таким образом, наиболее реализуемыми в текущих условиях политического развития Казахстана респонденты считают меры, относящиеся к вопросам внешнеполитического, административного и идеологического характера (первая пятерка данных мер – прим.). Наименьшую же эффективность они усматривают главным образом относительно мер, предусматривающих расширение участия граждан и институтов гражданского общества в политической жизни страны, а также модернизацию судебной системы. Тем самым опрошенные эксперты сомневаются в готовности властей к серьезному реформированию политической системы Казахстана.  

В этих условиях в качестве позитивных процессов, которые могут произойти в Казахстане в обозримом будущем, наиболее вероятными респонденты считают появление новых политических партий (25%) и повышение уровня развития гражданского общества и его институтов (18%).

диа5.png

Менее всего респонденты ожидают повышения уровня жизни населения страны и развития местного самоуправления с введением выборности акимов сельских населенных пунктов местными жителями (по 2%).

Среди же негативных процессов, вероятных в ближайшей перспективе, опрошенные особенно выделяют:

1. Обострение борьбы ведущих групп влияния внутри правящей элиты (21%).

2. Рост и радикализацию протестных настроений в обществе (17%).

3. Передел собственности и активов в экономике страны (15%).

диа6.png

Примечательно, что наименее всего в данном случае респонденты ожидают возможных проявлений терроризма и религиозного экстремизма (1%). Скорее всего, такая оценка обусловлена определенным снижением уровня рассматриваемых угроз национальной безопасности Казахстана за последние три года вследствие как усиления антиэкстремистской деятельности государства и его уполномоченных органов, так и преобладания протестных настроений среди населения не в религиозной, а в социальной и политической сферах.   

Особое внимание казахстанской элиты и общественности привлекают будущие парламентские и местные (в маслихаты всех уровней – прим.) выборы. Это обстоятельство обусловлено следующими основными моментами. 

Во-первых, с внесением в 2018 году поправок в законодательство о выборах депутаты маслихатов всех уровней теперь будут избираться, также как и депутаты Мажилиса Парламента РК, по системе пропорционального представительства. Тем самым граждане республики полностью исключаются в качестве субъекта пассивного избирательного права в процессе формирования представительных органов власти всех уровней. А ключевыми  субъектами в данном случае становятся политические партии. Поэтому уже наблюдается и будет усиливаться активизация в партийном поле Казахстана в контексте подготовки действующих и возможно создаваемых партий к участию в предстоящей избирательной кампании. 

Во-вторых,«Nur Otan», традиционно лидирующий в силу своего официального положения по итогам аналогичных избирательных кампаний в 1999-2016 гг., в этот раз будет участвовать уже не как партия, возглавляемая действующим главой государства. Несмотря на положение и возможности своего председателя Нурсултана Назарбаева и присутствие Касым-Жомарта Токаева в Бюро Политсовета, статус данной партии в определенной степени понизился. Поэтому для нее участие в предстоящих парламентских и местных выборах может стать серьезным испытанием с учетом отмеченного выше обстоятельства, а также роста протестных настроений в обществе.

В-третьих, нет ясности относительно того, будут ли рассматриваемые выборы проведены в конституционные сроки (то есть, в 2021 году по истечению полномочий действующих Мажилиса Парламента и маслихатов всех уровней) либо в досрочном порядке, как это имело место в 2007-2016 гг. Причем данный вопрос не просто создает политическую интригу, но и способен повлиять на отношения между первым и вторым президентами Казахстана. 

Во время расширенного заседания Политического совета партии «Nur Otan» Нурсултан Назарбаев заявил о том, что парламентские выборы пройдут в конституционные сроки [6]. Он также отметил преимущество пропорциональной избирательной системы, дав тем самым понять, что каких-либо ее изменений не предусмотрено. 

Вместе с тем имеются следующие основания в пользу проведения парламентских и местных выборов в досрочном порядке:

1. Обновление депутатского корпуса представительных органов всех уровней как часть сценария транзита власти с целью изменения баланса сил в правящей элите страны, что, в свою очередь, является одним из ключевых условий успешности реализации данного сценария. 

2. Проведение данных выборов под контролем Елбасы и его ближайшего окружения с целью обеспечения занятия партией «Nur Otan» большинства мест в Мажилисе и маслихатах всех уровней.

3. Приемлемый для властей и партии «Nur Otan» текущий расклад сил в партийной среде Казахстана, включая отсутствие серьезных конкурентов. 

С другой стороны, системе власти необходим серьезный тайм-аут в политическом, организационном и финансовом отношении после прошедших президентских выборов. Тем более в условиях продолжающегося процесса формирования ее новой конфигурации и выстраивания отношений между ключевыми акторами.  

Власть также не заинтересована в новом всплеске протестной активности среди населения, который может произойти в условиях досрочной избирательной кампании в продолжение акций протеста марта-июля т.г. В связи с этим новому руководству страны выгодно использовать оставшееся время в интересах реализации ряда заявленных им мер и создания, благодаря этому, относительно благоприятного социально-политического фона для проведения предстоящих выборов. 

Кроме того, требует большого времени процесс перезагрузки партии «Nur Otan» и максимального выполнения ее предвыборной программы «Казахстан-2021: Единство. Стабильность. Созидание», с которой она участвовала в парламентских выборах 2016 года. Наконец, в рамках изменения внутриэлитного баланса власть может допустить появление на политической арене страны новых партий. Причем это могут быть партии, как контролируемые определенными группами влияния (например, проект создания экологической партии), так и созданные по инициативе общественности. Если первые из них будут иметь определенные шансы для допуска в Мажилис и маслихаты, то во вторых власть может быть заинтересована в качестве потенциальных конкурентов для пока единственной оппозиционной Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП). Для создания же и «раскрутки» данных партий тоже понадобится определенное время. 

С учетом отмеченных выше обстоятельств вопрос относительно сроков проведения парламентских и местных выборов способен стать дискуссионным не только в обществе, но и среди правящей элиты. При этом здесь важно не столько конкретное время, сколько то, какой из двух векторов дальнейшего развития Казахстана эти выборы усилят – либерализацию либо консервацию. 

Опрошенные эксперты по этому поводу считают, что будущие парламентские выборы будут способствовать больше консервации (9%), нежели либерализации (2%) политической системы страны.

диа7.png

Наибольшими же позитивными ожиданиями респондентов от предстоящих выборов являются появление на волне подготовки к ним новых политических партий (27%) и увеличение количества партий, представленных в Мажилисе Парламента, до 4-6 (23%). В то же время 18% опрошенных не исключают в контексте данных выборов роста протестных настроений в обществе.

 

Поделиться: