Казахстан сумел придать новый импульс деятельности ОБСЕ и активизировал внутреннее реформирование организации - российский эксперт

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Успешная деятельность ОБСЕ по решению основных проблем безопасности невозможна вне рамок консолидированного подхода всех стран-участниц. Однако за последние годы на фоне формирования многополярного миропорядка внутренние противоречия между членами организации лишь усилились. Все это свидетельствует в пользу необходимости реформирования ОБСЕ, повышения ее роли в формировании новой архитектуры международной безопасности. Весьма показательно, что именно эта задача стала императивом деятельности Казахстана на посту председателя ОБСЕ.
Казахстан сумел придать новый импульс деятельности ОБСЕ и активизировал внутреннее реформирование организации - российский эксперт
Казахстан сумел придать новый импульс деятельности ОБСЕ и активизировал внутреннее реформирование организации - российский эксперт МОСКВА. КАЗИНФОРМ /Нарымбек Исмагулов/ - Считанные дни, остающиеся до начала одного из важнейших событий на евроазиатском пространстве - саммита ОБСЕ, представляют хорошую возможностью подвести предварительные итоги работы Казахстана на посту председателя: проанализировать достигнутые им результаты и определить направления дальнейшей работы сообщества ОБСЕ по проблемам, все еще требующим своего решения. О тенденциях развития современных вызовов на пространстве ОБСЕ и условиях их преодоления в беседе с нашим корреспондентом рассказала эксперт Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ им. М.В.Ломоносова Юлия Якушева. - Юлия Викторовна, насколько изменились контуры общеевропейской безопасности с момента проведения последнего саммита ОБСЕ в 1999 году, возникла ли потребность совершенствования деятельности организации? - С момента проведения последнего саммита ОБСЕ в Стамбуле прошло 11 лет. Казалось бы, сравнительно небольшой отрезок времени, однако в течение этого периода повестка дня для крупных международных организаций существенно изменилась. На первый план вышли новые угрозы и вызовы, среди которых: терроризм, локальные конфликты, наркотрафик, техногенные и экологические бедствия. Эти проблемы требуют адекватного и своевременного ответа, однако существующая система безопасности, как на европейском континенте, так и в более широком формате, проявляет недостаточную эффективность. Успешная деятельность ОБСЕ по решению основных проблем безопасности невозможна вне рамок консолидированного подхода всех стран-участниц. Однако за последние годы на фоне формирования многополярного миропорядка внутренние противоречия между членами организации лишь усилились. Все это свидетельствует в пользу необходимости реформирования ОБСЕ, повышения ее роли в формировании новой архитектуры международной безопасности. Весьма показательно, что именно эта задача стала императивом деятельности Казахстана на посту председателя ОБСЕ. - Какую актуальность имеет инициатива Казахстана, касающаяся расширения сферы ответственности ОБСЕ до единой Евразийской платформы безопасности? - Казахстан - первое постсоветское государство, которое вступило в должность председателя ОБСЕ. Кроме того, это первая евразийская страна, которая возглавит в 2011 году ОИК. Поэтому весьма позитивно можно оценить инициативу Астаны по активному участию в создании геополитического моста, соединяющего в едином «пространстве взаимного доверия» Европу и Азию. В этом отношении важность возложенной на Казахстан миссии очевидна. В условиях, когда так называемые «классические проблемы» безопасности отходят на второй план, а азиатский регион из периферийного превращается в важный субъект международных отношений, нахождение точек соприкосновения между азиатскими и европейскими государствами, формирование общей повестки дня будет, безусловно, способствовать повышению эффективности деятельности ОБСЕ и успешному движению к безопасности и стабильности на огромном евроазиатском пространстве. В качестве примера можно привести проблему посткризисного урегулирования в Афганистане. На сегодняшний момент это ключевая тема и для Европы, и для Центральной Азии, и для исламского мира. Тот формат, который Казахстан предложил для посткризисного урегулирования в этой стране, может быть использован как универсальная модель в любой сходной ситуации. То есть здесь проявился методологический подход Казахстана к разрешению затянувшегося конфликта. Так же позитивно можно оценивать и еще один важный шаг, который сделал Казахстан на пути к формированию пространства евразийской безопасности - содействие процессу объединения усилий в решении общих проблем безопасности между основными интеграционными структурами Европы и Азии: СВМДА, ОБСЕ, ООН, ОИК. В значительной степени председательство Казахстана в ОБСЕ уже позволило синхронизировать повестки дня европейской и азиатской безопасности. Причем, очень важно, что Казахстан имеет возможность и в дальнейшем активно продвигать концепцию евроазиатской безопасности уже на посту председателя ОИК. - Насколько успешны были усилия «коллективного председательства СНГ» в ОБСЕ в плане реформирования организации, постепенного повышения ее роли и значимости в современной системе международных отношений? - То обстоятельство, что Казахстан на посту председателя ОБСЕ руководствовался не только личными инициативами, но и обладал коллективным мандатом стран СНГ, способствовало активизации взаимодействия по линии «ОБСЕ-СНГ». Наиболее успешным результатом подобного сотрудничества можно считать урегулирование ситуации в Кыргызстане при совместном участии структур ОБСЕ и ОДКБ. Однако этим вопросом потенциал сотрудничества двух организаций далеко не исчерпывается. Целый ряд актуальных вопросов современной повестки дня могут быть успешно решены путем соединения усилий ОБСЕ и СНГ. Такой подход уже сейчас позволяет говорить о повышении эффективности деятельности ОБСЕ в процессе предотвращения и реального урегулирования конфликтов в зоне ответственности организации, а также повышении роли и значения организации в современной системе международных отношений в целом. - Период работы Казахстана на посту председателя подходит к своему завершению. Какие результаты работы за этот год вы бы могли отметить? - Во-первых, продолжился процесс внутреннего реформирования организационной структуры ОБСЕ. Она стала более эффективной, упростились механизмы согласования наиболее сложных вопросов. За время председательства Казахстана заметно сократилось количество скандалов внутри организации, что особенно видно на примере сокращения претензий к деятельности БДИПЧ ОБСЕ, которая всегда вызывала множество разногласий между членами организации. Кроме того, нельзя не отметить, что Казахстану удалось добиться более сбалансированного распределения проблем безопасности между тремя корзинами организации: экономика, классическая безопасность плюс гуманитарная составляющая. В целом, главная заслуга Казахстана на посту председателя ОБСЕ заключается в том, что он смог придать новый импульс деятельности ОБСЕ, активизировал внутреннее реформирование организации через поиск баланса интересов ее участников. В то же время, ряд вопросов повестки дня казахстанского председательства, скорее всего, останутся нерешенными. Прежде всего, речь идет об урегулировании армяно-азербайджаснкого конфликта. Однако сложившаяся ситуация во многом объяснима объективными причинами, поскольку добиться значительных изменений структуры и формата переговоров по Нагорному Карабаху - чрезвычайно сложная задача, которая требует гораздо большего временного запаса, нежели один год, который был отведен Казахстану. С другой стороны, в настоящих условиях ценен сам поиск формата диалога, который будет способствовать мирному решению затяжного конфликта. В этом отношении саммит ОБСЕ может стать дополнительной площадкой для конструктивных переговоров между Ереваном и Баку. - Какие темы предстоящей в Астане встречи глав государств-участниц ОБСЕ, на ваш взгляд, должны получить первоочередное обсуждение? Как вы оцениваете видение Казахстана, что саммит не следует перегружать непреодолимыми вопросами, а сконцентрироваться на нескольких крупных консенсусных приоритетах? - Во-первых, стоит отметить: тот факт, что Казахстану удалось добиться воплощения инициативы по проведению саммита ОБСЕ, сам по себе является большим успехом деятельности Астаны на посту председателя этой организации. В то же время, сформулировать список приоритетных тем для обсуждения на саммите представляется непростой задачей, поскольку в настоящее время, несмотря на значительные подвижки по этому вопросу, практически отсутствует консенсусная повестка дня, отражающая интересы всех заинтересованных игроков. Из этого обстоятельства вытекает несколько важных моментов. Во-первых, нежелание Казахстана перегружать обсуждение на саммите большим количеством неоднозначных тем выглядит совершенно обоснованно. В связи с этим более оправданна концентрация на нескольких вопросах, не вызывающих существенных разногласий среди членов ОБСЕ. Таким вопросом, например, может стать инициированное Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым подписание документа «Маастрихт плюс». В целом, главной задачей саммита можно считать закрепление на официальном уровне тех позитивных тенденций, которые проявились во время председательства Казахстана в ОБСЕ и отражающих готовность стран ОБСЕ к диалогу, решению проблем неконфликтным путем. - Спасибо за интервью.

Поделиться: